Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семь фукаха Медины. Из книги Четыре Имама Мухаммада Абу Захра






Перевод на русский sidi Абдуррахмана Ибрагима Тиджани

 

Нам следует коротко остановиться на семерых факихах, поскольку они в основном ответственны за передачу знаний Медины и являются источником большей части Маликитских знаний. Действительно, мы в долгу перед ними за большую часть знаний Ислама и Сунны, которыми мы сегодня обладаем. Малик отметил их, как фукаха' и хранителей знаний.

1. Са'ид ибн аль-Мусайяб

2. 'Урва ибн аз-Зубайр

3. Абу Бакр ибн 'Абду'р-Рахман

4. Аль-Касим ибн Мухаммад ибн Аби Бакр

5. 'Убайдуллах ибн 'Абдуллах ибн 'Утба ибн Мас'уд

6. Сулайман ибн Йясар

7. Харийя ибн Зайд Сабит

 

1. Са'ид ибн аль-Мусайяб

 

Первый из них по положению и по знаниям был Са'ид ибн аль-Мусайяб, да будет Аллах доволен им. Он был из Макзума, ветви племени Курайшитов. Родился во времена халифата 'Умара ибн Хатаба и умер в 93 г.х., таким образом он жил при правлении 'Усмана, 'Али, Му'авии, Йязида, Марвана и 'Абду'ль-Малика.

Он полностью посвятил себя фикху. Он не сосредотачивался на тафсире Курана, как это делал 'Икрима, клиент и студент Ибн 'Аббаса и передатчик его фикха и тафсира. В соответствии с тафсиром ат-Табари, " Йязид ибн Аби Йязид сказал, - " Мы обычно спрашивали Са'ида ибн аль-Мусайяба о законном и не-законном; он знал более всех людей. Мы спросили его о тафсире айята Курана и он отвечал, - «Не спрашивайте меня ни о каком айяте Курана. Спрашивайте того, кто заявляет, что ничто из этого не скрыто от него», имея в виду 'Икриму."

Са'ид встречал большое число Сподвижников, взял многое от них и учился у них. То же, что он особо искал были суждения (по поводу спорных и сомнительных вопросов) Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и дарует мир ему, а так же суждения Абу Бакра, 'Умара и 'Усмана. Половину своих знаний он взял от Зайда ибн Тхабита, и большинство его передач от Абу Хурайры, его зятя, так как Са'ид был женат на его дочери.

Он изучил фикх 'Умара от его сподвижников до такой степени, что его считали основным передатчиком фикха 'Умара. Ибн аль-Каййим называл его, - " передатчик от Умара и носитель его знания." Джафар ибн Раби'а говорил, - " Я спросил 'Ирака ибн Малика, 'Кто из источников Малика имел самый сильный фикх? ' Он отвечал, - 'Знающий больше всех их фикха и из суждений Посланника Аллаха, Да благословит его Аллах и да дарует мир ему, суждений 'Умара, суждений 'Усмана, того, что делали люди был Са'ид ибн аль-Мусайяб. Более всех хадисов знал 'Урва ибн аз-Зубайр. Вы не можете вообразить океана большего, чем 'Убайдуллах (ибн 'Абдуллах ибн 'Утба)', 'Ирак продолжал, - 'Я думаю, что тот, у кого наибольшее знание фикха - Ибн Шихаб, так как он присоединил их знания к своим'.

Аль-Зухри говорил, - " Я обычно искал знания у трех человек, - Са'ида ибн аль-Мусайяба, который имел больше всех знаний по фикху, 'Урва ибн аз-Зубайра, который был бездонным океаном, и если вы желаете найти знания, не найденные ни у кого другого, вам следует искать их у 'Убайдуллаха." (И'лам, т. 1, стр. 18)

Ибн аль-Мусайяб сосредоточился на фикхе. Его точка сборки в хадисах, была - суждения Пророка, Да благословит его Аллах и дарует ему мир, он также изучал традицию, содержащую суждения халифов, так как он был сосредоточен на понимании суждений и фетв халифов. Наиболее выдающимся в передачи знаний сахабов по фикху был 'Умар ибн аль-Хаттаб, так как его время было выдающееся для фикха, поскольку государство расширялось и происходили события делавшие его наличие необходимым.

Так как Ибн аль-Мусайяб следовал традиции 'Умара в вынесении суждения и фикхе, ра'й (мнение) имело важное значение в его взглядах, потому что 'Умар часто составлял мнение по материям, о которых не было точного текста в Книге Аллаха или же Сунне Посланника. Таким образом Ибн аль-Мусайяб так же использовал иджтихад (независимое рассуждение), для того что бы ответить на проблему, поставленную перед ним, по вопросам, о которых не было точного текста в Книге Аллаха или же в Сунне, или же в суждениях или фетвах сахабов; таким образом он выносил фетвы на основании своего мнения, которые не выходили за рамки должного. Вот почему, передаётся, что он обычно давал фетвы, когда другие боялись делать это.

Он был Имамом факихов Медины во времена табиинов. Он не отказывался давать фетвы, когда была нужда в таковой. Его мнение было основано на твёрдых столпах фикха: Куране и хадисах, суждений Пророка и Праведно-Ведомых Халифов.

 

2. 'Урва ибн аз-Зубайр

 

Второй из семи факихов', сформировавших фикх в Медине во времена Таби'ун был 'Урва ибн аз-Зубайр ибн аль-'Аввам. Он был братом 'Абдуллаха ибн аз-Зубайра и племянником 'А'иши, да будет Аллах доволен ей. Родился во времена халифата 'Усмана ибн 'Аффана и умер в 94 г.х.. Он прошёл через подстрекательства, которые имели место после убийства 'Усмана до восстановления власти Марванидами. Хотя его брат, 'Абдуллах ибн аз-Зубайр, вырывал правление от 'Абду'л-Малика ибн Марвана, и конфликт разгорелся между ними, ничего не известно про то, был ли он при делах или помогал ли он своему брату каким-либо образом. Ясно, что он полностью посвятил себя обучению, изучая фикх и хадисы. В хадисах он был, по словам его ученика Ибн Шихаба, - " морем, неисчерпаемым вёдрами." У ибн аль-Мусайяба были наибольшие знания по фикху среди табиинов Медины. 'Урва же был таковым по хадисам. Он выучил фикх-уль-дин от группы сахабов, в частности 'А'иши, Матери Правоверных. Она бы сильна в общих знаниях, правилах пропорционального разделения наследства и управления. Аль-Касим ибн Мухаммад - сын её брата, взял знания от неё, то же сделал и 'Урва, сын её сестры Асмы'.

'Урва был человеком, обладавшим величайшим знанием хадисов 'А'иши. Он сказал, - " Перед тем, как 'А'иша умерла, я обнаружил, что стал одним из четырёх авторитетов. Я сказал, - 'Если она умрёт, не останется ни одного утерянного хадиса из того что она знала. Я выучил их все.'

Ясно, что 'Урва сосредотачивался на записи фикха и хадисов, которые он выучил, и, сообщается, что он написал книги; но, опасаясь, что они могут быть поставлены на один уровень с Книгой Аллаха, он уничтожил их. Его сын Хишам передаёт, что у него были книги, которые он сжёг в день Битвы Харры, однако позднее он сожалел об этом и обычно говорил, - " Я хотел бы иметь их в своём владении в два раз больше, чем свою семью и собственность."

Он был передатчиком хадисов и факихом, следующим по пути традиции и не выносил фетвы таким образом, как это делал Ибн аль-Мусайяб.

3. Абу Бакр ибн 'Абду'р-Рахман

 

Третьим из этих факихов' был Абу Бакр ибн 'Абду'р-Рахман ибн Харис. Он умер в 94 г.х.. Он был очень набожным и посвящал себя поклонению и аскетизму до такой степени, что его называли «Монахом из Курайшитов». Он является передатчиком от 'А'иши и Умм Саляма. Он был факихом и передатчиком хадисов, и точно также не выносил фетвы так, как это делал Ибн аль-Мусайяб. В его фикхе доминировала традиция.

 

4. Аль-Касим ибн Мухаммад ибн Аби Бакр

 

Четвёртым из семи был Аль-Касим ибн Мухаммад ибн Аби Бакр - племянник 'А'иши, да будет Аллах доволен ей. Он умер в 108 г.х.. Он учил хадисы и фикх у своей тёти и у Ибн 'Аббаса. Был передатчиком хадисов. Он критиковал такое использование хадисов, когда текст их приводился перед Книгой Аллаха и хорошо известной Сунной. Он был факихом, таким образом он обладал, как фикхом, так и хадисами. Его знаменитый ученик Абу'з-Зинад 'Абдуллах ибн Закван говорил о нём, - " Я не встречал факиха более образованного, чем аль-Кассим. Я не встречал человека с большим знанием Сунны, чем он." Ясно, что помимо набожности, он обладал химмой (тем, что возбуждает вдохновение), ясностью ума и решимостью в делах. Именно поэтому Малик передаёт, что 'Умар ибн 'Абду'ль-'Азиз говорил, - " Если бы я был наделён властью в этих вопросах, я бы назначил слепого из Бану Таим, " - имея в виду Аль-Касима ибн Мухаммада.

 

5. 'Убайдуллах ибн 'Абдуллах ибн 'Утба ибн Мас'уд

 

Пятым их этих факихов был 'Убайдуллах ибн 'Абдуллах ибн 'Утба. Он передавал от Ибн 'Аббаса, 'А'иши и Абу Хурайры, был учителем 'Умара ибн 'Абду'ль-'Азиза и имел глубокое влияние на его интеллект и личность. В дополнение к своим знанием фикха и хадисов, а также доброго характера, он составлял поэзию. Умер в 98 или же 99 г.х.. Некоторые говорят, что это случилось ранее - в 94 г.х.

6. Сулайман ибн Йясар

 

Шестым был Сулайман ибн Йясар. Он был клиентом Маймуны бинт аль-Харитс, жены Пророка, да благословит его Аллах и дарует мир ему. Сообщается, что она дала ему китаба контракт и оговорила количество денег, которое он должен заплатить за свою свободу. Сообщается, что, однажды, он попросил разрешения посетить 'А'ишу. Он говорил, - " Она признала мой голос и сказала, - 'Это Сулейман'. Затем она спросила, - 'Ты заплатил то, что оговорено для тебя? ' Я сказал, - 'Да, почти. Осталось только небольшое количество.' Она сказала, - 'Войди. Ты продолжаешь быть должником, пока ты ещё должен хоть что-то.'" Он передавал от Зайда ибн Сабита, 'Абдуллаха ибн 'Умара, Абу Хурайры и от жён Пророка, Маймуны, 'А'иши и Умм Саламы. У Сулаймана было тонкое понимание. Его знания и понимание фикха возрастали по мере изучения людских предприятий и знания их состояний. Он надзирал за Рынком Медины, когда 'Умар ибн 'Абду'л-'Азиз был правителем. Умер в 100 г.х..

 

7. Харийя ибн Зайд Сабит

 

Седьмым был Харийя ибн Зайд Сабит, который умер в 100 г.х.. Он был факихом в законоведческом рассуждении (ра'й), как и его отец Зайд, хорошо известный за это, и за науку о разделении наследства. Именно по этому у Харийи немного фетв, основанных на хадисах и много -, основанных на рассуждении. Благодаря своим великим знаниям по разделению наследства, он обычно распределял наследство в соответствии с Книгой Аллаха Всемогущего. Мус'аб ибн 'Абдуллах говорил, - " Харийя и Тальха ибн 'Абду'р-Рахман выносили фетвы в своё время. Люди принимали их постановления и они распределяли наследство - дома, пальмовые деревья и собственность - и они же выписывали документ для людей."

В дополнение к своим знаниям, фикху и фетвам, а также близостью с людьми в начале своей жизни, он был одним из самых богобоязненных людей Медины. Поклонение подвигло его к концу своей жизни отдалиться от дел и прибывать в одиночестве, вот почему немногое из его знания распространилось.

Это были семь факихов, которые, вместе с теми из их поколения, кто так же знал фикх Сподвижников Пророка, образовали школу, сформировавшую фикх Медины и придавшую ей её специфический характер. Основа её состояла в вынесении фетв в соответствие с фетвами сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и дарует мир ему, и в разработке соответственного пути в отношении выведения суждения, когда не находилась прямо-связанная фетва, которым следовало идти. Иногда они применяли иджтихад в соответствии со своими собственными мнениями, но только в том русле, в котором это делали сподвижники Пророка; они не усложняли строения проблемы таким способом, как это делали люди Ирака.

Следует отметить, что эти фукаха' не были традиционалистами во всех отношениях. Они были традиционалистами и законоведами, изучавшими фикх Первого Поколения, и они выводили и выносили фетвы из этого, когда они не могли найти традицию Пророка и его сподвижников, используя свой интеллект и дедукцию, основанную на хорошо-известных суждениях Пророка, да благословит его Аллах и да дарует мир ему. Некоторые из них имели знания в основном в области хадисов и немного из фикха и фетв, как то 'Урва ибн аз-Зубайр, но большинство из них сосредотачивалось на фетвах и хадисах.

Казалось бы, это даёт основание предположить, что фикх мнения имел видную роль среди них, что, в свою очередь, имеет тенденцию к тому, что бы уподоблять их людям Ирака. Однако, разница между мнениями людей Медины и мнениями людей Ирака лежит в том, что ученые Ирака обычно выносили фетвы по происходящим казусам, а также в отношении вещей, которые не происходили, в форме предположительных вопросов, которые они и разрабатывали. Более того, их мнение не ограничивала дедукция основанная на переданных суждениях сахабов.

Мединцы же выносили фетвы по вопросам, которые действительно имели место. Фикх рассуждения использовался ими только для того, что бы вывести принципы из фетв сахабов и юридических суждений Пророка, да благословит его Аллах и да дарует мир ему, которые были переданны им и на основании которых действовали ежедневно в Мадине, там, где они и были вынесены.

Фикх этих семи ученых был изучен Ибн Шихабом, Раби'а и всем этим поколением. Затем уже Малик выучился у этого поколения. Среди его Шейхов были, как те, среди которых фикх и мнение преобладало, так и те, среди которых преобладали хадисы. Хадисы доминировали в фикхе Ибн Шихаба, а мнения, скорее чем хадисы, шли в первую очередь в фикхе Раби'и ар-Ра'йя и Йяхьи ибн Са'ида. Таким образом, вовсе не удивительно, что бы обнаруживаем, что рассуждение (мнение) играет важную роль в фикхе Малики.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал