Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и история возникновения науки. Социальные функции науки






Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению. Наука выступает в трех основных ипостасях. Она понимается как форма деятельности, как система или совокупность дисциплинарных знаний и как социальный институт. В первом случае наука предстает как особый способ деятельности, направленный на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности. Во втором истолковании наука выступает как система знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности. Третье, институциональное понимание науки подчеркивает ее социальную природу и представляет ее в качестве формы общественного сознания. Наука как социальный институт или форма общественного сознания, связанная с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему научных норм и ценностей.

Итак, наука предстает как:

· институт;

· метод;

· накопление традиций и знаний;

· фактор развития производства;

· наиболее сильный фактор формирования научного отношения человека к миру.

Как своеобразная форма познания, специфический тип духовного производства и социальный институт - наука возникла в Европе лишь в Новое время (в XVI-XVII вв.), в эпоху становления капиталистического способа производства и разделения единого знания на философию и науку. Предпосылки науки создавались в древневосточных цивилизациях - Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Древней Греции в форме эмпирических знаний о природе и обществе, в виде отдельных элементов, «зачатков» астрономии, этики, логики и математики. В античности и средние века в основном имело место философское и философско-религиозное познание мира. В рамках философии объединялись сведения и знания о первых причинах и всеобщих началах бытия, об отдельных природных явлениях, о жизни людей и истории человечества, о самом процессе познания.

Причина такого положения первоначальных научных знаний коренится в тех реальных общественно-исторических, социокультурных факторах, которые еще не создали объективных условий для формирования науки как особой системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института. Таким образом, в античный и средневековый периоды существовали лишь элементы, предпосылки науки, но не сама наука, которая возникает только в Новое время в процессе отпочкования науки от традиционной философии. В конце XVI - начале XVII в. происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии новых капиталистических отношений в ряде стран Европы. С середины XVII в. буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране. Если в феодальном обществе формирующиеся научные знания были «смиренной служанкой богословия», им было не позволено выходить за рамки, установленные христианской верой, то нарождающемуся новому классу буржуазии нужна была полноценная наука, т.е. такая система научного знания, которая была бы автономна от религии, способствовала развитию промышленности путем исследования свойств физических тел и сил природы. Буржуазные революции дали мощный толчок для невиданного развития промышленности и торговли, строительства, горного и военного дела, мореплавания и т.п. Развитие буржуазного общества породило большие изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно сильно изменило сознание людей. Важнейшим фактором всех этих изменений оказывается наука, и прежде всего, экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII в. переживает период своего становления. Постепенно складываются в самостоятельные отрасли знания такие науки, как астрономия, механика, физика, химия и другие частные науки. Следует в связи с этим сказать о том, что понятия «наука» и «естествознание» в этот период практически отождествлялись, так как формирование обществознания (социальных, гуманитарных наук) по своим темпам происходило несколько медленнее.

Таким образом, для возникновения науки в XVI-XVII вв., кроме общественно-экономических (утверждение капитализма), социальных (перелом в духовной культуре, подрыв господства религии и схоластически-умозрительного способа мышления) условий, необходим был определенный уровень развития самого знания, «запас» необходимого и достаточного количества фактов, которые бы подлежали описанию, систематизации и теоретическому обобщению. Поэтому первыми возникают механика, астрономия и математика, где таких фактов было накоплено больше. Они образуют первоначальную целостность единой науки как таковой, «науки вообще» в отличие от философии. Отныне основной задачей познания стало изучение объективной действительности на основе реальных фактов. Тем самым, в отличие от традиционной (особенно схоластической) философии, становящаяся наука Нового времени по-новому поставила вопросы о специфике научного знания и своеобразии его формирования, о задачах познавательной деятельности и ее методах, о месте и роли науки в жизни общества, о необходимости господства человека над природой на основе знания ее законов. В общественной жизни стала формироваться новая мировоззренческая установка, новый образ мира и стиль мышления, которые по существу разрушили предшествующую, многими веками созданную картину мироздания и привели к оформлению «механистической» концепции Космоса. В понимании проблемы возникновения науки к сегодняшнему времени сложились два противоположных подхода: экстернализм и интернализм. С точки зрения экстернализма, появление науки полностью обусловлено внешними для нее обстоятельствами - социальными, экономическими и др. Поэтому основной задачей изучения науки, по мнению сторонников этого подхода, является реконструкция социокультурных условий и ориентиров научно-познавательной деятельности («социальных заказов», «социо-экономических условий», «культурно-исторических контекстов» и т.п.). Интернализм, напротив, основной движущей силой развития науки считает факторы, связанные с внутренней природой научного знания: логика решения научных проблем, соотношение традиций и новаций и т.п. Поэтому главное внимание при изучении науки сторонники интернализма направляют на описание собственно познавательных процессов. Социокультурным факторам придается второстепенное значение: в зависимости от ситуации они могут лишь тормозить или ускорять внутренний ход научного познания. Однако думается, что развитие науки есть единство внутренних и внешних факторов, которые на разных этапах этого процесса меняются местами и ролями. Обусловленность процессов возникновения и развития науки потребностями общественно-исторической практики - главный источник, основная движущая сила этих процессов.

В современной науке выделяются три основные социальные функции:

1) культурно-мировоззренческая;

2) функция непосредственной производительной силы;

3) функция науки как социальной силы.

Наука была и остается, прежде всего, средством формирования научного знания, научной картины мира. Само существование науки как специфического социального института, ее все возрастающая роль в обществе в конечном счете обусловлены тем, что наука призвана выполнять в системе общественного разделения труда культурно-мировоззренческую функцию, связанную с осуществлением деятельности по формированию и развитию научного знания, определенных норм познавательного отношения к действительности. Превращение современной науки в непосредственную производительную силу общества тесно связано с качественными изменениями самой науки как социального института. На смену классической науке университетов, небольших научных коллективов типа научных обществ и академий XVIII-XIX вв. приходит мощный разветвленный социальный организм «большой науки», как фундаментальной, так и прикладной. Методы современной науки и ее данные используются для разработки масштабных планов социального и экономического развития. Наука проявляет себя в функции социальной силы при решении глобальных проблем современности (истощение природных ресурсов, загрязнение атмосферы, определение масштабов экологической опасности и др.).

Кроме трех названных основных функций науки исследователи обращают внимание также на проективно-конструктивную функцию науки, поскольку она предваряет фазу реального практического преобразования и является важной стороной интеллектуального поиска ученых. Данная функция связана с созданием качественно новых технологий, что в наше время чрезвычайно актуально. Так как основная цель науки всегда была связана с производством и систематизацией объективных знаний, то в состав необходимых функций науки включалось описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов. Конституирующей само здание науки является функция производства и воспроизводства истинного знания.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал