Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема 2.






Характер, формы и методы государственного регулирования ВЭД предприятий.

 

Основные понятия

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации являются:

1) единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;

2) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

3) единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;

4) единство таможенной территории Российской Федерации;

5) приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

6) равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;

7) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

8) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

В современных условиях интернационализации хозяйственной жизни экономика отдельных стран все глубже втягивается в международное разделение труда, что изменяет роль и цели национального внешнеэкономического регулирования. С одной стороны, важнейшей задачей государства по-прежнему является создание наиболее благоприятных условий для своих предпринимателей на внутреннем и внешнем рынках, что связано с реализацией протекционистских мер и задач защиты национального рынка. С другой стороны, процессы интернационализации и глобализации вызывают необходимость либерализации внешней торговли и движения капитала, валютно-финансовых отношений.

В этой связи особое значение приобретает характер внешнеэкономической политики государств, определяющий систему государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Выделяют протекционистскую, умеренную и политику открытой экономики- фритредерства. Следует заметить, что в чистом виде экстремальных случаев (протекционизм или открытая экономика) не встречается. Хотя в разные периоды развития отдельные государства подходили очень близко либо к полному прекращению внешнеэкономических связей (Северная Корея, Албания), либо к полной либерализации (Исландия, Гонконг).

Протекционизм предусматривает необходимость государственной защиты промышленности своей страны от иностранной конкуренции. Концепция свободной торговли строится на идеале, что не государство, а рынок должен формировать структуру экспорта и импорта.

Внешнеэкономическая политика, носящая умеренный характер предполагает сочетание в каких-то пропорциях элементов открытой экономики и протекционизма.

Внешнеэкономическая деятельность осуществляется в различных сферах и и достаточно сложная в силу того, что внешнеэкономическая деятельность таможенно-тарифное регулирование, нетарифное регулирование, валютно-финансовое и налоговое регулирование. Регулирование внешней торговли связано с применением тарифных и нетарифных методов (барьеров). (схема 1.)

Схема 1.

 

Тарифные методы направлены на регулирование внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин.

Таможенная пошлина - разновидность акцизного налога, взимаемого таможенными органами при перемещении товаров через государственную границу. Таможенная пошлина выполняет три основные функции:

  • фискальную - пополнение госбюджета;
  • протекционистскую - защита отечественных производителей;
  • регулирующую, связанную с регулированием товарных потоков в страну и из страны.

Таможенные пошлины базируются на таможенных тарифах, которые представляют собой перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный таможенный тариф). Таможенный тариф - важный инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с внешним рынком.

Существуют различные виды классификации таможенных пошлин. Наиболее распространенными является по объекту обложения - выделяются импортные, экспортные, транзитные; по способу взимания - адвалорные (взимается в процентах от таможенной стоимости товара), специфические (взимаются в денежных единицах с определенного количества товара), комбинированные (при этом пошлина рассчитывается по адвалорной и специфической ставке, а применяется та из двух ставок, которая дает наиболее крупную сумму пошлины.

Особое место в ряду нетарифных методов занимают паратарифные барьеры. Паратарифные барьеры - разновидность нетарифных барьеров, которые увеличивают стоимость импортируемого товара сверх таможенной пошлины (на определенный процент или на определенную величину на единицу товара) к данной категории торговых барьеров относятся:

ü внутренние налоги и сборы, которыми облагаются импортируемые товары (в РФ налог на добавленную стоимость);

ü различные таможенные сборы, не имеющие внутреннего аналога (в том числе сборы за таможенное оформление, хранение, таможенное сопровождение, а также регистрационный сбор на импортные транспортные средства и другие сборы), специальные налоги, добавочные пошлины, вводимые в целях улучшения финансового положения государства или защиты национального производства;

ü декретированая таможенная оценка - установление таможенной стоимости определенных товаров, применяемой для исчисления таможенных пошлин и сборов, в административном порядке.

Важным направлением государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является регулирование притока иностранных инвестиций и процесса вывоза капитала (зарубежных инвестиций резидентов). Большинство стран мирового хозяйства одновременно выступают и в роли экспортеров, и в роли импортеров капиталовложений. Государственное регулирование иностранных инвестиций имеет два направления: регулирование иностранных инвестиций поступающих и работающих в национальной экономике; регулирование инвестиций резидентов в экономику других стран (зарубежные капиталовложения). Первое направление связано с созданием определенной системы, направленной на привлечение (в некоторых случаях на ограничение), стимулирование и контроль за иностранными инвестициями в национальной экономике.

Система регулирования иностранных инвестиций связана с созданием институциональных структур и комплексом реализуемых ими мер, направленных на повышение эффективности осуществляемой государственной политики в отношении капиталовложений из-за рубежа. Несмотря на общую тенденцию к либерализации режима приема иностранных инвестиций, практически все страны в той или иной мере регулируют этот процесс. Так как с одной стороны, импорт капитала означает привлечение дополнительных финансовых и материальных ресурсов в национальную экономику, что расширяет возможности накопления в стране и улучшает условия ее экономического роста. С другой стороны, чрезмерное не контролируемое вливание иностранных инвестиций может привести к угрозе национальной безопасности, связанной с переходом ряда важных экономических объектов в руки иностранных собственников, что ограничивает возможности деятельности национального капитала. В этой связи можно выделить две группы методов: стимулирующие привлечение иностранных инвестиций; ограничивающие приток иностранных инвестиций.

К первой группе относятся следующие меры:

ü налоговые и таможенные льготы;

ü гарантии против национализации иностранной собственности;

ü возможность репатриации прибыли;

ü предоставление концессий.

Ко второй:

ü ограничение доли иностранцев в уставном капитале компаний;

ü определение сфер экономической деятельности, доступных для иностранного капитала, в том числе при создании совместных предприятий;

ü применение различных оговорок в отношении создания предприятий с иностранными инвестициями;

ü применение ограничений в части репатриации прибыли и капиталов;

ü установление условий, оговаривающих необходимость использования местных факторов и компонентов производств.

ü В практической деятельности государства используется обычно совокупность мер из той и другой группы.

Систему мер государственного регулирования иностранных инвестиций можно представить следующим образом:

Схема 2.

Другим важным направлением государственного воздействия является регулирование вывоза капитала - процесса экспорта инвестиций резидентами за рубеж. Официально капитал может вывозиться за рубеж в виде прямых и портфельных инвестиций, в ссудной форме - в виде кредитов, в виде размещения капитала юридических и физических лиц на банковских депозитах и различных счетах. В развитых странах государственное регулирование экспорта капитала представляет собой комплекс мер государственной поддержки вывоза капитала, в первую очередь прямых инвестиций: это меры информационной и технической поддержки инвесторов - содействие в поиске зарубежного партнера, в организации предварительного технико-экономического обоснования проекта, анализа бизнес-плана, в реализации инвестиционных проектов, в финансировании инвестиций - участие в капитале, предоставление налоговых льгот, кредитование, и особенно страхование. Иногда капитал вывозится за рубеж не столько по причине увеличения прибыли, сколько по мотивам сохранения его путем помещения в более стабильные и надежные условия. В последнем случае говорят о «бегстве» или «утечке» капитала за границу, Основная причина «бегства капитала» - отсутствие благоприятного инвестиционного климата.

Государственное регулирование экспорта капитала должно быть направлено на сокращение объемов незаконного вывоза капиталов, для чего необходимо, прежде всего, осуществлять мероприятия по улучшению инвестиционного климата в стране.

 

В системе регулирования внешнеэкономической деятельности важное место занимает валютное регулирование. Валютное регулирование воздействует на все направления внешнеэкономической деятельности: внешнюю торговлю, международное производственно-техническое, научно-техническое, инвестиционное сотрудничество и др. Валютные ограничения могут регламентировать операции резидентов и нерезидентов с валютой или валютными ценностями. Они связаны с применением ограничений на перевод за рубеж валютных средств по капитальным и (или) текущим статьям платежного баланса, с ограничением возможностей резидентов покупать иностранные товары, услуги, предоставлять за границу кредиты. Валютные ограничения могут касаться и внешней торговли, и движения капиталов. Валютные ограничения являются частью валютного контроля, осуществляемого правительством. Валютный контроль - система государственных мер, контролирующих все сделки между страной и остальным миром, куда входит контроль за законностью валютных операций, за своевременным возвращением валюты по экспортным операциям, за правильностью расчетов по импортным операциям и т.д. В условиях резкого ухудшения внешнеэкономического положения и увеличения дефицита платежного баланса даже промышленно развитые страны принимают меры к ужесточению валютных ограничений, особенно по отношению к вывозу капитала. Это связано с желанием обеспечить с помощью имеющейся иностранной валюты текущие платежи. Аналогичные меры используют страны с переходной экономикой и развивающиеся, которые стремятся использовать свои валютные доходы на покрытие первоочередных народнохозяйственных нужд.

 

Другим важным направлением системы государственного регулирования ВЭД является регулирование международного движения рабочей силы. Регулирование миграционных процессов — особая, специфическая область социальной политики государства, реализуемая посредством комплекса административно-правовых, организационно-экономических, информационных и других методов. Государственное регулирование данной области осуществляется с учетом складывающихся тенденций в отношении процессов как внутригосударственной, так и внешней миграции. Система государственных мер по регулированию иммиграции включает:

1) законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов;

2) институционные службы по иммиграции рабочей силы;

3) межгосударственные соглашения по иммиграции рабочей силы.

Регулирование продолжительности пребывания в стране иностранцев, приехавших в поисках работы, варьируется в разных странах, но в целом в иммиграционной политике выделяются три основных направления:

ü так называемая ротационная иммиграция рабочей силы, для которой характерно заранее ограниченное пребывание иммигрантов (от 1 до 3, 5 лет) без права приезда их семей;

ü разрешение проживания без определенного срока и с правом приезда семей;

ü так называемая «ассимилированная иммиграция». Она предусматривает постоянное проживание иммигрантов с правом получения гражданства в стране после определенного законом срока непрерывного проживания (порядка 5—10 лет).

В системе государственного регулирования международного движения рабочей силы применяются следующие меры:

1) меры, направленные на защиту интересов трудящихся-мигрантов:

ü облегчение гражданам условий выезда и возвращения в страну проживания путем внесения изменений в национальные законодательства. Этим же целям служит последовательное преодоление государственной монополии в области организации экспорта рабочей силы, как в направлении создания частных национальных агентств, фирм, занимающихся посредничеством при трудоустройстве за рубежом, так и путем допуска в страну иностранных представительств, занимающихся такого рода деятельностью;

ü установление минимально необходимых требований к заключаемым трудовым контрактам (сроки договора, размер зарплаты, налогообложение, страхование);

ü защита прав трудящихся-мигрантов в странах-импортерах рабочей силы (заключение много- и двусторонних межправительственных соглашений по соответствующим вопросам);

ü содействие оперативной и результативной адаптации трудящихся-мигрантов к новым условиям жизнедеятельности в странах-реципиентах и реадаптации после возвращения на родину. Первая задача решается путем широкой разъяснительной и информационной работы об условиях труда и быта за рубежом, языковой и профессиональной подготовки граждан в период, предшествующий выезду за границу. Вторая — путем содействия в социально-экономическом обустройстве после возвращения на родину;

ü ограничение на сбор налогов с мигрантов при найме.

2) меры, направленные на защиту государственных интересов стран — экспортеров рабочей силы:

ü лицензирование органами государственного управления деятельности предприятий, организующих экспорт рабочей силы. Цель — наделение правом посредничества при трудоустройстве за границу только тех организаций, которые обладают достаточными знаниями, опытом работы в этой сфере и способны нести материальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности;

ü регулирование параметров оттока рабочей силы за рубеж (как количественных, так и качественных), которое призвано предохранить национальный рынок рабочей силы от утечки за рубеж в нежелательных масштабах работников дефицитных специальностей и в то же время предотвратить негативные последствия эмиграции для демографических процессов в стране. Оно осуществляется с помощью таких мер, как лимитирование выдачи заграничных паспортов, прямой запрет на выезд отдельных категорий работников, введение эмиграционных квот на выезд представителей отдельных профессий. Применяются и экономические методы, например, дифференциация ставок валютных платежей мигрантов, работающих за рубежом, в зависимости от их специальности. Практикуется также система штрафов, вплоть до конфискации имущества, за несанкционированный выезд из страны;

ü привлечение в страну валютных средств. Их источниками являются в первую очередь сами трудящиеся-мигранты, которых либо прямо обязывают переводить в страну происхождения ту или иную часть заработка в иностранной валюте, либо заинтересовывают в инвестировании на родине с помощью различных льгот финансово-кредитного характера.

3) меры, направленные на взаимную защиту стран-импортеров и экспортеров рабочей силы:

ü достижение в рамках двух- или многосторонних правительственных соглашений обязательства проводить трудовую миграцию на возвратной основе, имея в виду возвращение работников на родину после отработки срока договора или контракта;

ü проведение совместных согласованных действий, направленных на минимизацию нелегальной миграции.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал