Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. Для студентов, обучающихся по специальностямСтр 1 из 11Следующая ⇒
МИФЫ В ИСКУССТВЕ
Учебная программа Для студентов, обучающихся по специальностям 1-21 04 01 Культурология (по направлениям) направление специальности 1-21 04 01-01 Культурология (фундаментальная) специализация 1-21 04 01-01 03 Мировая и отечественная художественная культура 1-21 04 02 Искусствоведение (по направлениям) направление специальности 1-21 04 02-05 Искусствоведение (интегрированное) специализация 1-21 04 02-05 01 Компаративное искусствоведение
Минск 201_
Составитель:
О.О.Грачева – доцент кафедры психологии и педагогики учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», кандидат искусствоведения
Рецензенты:
В.И.Жук – зам.директора по научной работе ГНУ «Институт искусствознания и фольклора им. К.Крапивы» НАН Беларуси», доктор искусствоведения, профессор; В.С.Воропаева – профессор кафедры белоруской филологии и всемирной литературы, кандидат педагогических наук
Рекомендована: кафедрой белорусской и мировой художественной культуры учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (протокол № _ от _._.201_ г.); президиумом научно-методического совета учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (протокол №_ от _._.201_ г.).
Ответственный за редакцию: Ответственный за выпуск: О.О.Грачева
Пояснительная записка
Мифологическое сознание – это, вероятно, самый ранний тип сознания, сложившийся в процессе развития человечества. Главная особенность мифологического сознания – образное восприятие и отражение мира. Именно эта особенность привела к широкому использованию мифологических сюжетов и символов в искусстве всех времен и народов. Миф как сказание о богах, героях, сверхъестественных силах, управляющих миром, выполнял и продолжает выполнять в общественном сознании множество культуротворческих, психологических, этико-нормирующих функций. В процессе мифологизации явления окружающего мира, герои и события включались в содержание магических действий, становились предметом религиозного поклонения, а, следовательно, темой произведений религиозного искусства. Со временем религиозные убеждения изменялись, содержание священных сказаний трансформировалось. Проходя стадию десакрализации, мифологические герои и сюжеты становились основой легенд, сказок, а также произведений искусства, имеющих образно-символическое содержание. Это превращает мифологию в своего рода художественное «эсперанто» – международный язык образных знаков и символов. Понимание мифологической фабулы произведения, представление о религиозной, исторической и/или психологической первооснове того или иного сюжета и образа позволяет оценивать характер творческой интерпретации, стилистику явлений искусства. Таким образом, освоение мифологии является неотъемлемой частью профессиональной подготовки специалистов в области теории и истории искусств. Курс «Мифы в искусстве» выполняет в системе подготовки будущих искусствоведов, специалистов по мировой художественной культуре, несколько образовательных, развивающих и воспитательных функций. Во-первых, он знакомит студентов с важным пластом литературного творчества, который выступает в качестве исходного компонента мировой художественной культуры. Во-вторых, он интегрирует в своем содержании ряд вопросов истории, религиоведения, истории культуры, помогая тем самым формировать системное мышление учащихся. В-третьих, сопоставление произведений разных видов, жанров искусств, созданных в различные эпохи, но по одним и тем же мифологическим сюжетам, позволяет освоить приемы компаративного анализа в искусствознании. С точки зрения воспитания личности будущего специалиста, большой интерес представляют закрепленные в мифологических образах этические ценности и постулаты разных эпох и этносов. Весьма продуктивным является сравнение современных этических норм с теми, которые отразил миф. Наконец, выполнение студентами заданий для самостоятельной работы помогает развить у них профессионально и личностно значимые интеллектуальные и креативные качества: расширить словарный запас, обогатить речь идиомами, развернуть ассоциативное поле. Каждый раздел курса содержит помимо произведений, возникших в пору активного религиозного осмысления мифологических образов и сюжетов, компаративный анализ художественных явлений, созданных в последующие эпохи, вплоть до настоящего времени. Это позволяет в процессе занятий прослеживать эволюцию трактовок мифологических образов в контексте эволюции художественных стилей и направлений. Основной целью преподавания курса «Мифы в искусстве» является подготовка студентов-первокурсников к восприятию комплекса истории искусств с позиций соотношения формы и содержания произведений. Условием для достижения указанной цели является решение следующих дидактических задач: · формирование у студентов знаний о содержании, закономерностях возникновения, ведущих мировоззренческих концепциях мифологических систем, ставших смысловой основой наиболее известных произведений мировой художественной культуры; · формирование навыков анализа произведений разных видов и жанров искусств с точки зрения интерпретации в явлении искусства мифологических по происхождению сюжетов и образов; · развитие у студентов профессионально значимых качеств: любознательности, креативности, совершенствование речевых навыков; · стимулирование профессиональной эрудиции, религиозной толерантности студентов. В результате изучения дисциплины «Мифы в искусстве» студент должен знать: • защитную, нормирующую и когнитивную сущность мифологического сознания человека, основные механизмы мифологизации; • основные категории мифов и типы мифологических героев; • сюжеты наиболее известных произведений мировой художественной культуры, в основе содержания которых – мифологические или мифологизированные образы. Студент должен уметь: • анализировать явления искусства, опирающиеся на мифологические образы и сюжеты; • сравнивать трактовку мифологических сюжетов в произведениях разных эпох. Студент должен сформировать навык: • Узнавания сюжетов и героев произведений мифологического жанра по наиболее употребительным знакам и символам, воплощенным в произведениях мировой художественной культуры. Рекомендуются к использованию в ходе преподавания дисциплины следующие методы: - эвристическая беседа, в процессе которой студенты сопоставляют известные из бытовой речи идиомы, распространенные суеверия, популярные образы с системой знаний о сущности мифологического сознания; - технология учебно-исследовательской деятельности, опирающаяся на рационально-логические и ассоциативно-образные способы освоения материала; - проектные технологии (подготовка презентаций по отдельным вопросам курса, разработка экскурсионных маршрутов соответствующей тематики и т.п.); - игровые технологии, в рамках которых студенты участвуют в разработке и проведении креативных и познавательных игр. В соответствии с учебным планом на изучение дисциплины «Профессиональная педагогика» предусмотрено всего 94 часа. Из них 56 – лекционных, 16 – семинарские занятия (по 28 лекционных и 8 семинарских в каждом семестре), 22 часа отводится на самостоятельную работу. Рекомендуемые формы контроля: в первом семестре – зачет, в конце учебного года – экзамен. Контроль за выполнением самостоятельной работы проводится по рабочей тетради, содержащей задания по основным темам курса. Объектом диагностики являются наличие знаний по теоретическим основам мифологии как науки и способность их интерпретировать в процессе анализа произведений мировой художественной культуры. В процессе практических занятий студентам предлагаются учебно-творческие задания, контрольные вопросы для самопроверки по конкретным темам дисциплины. Дидактической особенностью курса «Мифы в искусстве» является отсутствие учебных пособий по этому предмету. Поэтому важной частью программно-методического обеспечения предмета стала рабочая тетрадь, заполняя которую студенты учатся использовать в сопоставлении справочную, энциклопедическую литературу, словари, монографии, альбомы и интернет-ресурсы. Тетрадь предлагается студентам в оцифрованном виде. Контролируемая самостоятельная предполагает выполнение заданий, включенных в рабочую тетрадь: заполнение кратких словарей, составление кроссвордов, вопросов для викторин, подбор примеров, иллюстрирующих воплощение мифологических образов в различных видах искусства. Примерный тематический план
Содержание учебной дисциплины
|