Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аннотация дисциплины.Стр 1 из 4Следующая ⇒
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ – «НИНХ» Кафедра Философии
Рег. № ____________________ «____»______________200 ___г. У Т В Е Р Ж Д А Ю Проректор по УР НГУЭУ
«___»_____________ 200_ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ» Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по соответствующим направлениям (специальности)
Для магистрантов всех специальностей и направлений 1-го года обучения
Программа курса рассмотрена и утверждена на заседании кафедры.
Протокол заседания № ___ от «__» ______________ 2011- г.
______________________ О.А. Донских (подпись заведующего кафедрой)
«__» ____________ 2011 г.
СОГЛАСОВАНО: Выпускающая кафедра по специальности ____________________________________
______________________ (подпись заведующего кафедрой)
«__» ____________ 2011 г.
Программа курса разработана в соответствии с внутренним стандартом НГУЭУ на рабочую программу
Начальник учебно-методического управления _________________ «__» _____________ 2011__ г.
Программу дисциплины разработала:
Фигуровская Валентина Михайловна, профессор кафедры философии доктор философских наук.
Ó Фигуровская Валентина Михайловна
Ó Новосибирский государственный университет экономики и управления – «НИНХ» Аннотация дисциплины. Современное состояние философского знания свидетельствует о том, что единой общепринятой философской системы или хотя бы концепции не существует. Как и много веков назад каждая историческая эпоха и каждый мыслящий человек должен самостоятельно определять свое отношение к миру – космосу, природе, обществу, вырабатывать свое понимание того, что такое человек как свободная личность, что такое культура, ценности, традиции, каковы возможности и существуют ли пределы человеческой деятельности по познанию и преобразованию социальной и природной среды. Для того, чтобы способы описания и объяснения мироустройства были осознанными, рациональными и аргументированными, необходимо познакомиться с тем, как решались проблемы познания и деятельности философами, работавшими в разных философских традициях, создавших свои оригинальные философские системы. Вместе с тем важно понять, как философские знания и установки влияют на практические «выборы» действующего субъекта, насколько полезно для любого специалиста освоение философии с точки зрения его собственной профессиональной деятельности. Цели преподавания учебного курса «Философские проблемы науки»: - сформировать интеллектуальную культуру специалиста; - выработать у магистрантов теоретические и методологические представления о науке как особом социальном и культурном феномене, показать единство научного знания в его основах, научить их обсуждать методологические проблемы профессиональной деятельности. Задачи учебного курса: - развить способности и навыки абстрактно-теоретического мышления; - показать эволюцию науки как самостоятельного вида духовной деятельности, как способа существования знания и как социального института; - ознакомить с современными методологическими концепциями философии науки; - дать представление о научной рациональности, структуре и методах научного познания, идеалах, нормах и критериях научного исследования; - обратить внимание на проблемы научного этоса и социальной ответственности исследователя в современном глобальном мире; - способствовать преодолению разрыва между узкопрофессиональной и общей социогуманитарной культурой специалиста; - показать органическую связь между абстрактно-вербальными представлениями о философии как спекулятивном знании и прагматическими подходами к решению экономических проблем.
Планы семинарских занятий.
I. Предмет философии науки 1. Формирование философии науки как нового раздела философского знания. 2. Эволюция понятия науки. Онтологический статус современной науки: наука как особый тип знания, наука как тип деятельности, наука как социальный институт. 3. Основные подходы к анализу науки. Наука как объект философской рефлексии. 4. Историческое различение наук о природе и наук о культуре. Особенности экономических наук. 5. Смена типов научных парадигм. Синергетический подход к анализу динамики науки. II. Научное познание: структура, методы, критерии. 1. Научное и вненаучное познание. Специфика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь. 2. Основные методы эмпирического и теоретического познания. 3. Понятие научного факта. Проблема замещения реальных объектов идеальными конструктами при переходе к построению теории. 4. Научная проблема и проблемная ситуация. Формирование научной теории. 5. Аргументация в науке. Доказательство и опровержение. III. Методология научного исследования. 1. Проблема метода научного познания. Типы научной рациональности. Идеалы и нормы научного исследования. 2. Современные концепции развития науки (Т. Кун, К. Поппер, И. Лакатос). 3. Специфика объекта и субъекта в социогуманитарном познании. Ценностные аспекты знания. Социология и экономическая наука. 4. Объяснение, понимание, интерпретация в социально-гуманитарных науках и экономике.
|