![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 4 бюджетное право РФ
Бюджет может быть рассмотрен как категория экономическая, то есть централизованный фонд денежных средств, создаваемый для покрытия государственных расходов. Бюджет как правовая категория представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации - далее «БК РФ»). В данном определении выделяются следующие признаки: 1. Бюджет - это общегосударственный, централизованный фонд денежных средств, создаваемый для покрытия государственных расходов. 2. Бюджет - это финансовый план государства, в котором указаны его доходы и расходы в предстоящем году. 3. Бюджет - это основной финансовый план государства, на основании и во исполнение которого принимаются остальные финансовые планы (см. схему 21). Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов трех уровней: - первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; - второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; - третий уровень - местные бюджеты (ст. 10 БК РФ) (см. схему 22). Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах, перечисленных в главе 5 БК РФ (ст. 28-38) (см. схему 23). Доходы и расходы бюджетов всех уровней группируются соответствующим образом, что обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов. Группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы называется бюджетной классификацией (ст. 18 БК РФ), которая включает: - классификацию доходов бюджетов РФ; - функциональную классификацию расходов бюджетов РФ; - экономическую классификацию расходов бюджетов РФ; - классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ; - классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; - классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований; - классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ; - ведомственную классификацию расходов федерального бюджета (ст. 20-25 БК РФ) (см. схему 24). Вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на: - социальное обеспечение по возрасту; - социальное обеспечение по болезни, инвалидности, рожденияи воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством о социальном обеспечении; - социальное обеспечение в случае безработицы; - охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности и не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат. Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: - Пенсионный фонд Российской Федерации; - Фонд социального страхования Российской Федерации; - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; - Государственный фонд занятости населения Российской Федераций (глава 17 БК РФ) (см. схему 25). Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ). Финансовый (бюджетный) год устанавливается в 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря). Все стадии бюджетного процесса охарактеризованы в третьей части БК РФ (см. схему 26). В бюджетном процессе принимают участие различные государственные органы, наделенные соответствующими полномочиями, перечисленными в главе 19 БК РФ (см. схему 27). В целях достижения сбалансированности бюджетов всех уровней используются различные методы бюджетного регулирования: - закрепленные доходы - доходы, которые полностью или в твердофиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет; - регулирующие доходы - доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год; - дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов; - субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов; - субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов; - трансферт ~ перевод средств из фонда финансовой поддержки регионов в бюджеты нижестоящего территориального уровня; -секвестр - специальный механизм бюджетного регулирования, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем незащищенным статьям бюджета; - бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года (ст. 6 БК РФ) (см. схему 28). В главе 25 БК Российской Федерации, посвященной регулированию исполнения федерального бюджета, особое внимание уделено установлению очередности списания денежных средств со счета бюджета и лицевых счетов получателей бюджетных средств (ст. 255 БК РФ). При наличии на счете бюджета (лицевом счете получателя бюджетных средств) достаточной суммы денежных средств для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств осуществляется в порядке поступления подтвержденных платежных обязательств и других документов на списание. Если средств на счете бюджета недостаточно для удовлетворения всех требований, списание денежных средств осуществляется в следующей очередности: - в первую очередь осуществляется списание по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов; - во вторую очередь осуществляется списание по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для возмещения реального ущерба в размере недофинансирования, а также возмещения убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту; - в третью очередь осуществляется списание, предусматривающее возврат излишне уплаченных и ошибочно зачисленных доходов в бюджет; - в четвертую очередь осуществляется списание по платежным документам, предусматривающим финансирование расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга; - в пятую очередь осуществляется списание по платежным документам, предусматривающим финансирование иных расходов бюджета. Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов (см. схему 29). Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю следующих мер принуждения: - предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; - блокировка расходов; - изъятие бюджетных средств; - приостановление операций по счетам в кредитных организациях; - наложение штрафа; - начисление пени; - иные меры, предусмотренные БК РФ (статья 282 БК РФ) (см. схему 30). Применять меры принуждения могут руководители органов Федерального казначейства и их заместители, которые вправе: - списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, и в других случаях, предусмотренных Кодексом; - списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек; - списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил; - взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки; - выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; - составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов; - взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки; - приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца (ст. 284 БК РФ) (см. схему 31). В БК Российской Федерации впервые названы виды нарушений бюджетного законодательства (ст. 289-306 БК РФ) (см. схему 32).
|