Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственный строй Османской империи в 17-18 вв.
Османская империя – централизованное феодальное государство. 3 слоя феодалов: -военные -служилые -духовные Во главе феодалов стоял султан (падимах, хакан, хюнкяр) После завоевания Аравийского полуострова султан наделяет себя полномочиями заместителя пророка (халифа). Имели полную власть над жизнью и имуществом поданных. 4 управления: -великий везир – пользовался абсолютной властью в стране -кадиаскер – военный судья румели – румелийский кадиаскер анадолу – анадолийский Им подчинялись все судьи на местах, мехтебы (нач. обр-е религиозное). Все решения центральной власти утверждались обоими кадиаскерами и шейх-уль-эслам. Шейх-уль-эслам и кадиакеры имели право на жизнь. -ниманджи, ведомство, возглавл. Неманджи издавало законы. Визировал указы султана. Тугра – виза, которую он ставил -баледефтердар (вроде мин.финансов) При продвижении по службе родовитость не имела значения. В Османской империи не существовало официально оформленного дворянства. Правила поведения чиновников строго регламентировались, и каждый имел элькаб (форма обращения). Огромным было влияние высшего духовенства – улемы. Любой указ султана выпускался в свет только после консультации с высшими священнослужителями. Судебная система полностью монополизирована духовенством. Кади – судья. Судебные сборы – каждый, обращающийся в суд, был обязан вносить сборы. Суд происходил обязательно в мечети. Письменные док-ва не принимались, т.к. большинство населения не умело писать на арабском. Во время судебного процесса показания одного мужчины = двум женским показаниям. Для вынесения приговора достаточно показаний 2-ух благочестивых мужчин. При дворе султана, на службе, около 5 тыс. чел. Двором руководило 2-ое евнухов:
В средневековье Османская империя была самой веротерпимой страной Европы. Правительство признало 3 немусульманские общины: греко-православная, армяно-григорианская, иудаистская. Им гарантирована свобода богослужения. Духовенство этих общин было всегда освобождено от налогов. Они получили гарантию неприкосновенности храмов – храмы не будут обращены в мечети. Руководство религиозных немусульманских общин получило судебное полномочие в отношении членов своих общин. В споре между мусульманами и не мусульманами выступал кади. Организация местной власти. Страна делилась на эялеты. Во главе эялета – бейлербей. Бейлербей имел собственный дом и собственный диван. Являлся бесконтрольным правителем. Командовал войсками. Глава гражданской и военной администрации. Гл.обязанность – отправлять в казну налоги. Сначала их было 2, в конечном итоге их число дошло до 24. Эялеты делились на санджаки. Во главе санджакбей. Его положение аналогично положению бейлербея. Санджаки делились на каза (вроде округа). Аян - должность. Задача аяна быть посредниками между местным населением и властью. Их избирали местные феодалы. Османская империя возникла в результате завоеваний. Единство империи поддерживалось только вооруженной силой. В экономическом плане не составляла единого целого. Отсутствовал общенациональный рынок, отсутствовали региональные рынки. Вооруженные силы делились на 2 части:
Осн. часть капыкулу – янычарский корпус. Раз в 5 лет проводился набор в янычарский корпус. Мальчики от 5 до 12 лет, обучение в Стамбуле, затем в имениях высших сановников страны. После этого их сортировали. Мальчики для внешней службы – солдаты, для внутренней службы – чиновники. Идеологическую поддержку корпуса янычаров осуществляли бепташи. Пользовались 16 привилегиями: - не носили бороду - их наказывали только их командиры Фанакаджи – офицер для наказаний Все янычары получали жалование – улюфе. Выдавали 4 раза в год. Были только имена. Фамилий не было Арта – делился корпус янычар. Символ – котел. Выдавался спец. билет на получение жалования – эсамо. Янычары часто продавали свои билеты. В следствии этого они постепенно становились нищими и переставали быть боевой силой. Занимались ремеслом и торговлей, старались не жить казармой. Это приводило к мятежам.
|