Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стабилизатор и руль высоты кордовой пилотажной модели самолета






КОРДОВАЯ ПИЛОТАЖНАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА

На современную кордовую пилотажную модель спортсмен тратит громадное количество времени, сил и ресурсов. К очередному спортивному сезону, как правило, он успевает подготовить лишь одну пилотажную модель, попытавшись потом быстро познать все ее летные достоинства и недостатки в процессе первых тренировок. При кардинальной же смене конструкции модели неизбежно приходится долго и скрупулезно подстраивать и регулировать пилотажные свойства нового аппарата под свой индивидуальный стиль пилотирования, на что порой уходит половина сезона.

При этом вполне понятная боязнь разбить новую машину заставляет спортсмена «подтормаживать». Иногда на освоение новой техники уходит недопустимо большое время. А в спорте это очень важный фактор. Если по каким-либо причинам не удается быстро и благополучно пройти этап освоения, сезон «пропадает». В итоге — снижение спортивных результатов (и как следствие падение спортивного рейтинга). Либо спортсмен вынужден временно пропускать зачетные соревнования (что также приводит к снижению рейтинга и появлению разговоров о нестабильности спортсмена).

Поэтому у тех, кто серьезно увлекается кордовыми пилотажными моделями, периодически появляется мысль о необходимости иметь помимо основной «боевой чемпионатной» машины специализированную модель для сезонных тренировок (которая, возможно, станет потенциальной заменой на непредвиденный случай). Именно такой технике и посвящена сегодняшняя публикация.

Предлагаемая вашему вниманию пилотажка является желанным компромиссом, удовлетворяющим требованиям высоких летных свойств при весьма высокой технологичности и общей простоте конструкции. Эта модель создавалась с учетом опыта ведущих чешских и российских спортсменов. Применения особо дефицитных материалов и сложных технологий в ней удалось избежать.

Крыло кордовой пилотажной модели самолета

Крыло постоянной толщины и основной хорды (без закрылка). Силовая схема классическая, — с зашитым носиком кесонного типа. Все нервюры обработаны в одной пачке. Затем пачка разобрана, и каждая нервюра последовательно пронумерована и облегчена. Далее следует сборка на лонжеронах, вклейка передней кромки и стенки между лонжеронами. Стенка выполняется из бальзовых пластин с вертикальным расположением волокон. В четырех корневых секциях толщина стенки 3 мм, на остальных частях консолей 2 мм.

В центральной же секции стенка лонжерона изготовлена из 4 мм березовой фанеры. К этой стенке приклеиваются на эпоксидном клее две фанерные пластины, на которых смонтирован готовый узел качалки. Завершает сборку каркаса монтаж задней кромки в несформированном по профилю виде (бальзовая рейка сечением 14 х 10 мм). Затем можно приступать к зашивке носика крыла пластинами бальзы. На этом этапе настоятельно советуется почаще контролировать отсутствие круток каркаса, а при их появлении своевременно исправлять крыло. Иначе после зашивки лобика устранить перекосы будет невозможно!

Следует хорошо просушить собранный каркас, прежде чем приступать к наклейке полочек на нервюры и панелей обшивки центроплана. При применении клея типа ПВА нужно выдержать крыло не менее 12 часов в помещении с постоянной температурой около +20°. На высохшем каркасе допрофилируются передняя и задняя кромки. Вообще при сборке используется в основном клей типа ПВА «строительного» сорта, так как он жестче, чем канцелярский, не желтеет в швах. Очень важно разбавлять его не водой, а этиловым спиртом (примерно на 30%) от первоначального состояния. Очевидные преимущества от этого — предотвращение загнивания клея при хранении, быстрая сушка, очень малое коробление и резко сниженное набухание древесины в узлах склейки.

Законцовки крыла вырезаны из упаковочного пенопласта и оклеены в два слоя стеклотканью толщиной 0, 1 мм на эпоксидной смоле. Однако представляется, что проще изготовить из дерева болван и на нем отформовать стеклопластиковые законцовки. Кстати — на тренировках и при перевозке частенько страдает от забоин внешняя законцовка и для ее замены проще иметь под рукой готовые полуфабрикаты, чем затевать процесс обработки пенопласта. Кроме того, внутренняя законцовка, выполненная в виде достаточно прочной пустотелой оболочки, позволит при желании элементарно просто оформить на ней регулируемый узел вывода тросиков управления.

Не забудьте на внешней крайней секции крыла заклеить груз массой 30-40 грамм. Обтяжка — лавсановая пленка толщиной не менее 25 мкм. Обтянутое крыло откладывается до начала совместного монтажа с фюзеляжем. Закрылки выструганы из цельных бальзовых пластин толщиной 10 мм. Их корневые торцы усилены накладками из миллиметровой фанеры. После обработки отверстий под петли навески и скобу привода они грунтуются жидким нитролаком в один слой и оклеиваются цветной термопленкой типа Solarfilm или аналогичной ей по свойствам. Закрылки навешиваются на обычных покупных пластиковых петлях (по три петли на каждый закрылок) после окончания сборки и отделки всей модели.

Стабилизатор и руль высоты кордовой пилотажной модели самолета

Стабилизатор и руль высоты цельнобальзовые, наборной конструкции. Характерный уступ в профиле горизонтального оперения объясняет появление очень интересного и нужного аэродинамического эффекта. При малых отклонениях руля высоты (до 7'-10°), на спрофилированном таким образом оперении появляется своеобразная зона нечувствительности. Теперь не нужно будет с идеальной точностью возвращать рули в нейтральное положение после резкого маневра, так как «нулевая» зона сильно расширена.

По эффекту утолщение задней кромки стабилизатора близко к применявшемуся в свое время другому приему, также облегчавшему пилотирование модели (речь о намеренно закладываемых в систему управления значительных люфтах, достигающих на рулях и закрылках 6°). Эффект, обусловленный наличием уступа между стабилизатором и рулем высоты, хорошо проявляет себя не только при выводе модели из маневра, но и при вводе в прямолинейные участки квадратных и треугольных фигур. Однако есть и одна негативная сторона применения подобного оперения. Привыкнув к управлению такой моделью, потом будет крайне сложно перейти к обычной.

Если вы сторонник обычной профилировки горизонтального оперения, настоятельно рекомендуем отойти от предлагаемой схемы, и утолстить рули высоты до толщины стабилизатора. Имейте в виду, что на чертежах предложен вариант, соответствующий конструкторской и спортивной логике автора (правда, совпадающий с мнением многих российских и зарубежных спортсменов). Обратите внимание на лонжерон стабилизатора, выполненный в виде сборки из сосновых полок и бальзовой стенки.

Заменять этот узел цельнобальзовым недопустимо, — такой вариант был опробован на предыдущей модели и показал недостаточную прочность бальзы на смятие от возникающих нагрузок. В том варианте в корневой части лонжерона возникла потеря устойчивости древесины (дефект был замечен по вспучиванию обтяжки у корня стабилизатора). Обшивка горизонтального оперения — лавсановая пленка толщиной около 25 мкм. Навешивается руль высоты так же, как и закрылки — по три петли и на консоль. Для отделки крыла и оперения используются разноцветные куски пленки типа Solarfilm.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал