Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оставаться там, где Господь поставил ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Вопрос: Нужны ли человеку-христианину его земные дела или надо стремиться только к обретению молитвы и стремлению к Богу, не заботясь о земном? Схиархимандрит Гавриил: Каждый должен делать то, к чему его призывает Бог. Есть люди, которые вступают на монашеский путь в очень юном возрасте. Я недавно встретился с послушником, которому 16 лет. В то же время среди моих знакомых монахов и монахинь немало людей, у которых был опыт семейной жизни, есть дети, внуки, но они в какой-то момент почувствовали это призвание и оставили все, приняли монашество. Однажды я видел на Афоне среди монахов два поколения одной семьи — отца и сына. В одной из женских обителей я также встретил двух монахинь — мать и дочь. Каждый человек должен всегда оставаться на том месте, куда Господь его поставил, пока Бог его сам не призовет. Вопрос: Нужно ли человеку искусство для самовыражения и самосовершенствования? Или христианину вообще ничего в искусстве земное не нужно? Живопись, архитектура, литература, дизайн — есть ли это выражение только слабостей человека? Схиархимандрит Гавриил: Искусство значило и продолжает значить очень многое в жизни человека. Прежде всего, Церковь много почерпнула в искусстве и продолжает использовать искусство в своих целях. Это все очень хорошо видно в самой церкви, особенно во время литургии:. архитектура, иконография, живопись, пение, музыка. Это, как Евангелие, которое может читаться на разных языках, но содержание всегда одно и то же. Если вы спрашиваете моего совета, то я никогда не буду советовать христианину посвятить свою жизнь искусству ради самого искусства, чтобы только самовыражаться в искусстве. Но я не способен давать какие-то советы. Первый этап — фундамент всей духовной жизни Вопрос: Вы сказали, что каждая следующая ступень молитвы не исключает предыдущих, то есть молитва благодарения не исключает прошения. Как переход на последующую ступень влияет на предыдущие? Схиархимандрит Гавриил: Вы совершенно правильно поняли. Как раз, говоря о возрастах молитвы, я не имею в виду этапы духовной жизни, потому что переход из одного этапа на другой не предполагает оставление предыдущего этапа. Первый возраст — именно исполнение заповедей евангельских — остается базой, фундаментом для всей духовной жизни. Завтра мне предстоит участвовать в конференции, посвященной наследию преподобного Исаака Сирина. Преподобный Исаак Сирин как раз выражает эту мысль. Бог посещает человека, как птица, которая посещает своих птенцов, опускаясь на них, чтобы их обогреть и укрыть. Один из святых отцов говорит, что когда такое случается, когда Бог тебя посещает, то перестань читать Псалтырь, забейся в угол, чтобы ничего не видеть и не слышать, уступи место действия Богу. Когда Господь отойдет, когда Господь уйдет, то продолжай молитву.
|