Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема: поэтика зимы в Русской лирике XIX векаСтр 1 из 3Следующая ⇒
Тема: «ПОВЕСТИ БЕЛКИНА» А. С. ПУШКИНА КАК НОВАЯ РУССКАЯ ПРОЗА
а) где и почему Пушкин в «Онегине» говорит о прозе; б) какие черты поэтической формы «Онегина» Пушкин использовал в прозе (в частности, фигура автора-повествователя, свободная композиция, напоминающая структуру разговора и др.). 3. Что из опыта Пушкина-поэта сохранилось в «Повестях Белкина»? Каковы особенности их построения? Рекомендуется обратить внимание на: а) фигуры издателя (Пушкин или нет?), повествователя (сам Белкин) и рассказчиков (от которых Белкин узнал все истории); какова их роль в структуре повествования? б) соотношение между всеми пятью повестями, играет ли роль (если да, то какую) порядок расположения повестей Пушкиным? в) какова роль пародии в «Повестях Белкина»? Сделать вывод: в чем же новизна прозы Пушкина в «Повестях Белкина»?
Рекомендуемая литература
Тема: ПОЭТИКА ЗИМЫ В РУССКОЙ ЛИРИКЕ XIX ВЕКА Тексты для работ: Вяземский П. А. Первый снег. Зимняя прогулка. Царскосельский сад зимой. Еще тройка. Метель и др. Баратынский Е. А. Финляндия. Завыла буря…Эдда и др. Пушкин А. С. Зимний вечер. Зимняя дорога. Зимнее утро. Зима. Что делать нам в деревне? Бесы. Фрагменты из романа «Евгений Онегин». Тютчев Ф. И. Чародейкою зимою… Некрасов Н. Мороз – Красный нос. Фет А. А. «Учись у них – у дуба, у березы…», «Какая грусть! Конец аллеи», «Жизнь пронеслась без явного следа», «На пажитях немых люблю в мороз трескучий», «печальная береза», «Чудная картина», «Скрип шагов вдоль улиц белых», «Ночь светла, мороз сияет», «Щечки рдеют алым жаром», «На двойном стекле узоры», «Эх, шутка-молодость!..», «Ветер злой, ветер крутой в поле заливается…», «Есть ночи зимней блеск и сила», «Ночь крещенская морозна…»
Содержание работы:
Из всех времен года зима, наиболее близкая русскому сознанию, претендует на роль национального пейзажа. Раскрыть: мифологический смысл и философские концепции «зимнего состояния мира» у разных поэтов; различные грани образа зимы, запечатленные в творчестве русских поэтов (зима как праздник света, блистанья и сверканья в поэзии Вяземского и Баратынского; зима как сон природы, метафизическое состояние грезы и чистоты в лирике Тютчева и Некрасова; зима как условие активного действия и бодрствования у Вяземского и Пушкина; зима как губительная метельная стихия в творчестве Вяземского, Пушкина и др.) Сделать выводы: как через мотив зимы выражаются разные поэтические концепции бытия. В работе не требуется обязательное использование творчества всех вышеназванных поэтов. Можно выбрать триаду имен: Пушкин-Тютчев-Некрасов, или: Тютчев-Фет-Некрасов, или Вяземский-Баратынский-Пушкин. Самостоятельный раздел работы может быть посвящен анализу одного стихотворения (автор и стихотворение по выбору студента).
Рекомендуемая литература 1. Юкина Е., Эпштейн М. Поэтика зимы. – Вопросы литературы, 1979, № 9. 2. Эпштейн М. «Природа, мир, тайник вселенной…» - М., 1990. (а также монографические исследования рекомендуемых авторов).
Тема: «ПОЕДИНОК РОКОВОЙ» (тема любви у Тютчева и Некрасова)
Обязательные тексты:
Тютчев Ф. «О, не тревожь меня укорой справедливой», «Не говори, меня он, как и прежде, любит…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Она сидела на полу», «Весь день она лежала в забытьи», «Есть и в моем страдальческом застой», «Две силы есть, две роковые силы» и т.д. из «денисьевского цикла». Некрасов Н. «Да, наша жизнь текла мятежно», «Так это шутка?», «Я не люблю иронии твоей», «Мы с тобой бестолковые люди», «Зачем насмешливо ревнуешь», «Я сегодня так грустно настроен», «Тяжелый год – сломил меня недуг», «Прощанье», «Прости…» (стихотворения из несобранного «нанаевского цикла»)
Содержание работы: 1. Дать определение так называемого авторского цикла: указать его биографическую основу, состав, объяснить принципы «романной композиции» и др. 2. Обрисовать авторский образ мира в любовных циклах Тютчева и Некрасова (особенности конфликта; своеобразие женского характера и сложность внутреннего мира лирического героя; принципы диалогичности, драматизма и драматизации как главные особенности структуры; соотношение человека и природы; хронотоп, сквозные образы – мифогемы и др.) 3. Наряду с общей характеристикой циклов дать анализ одного стихотворения того и другого поэта (по выбору студента). 4. Сделать выводы о сходстве и различиях в любовных концепциях двух поэтов.
Рекомендуемая литература 1. Баевский В. С. История русской поэзии: 1730-1980. – Смоленск, 1994. 2. Скатов Н. Н. Некрасов и Тютчев/Некрасов и русская литература. – М., 1971. 3. Корман Б. Некрасов и Тютчев/Некрасовский сборник. Вып. 3. – М.-Л., 1960. 4. Озеров Л. Поэзия Тютчева. – М., 1975. 5. Колосова М. П. «Я встретил Вас…» (О Тютчеве и Денисьевой) – М., 1983. 6. Бухаркин П. Любовно-трагедийный цикл в поэзии Тютчева. – Русская литература, 1977, № 2. 7. Пицкель Ф. Поэт-диалектик. – Русская литература, 1986, № 2.
|