![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальная организация животных
В живой природе социальная организация, по мнению голландского этолога Николауса Тинбергена, начинается там, где хотя бы двое животных вступают в контакт. Социальная организация включает в себя два аспекта: 1) социальную структуру, под которой понимается форма организации, и 2) информационное содержание, которое управляет функционированием данной социальной организации. В зоопсихологии существует методологическая «опасность» антропоморфизма - стремления объяснять психику и поведение животных с позиции мотивов и возможностей людей. Животные, «со свой стороны», по отношению людям проявляют, как сказал бы человек, «териоморфизм», то есть воспринимают человека как своего сородича, наделяя его собственными проекциями. Например, собака воспринимает своего хозяина как вожака. Если собаку кормить раньше себя, то она перестанет слушаться, потому что в стае собак первым ест вожак. Кошка приносит хозяину, к которому она привязана, «в подарок» мышь. Примером влияния социального окружения на поведение приматов служит поведение обезьян, выращенных в изоляции. Такие обезьяны не способны к правильному репродуктивному поведению, вместо реакций ухаживания проявляют агрессивные реакции. Другой пример - поведение детенышей обезьян, подсаженных к разным манекенам: проволочному, не обтянутому мягкой тканью, и альтернативному, «шерстяному». Большую часть времени обезьянка проводит возле теплого и покрытого шерстью манекена. К манекену из проволочного каркаса, не обтянутому шерстью, детеныш подходит только на короткое время, хотя бутылочка с молоком прикреплена именно к нему. Эксперимент иллюстрирует тот факт, что для правильного развития и детеныша обезьяны, (и ребенка), важнее больше играть с ними, а не качественнее кормить. Социальность животных тесно связана с их территориальным поведением. Всех позвоночных можно разделить на животных, оседло живущих на определенной территории одиночно или малыми семьями, и кочующих (номадных) животных, ведущих стадно-групповой образ жизни. Территориальные животные, как правило, питаются ограниченной по количеству «животной» добычей, и, по-этому, «одиночки». Непосредственно, то есть при прямых контактах, не через среду обитания, у таких животных общаются только матери с детенышами и половые партнеры. Сообщества животных организованы по двум главным факторам - доминированию и территориальности. Уровни организации социумов различаются сложностью. Животное может существовать в группе, которая сообществом в строгом смысле слова не является. Сюда относятся стада, стаи и табуны без иерархических отношений, то есть скопления животных, образующиеся в результате несоциальных реакций на различные факторы среды. Это могут быть, например, скопления морских черепах на островах в период размножения, скопления животных у водопоя в период засухи, бесструктурные стаи и стада, в которых нет индивидуального распознавания особей. 26. Генетическое сходство и качественные различия психики животных и человека Сравнение психики животного с человеческой позволяет выделить следующие основные различия между ними. 1. Животное может действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается непосредственно, а все осуществляемые им акты ограничены биологическими потребностями, то есть мотивация всегда биологическая. Животные не делают ничего такого, что не обслуживает их биологических потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Лишь в процессе ориентированного манипулирования животное способно решить проблемные задачи. Человек же благодаря абстрактному, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости - сознательно. Мышление тесно связано с вещанием. Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработан человечеством в течение тысячелетий и которого он никогда не воспринимал непосредственно. 2. Животные способны использовать предметы в качестве орудия, но ни одно животное не может создать орудие труда. Животные не живут в мире постоянных вещей, не выполняют коллективных действий. Даже наблюдая за действиями другого животного, они никогда не будут помогать друг другу, действовать сообща. Только человек создает орудие по продуманному плану, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Он живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает его другим. 3. Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства. 4. Условия развития психики животных и человека являются четвертым отличием. Развитие психики в животном мире подчинено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями. И человеку, и животному свойственны инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако присваивать общественный опыт, который развивает психику, способен лишь человек. С момента рождения ребенок овладевает способами использования орудий и навыками общения. Это, в свою очередь, развивает чувственную сферу, логическое мышление, формирует личность индивида. Обезьяна в любых условиях будет проявлять себя как обезьяна, а человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей среди животных. Сходства: 1. Прежде всего сходство психики человека и животных заключается в том, что им свойственны низшие формы психики: сенсорная и перцептивная. И те и другие ощущают свойства и качества, действующих на органы чувств стимулов, и воспринимают их. Животные, как и человек, имеют зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Как у тех, так и у других возникают образы воспринимаемых предметов. Но перцептивные образы человека качественно отличаются от образов животных, так как они имеют не только внешнюю, но и внутреннюю, субъективную направленность. На основе субъективных образов у человека начинает функционировать предметное сознание, содержание которого определяется образами, составляющими внутренний духовный мир человека, связанный как с внешней действительностью, так и с телесным бытием человека.
|