Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ГосударствоСтр 1 из 44Следующая ⇒
ТЕОРИЯ ГОДВИНА
Вильям Годвин родился в Уисбиче (Кембрииджшайр) в 1756 году. С 1773 года изучал богословие в Окстоне. В 1778 году становится проповедником в Уэйре (Герфордшайр), а в 1780 году — в Стомаркете (Суффольк). В 1782 году он оставил это место и поселился в Лондоне, где и занимался писательским трудом. Там он и умер в 1836 году. Основа По Годвину, высший закон для человека есть всеобщее благо. Право. Имея в виду всеобщее благо, Годвин отвергает право не только по исключительным соображениям места и времени, но самым безусловным образом. Всеобщее благо требует, чтобы не право, а человеческая личность была законом для человечества. Государство Отвергая, право. Годвин должен отвергать и государство; действительно, он видит в последнем одно из самых противных всеобщему благу юридических учреждений. Всеобщее благо требует, чтобы государство было заменено совместной и дружной жизнью людей, жизнью, основанной исключительно на велениях всечеловеческого блага. Собственность Решительным образом отвергая право, Годвин должен сделать то же самое и с собственностью. Действительно, собственность или, как он говорит, «нынешняя система собственности» (с. 794), — т. е. распределение богатств, ныне основанное на праве, — кажется ему одним из тех юридических учреждений, которые представляют наибольшее препятствие к всеобщему благоденствию. Всеобщее благосостояние требует, чтобы собственность была заменена распределением богатств, основанным только на его собственных потребностях. Осуществление Перемена, которую требует всеобщее благо, должна совершиться следующим образом: люди, которые признают эту истину, убедят других в необходимости этой перемены ввиду всеобщего благосостояния; этим самым право, государство, собственность исчезнут и начнется новая эра. УЧЕНИЕ ПРУДОНА Пьер-Жозеф Прудон родился в Безансоне в 1809 году. В этом-то городе он и стал работать в типографии, а потом занимался этим же ремеслом и в других городах Франции. В 1838 году пособие Безансонской академии дало ему возможность поселиться в Париже для научных занятий. В 1843 году он вступает в деловой мир Лиона, а в 1847 году бросает этот город и окончательно переселяется в Париж. После освобождения в 1852 году оставался в Париже до 1858 года, когда новый приговор за нарушение законов о печати, осудивший на 3 года тюрьмы, заставил его бежать в Брюссель. В 1860 году он был помилован и с тех пор жил в Париже постоянно до самой смерти, последовавшей в 1865 году.
Основа Прудон свое учение о праве, государстве и собственности называет анархизмом. Согласно Прудону, высшим законом для нас является справедливость. Что такое справедливость? «Справедливость есть непосредственно чувствуемое и взаимно охраняемое уважение к человеческому достоинству, где бы и в ком бы оно ни страдало и несмотря на опасность, сопряженную с его защитой». Право. Во имя справедливости Прудон отвергает не право, но почти все законодательные нормы, особенно же государственные законы. Справедливость признает только одну единственную правовую норму, а именно: взаимный договор выполняется. Государство Ввиду того, что Прудон признает лишь одну правовую норму, а именно: взаимно-заключенный договор должен быть выполнен, то он и может допустить лишь одно юридическое взаимоотношение, а именно: отношение договаривающихся сторон. Государство же, основанное на особых правовых нормах, связывает людей, не заключивших никакого взаимного договора, и должно быть отвергнуто.
|