Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональная направленность физической культуры — это основа, объединяющая все остальные ее компоненты.






Критериями, по которым можно судить о сформированности физической культуры личности, выступают объективные и субъективные показатели. Опираясь на них, можно выявить существенные свойства и меру проявления физической культуры в деятельности. К ним относятся:

♦ степень сформированности потребности в физической культуре и способы ее удовлетворения;

♦ интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельнос­ти (затрачиваемое время, регулярность);

♦ характер сложности и творческий уровень этой деятельности;

♦ выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявле­ний личности в физкультурно-спортивной деятельности (само­стоятельность, настойчивость, целеустремленность, самооблада­ние, коллективизм, патриотизм, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность);

♦ степень удовлетворенности и отношение к выполняемой деятель­ности;

♦ проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразова­ния, самовоспитания и самосовершенствования в физической культуре;

♦ уровень физического совершенства и отношение к нему;

♦ владение средствами, методами, умениями и навыками, необхо­димыми для физического совершенствования;

♦ системность, глубина и гибкость усвоения научно-практических знаний по физической культуре для творческого использования в практике физкультурно-спортивной деятельности;

♦ широта диапазона и регулярность использования знаний, уме­ний, навыков и опыта физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональ­ной деятельности.

Таким образом, о сформированности физической культуры лич­ности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме прояв­ляются личностные отношения к физической культуре, ее ценностям. Сложная система потребностей личности, ее способностей предстает здесь как мера освоения физической культуры общества и мера твор­ческого самовыражения в ней.

В соответствии с критериями можно выделить ряд уровней прояв­ления физической культуры личности.

Предноминальный уровень складывается стихийно. Причины его лежат в сфере сознания в отношении студентов и связаны с неудовле­творенностью предлагаемой педагогами программой, содержанием за­нятий и внеучебной деятельности, ее смысловым и общекультурным потенциалом; осложненными межличностными отношениями с педа­гогом. У студентов отсутствует потребность в познавательной актив­ности, а знания проявляются на уровне знакомства с учебным матери­алом. Отрицается связь физической культуры со становлением личности будущего специалиста и процессом его профессиональной под­готовки. В мотивационной сфере доминирует негативная или индиф­ферентная установка. На учебных занятиях такие студенты пассивны, сферу внеучебной деятельности отвергают. Уровень их физических возможностей может быть различным.

Номинальный уровень характеризуется индифферентным отноше­нием студентов к физической культуре и спонтанным использованием ее отдельных средств и методов под влиянием товарищей по учебной группе, досугу, эмоционального впечатления от спортивного зрелища, теле- или киноинформации. Знания ограничены, бессистемны; смысл занятий видится лишь в укреплении здоровья, частично в физическом развитии. Практические умения ограничены простейшими элемента­ми — утренняя зарядка (эпизодически), отдельные виды закаливания, активный отдых; направленность — личная. Иногда студенты этого уровня могут принимать участие в некоторых видах физкультурно-спортивной деятельности репродуктивного характера по просьбе педа­гога. Уровень здоровья и физической подготовленности таких студен­тов имеет широкий диапазон. В послевузовском периоде они не про­являют инициативы в заботе о своем-здоровье, физическом состоянии.

В основе потенциального уровня — положительно осознанное отно­шение студентов к физической культуре в целях самосовершенствова­ния и профессиональной деятельности. Они имеют необходимые зна­ния, убеждения, практические умения и навыки, позволяющие грамот­но выполнять разнообразную физкультурно-спортивную деятельность под контролем и при консультативной помощи педагогов и опытных товарищей. Познавательная активность проявляется как в сфере спортив­ных зрелищ, так и в освоении научно-популярной литературы.

Направленность «на себя». Большое значение придают эмоцио­нальному общению и самовыражению в процессе занятий. Использу­ют частичное физическое самовоспитание, руководствуясь личными мотивами. Проявляют активность в общественной физкультурной де­ятельности лишь при побуждении извне (педагоги, общественность, деканат). После окончания вуза проявляют физкультурно-спортив­ную активность, лишь попадая в благоприятную среду.

Творческий уровень характерен для студентов, убежденных в цен­ностной значимости и необходимости использовать физическую культуру для развития и реализации возможностей личности. Этим студентам присуща основательность знаний по физической культуре, они владеют умениями и навыками физического самосовершенствования, организации здорового образа жизни, использования средств физичес­кой культуры для реабилитации при высоких нервно-эмоциональных нагрузках и после перенесенных заболеваний; они творчески внедряют физическую культуру в профессиональную деятельность, в семей­ную жизнь. После окончания вуза проявляют инициативу самодея­тельности во многих сферах жизнедеятельности.

Границы выделенных уровней подвижны. Они свидетельствуют о наличии противоречий, основным из которых является несоответст­вие между современными требованиями к профессионально-личност­ному развитию будущего специалиста и его реальным уровнем. А это является движущей силой развития его физической культуры.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал