Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отраслевые риски






1. Отмечается рекордное падение спроса на мясные продукты в период Великого поста. Это коррелируется с данными ВЦИОМ, согласно которым только в 2010 году поститься намеревалось около 38% россиян. В пост падение продаж на периферии может составлять до 20%.

2. Неразвита транспортно-логистическая инфраструктура. Остро встает проблема хранения и доставки мяса. В удручающем состоянии находится транспортное звено и мощности по первичной переработке мяса (износ основных производственных фондов более 60%). Существующая сегодня система хранения, продажи и транспортировки мяса и мясопродуктов не соответствует никаким стандартам: старые предприятия с изношенным оборудованием, плохо функционирующими системами вентиляции и переработки отходов, антисанитария в производственных помещениях и т. д. Склады — хладокомбинаты, работают на аммиаке и, как правило, находятся в городской черте, что в любой момент может стать причиной чрезвычайных происшествий. На многих хладокомбинатах не соблюдается температурный режим.

На рынке присутствует много старых грузовиков, не предназначенных для транспортировки мяса, которое зачастую перевозится в «замороженном» виде при температуре +30°С. Компаний, использующих профессиональный транспорт для перевозки мяса, практически нет. Специализированный транспорт для перевозки туш и скота в России не производят. В результате чего отечественным производителям приходится покупать дорогостоящий импортный автотранспорт, который не имеет таможенных льгот, и это приравнивает его по стоимости к автомашине класса люкс. Кроме того, при транспортировке мяса организация, как правило, «попадает» на плату за перевозку тяжеловесных грузов. При этом, если грузить меньше, срок окупаемости основных средств будет больше. Неэффективность перевозок прямыми затратами ложится на прибыль предприятия. Удаленность завода первичной переработки от сырьевой базы только усугубляет ситуацию.

3. Избыточное администрирование товаро- производящего мясного комплекса. Среди рисков динамичного роста рынка мы можем отметить неурегулированность вопросов технического регламента (ТР). Попытка излишней детализации последних вышла далеко за пределы основного принципа поддержки безопасности конечного продукта. В числе возможных решений, ухудшающих конкурентоспособность мясной отрасли, включая птицеводство, являются попытки излишней регламентации использования блочного мяса птицы (МДМ) в переработке. Накопленные противоречия, как в толковании, так и в регулировании ряда регламентов, приводят к двойственности условий работы предприятий пищевой отрасли. Проводится разработка ряда проектов ТР с дублированными и противоречивыми требованиями.

4. Нехватка сырья в секторе первичной переработки. Сектор первичной переработки может столкнуться с проблемой нехватки сырья. Одна из причин — квотная политика государства, направленная на ограничение ввоза живых свиней на доращивание и убой, в то время как собственная сырьевая база находится на начальном этапе развития и неспособна обеспечить сырьем российские предприятия мясопереработки. Снижение объемов производства в «первичке» может вызвать волну подобных проблем и в тех секторах, которые заняты предоставлением услуг для мясопереработки. Российская первичная переработка находится вне сферы действия поддерживающих государственных программ, и ее развитие в настоящее время сдерживается целым рядом факторов.

Высокая себестоимость отечественного мяса. Себестоимость отечественного мяса выше зарубежного, что затрудняет замену импортного внеквотного мяса на российское. Себестоимость мяса за рубежом, производимого заводами первичной переработки, практически в два раза ниже, чем себестоимость мяса, производимого на наших мясохладобойнях. Поэтому даже с учетом квот и таможенных пошлин, стоимость импортного мяса в России ниже, и покупатели отдают предпочтение дешевому мясу, несмотря на его далеко не лучшее качество.

6. Нехватка предприятий по убою скота. Отсутствие системы функционирования мясного рынка с едиными правилами, единой системой налогообложения не способствует строительству крупных предприятий по убою скота. Современные скотобойни можно пересчитать по пальцам. Солидность бизнесу зачастую придает статус (уровень) предприятия. Почти все бойни при мясокомбинатах и мясохладобойни в России неэффективны. Все это делает непривлекательным данный бизнес для инвестиций, поэтому строительство новых мясохладобоен идет с большим трудом.

Непрогнозируемый риск ветеринарно-санитарного характера. В СанПине нет четкого разграничения и определения мясохладобойни, хладобойни, убойного пункта, а также отсутствуют четкие нормы даже при этапе выбора земельного участка под строительство этих предприятий. Санитарные и ветеринарные нормы, которые применяются в настоящее время для таких заводов, разработаны в 1985 году и с тех пор не пересматривались.

8. Проблема утилизации биологических отходов. Это одна из огромных статей затрат. Отсутствуют специализированные заводы по переработке крови и ферментного сырья, что «съедает» прибыль предприятия из-за утилизации отходов другими методами. Строительство таких заводов настолько дорогое, что отечественные производители просто не могут себе позволить такую «роскошь».

9. Отсутствие системы ценообразования. Торговая наценка на продукты мясного ассортимента избыточна и, скорее, рассчитана на удовлетворение потребностей и аппетитов ритейлеров. Кроме торговой наценки на поставщика мясной продукции накладывается ряд обязательств по продвижению товаров в магазине и «плата за полку». Эти расходы по ряду товарных позиций доходят до 30-40% от товарной наценки. Кабальные условия договоров предусматривают выплаты огромных штрафов, следующих за любые, даже самые незначительные отклонения. С ростом доли в торговле организованных сетей существенно ухудшились возможность и быстрота предложений для покупателей новых типов продукции с улучшенными потребительскими свойствами. По всей цепочке создания продукта сложные составляющие, такие как производство и переработка, имеют наибольшую капиталоемкость и наихудшую возможность по достижению прибыли и аккумуляции собственных средств. Ценовая «непрозрачность» позволяет магазинам получать сверхприбыли — рентабельность доходит до 100%, что тормозит развитие заводов первичной переработки. Все эти факторы предопределяют формирование в РФ условий, при которых мясная отрасль начнет терять конкурентоспособность, а не наращивать ее.

10. Введение эмбарго на ввоз мяса Россельхознадзором. В связи с выявлением при мониторинговых исследованиях запрещенных и вредных веществ Россельхознадзор обязывает усилить контроль за животноводческой продукцией, поступающей в Российскую Федерацию с ряда мясоперерабатывающих предприятий зарубежных стран, в т. ч. Бразилии и Аргентины. С высокой частотой вводятся / снимаются запреты на ввоз мяса с некоторых предприятий США.

11. Прочие факторы:

  • недостаточность трудовых ресурсов в аграрных секторах
  • система квотирования рынка
  • «зависимость» мясной отрасли от зерновой
  • тенденция удорожания стоимости кормов, что ведет к увеличению себестоимости первичной переработки
  • качество российского сырья не подходит для массового промышленного производства мяса, в т. ч. из-за отсутствия со стороны государства контроля качества выращиваемого скота (процент выхода мышечной ткани)

Вывод

Учитывая все отмеченные выше факторы отраслевых рисков, мясную отрасль с трудом можно признать инвестиционно-привлекательной.

Российским производителям не достаточно существующих мер поддержки от государства. По мнению автора статьи, необходимо не импорт ограничивать, а активно выделять дотации и субсидии в мясную отрасль. Стоимость кормов, электроэнергии и коммунальных услуг делает мясной бизнес низкорентабельным. Кроме того, при сравнении стоимости зарубежного мяса и отечественного необходимо принимать во внимание «входную» цену импортируемого мяса и его стоимость для конечного потребителя. Пока мясо пройдет через «несколько рук» торговых организаций — посредников, его цена в большинстве случаев превышает стоимость мяса отечественных производителей. Поэтому государству необходимо активно помогать российским производителям находить прямые каналы сбыта. Только в этом случае российское мясо может быть конкурентоспособным по цене. Приведем простой пример «рентабельности» выращивания свиньи:

Выращивание свиньи весом 50 кг занимает около 8 месяцев. Она съест как минимум 6 мешков корма общей стоимостью около 7 000 рублей. Средняя стоимость 1 кг мяса составляет 200 рублей. Посчитаем прибыль на 10 голов (то, что может позволить себе любой сельский житель при имеющихся постройках — хлевах): 50 * 10 * 200 – 7 000*10 = 100 000 – 70 000 = 30 000 руб. Получается, что среднемесячный заработок такого горе-бизнесмена составляет около 4 000 руб. Если говорить о крупных масштабах, приплюсуйте еще расходы на персонал, электроэнергию и коммунальные услуги, переработку отходов и т. д. Картина вырисовывается далеко не привлекательная, даже с учетом субсидирования процентных ставок по кредитам и имеющихся механизмов государственной поддержки.

Можно отметить следующие первоочередные задачи развития мясной отрасли:

  • регулирование таможенных тарифов;
  • организация таможенных пунктов непосредственно на крупных предприятиях первичной переработки;
  • пересмотр ставки НДС на некоторые виды мясных продуктов;
  • выработка предложений по проектам закона о торговле и ТР «Мясо и мясопродукты»;
  • урегулирование отношений с сетевыми дистрибьюторами;
  • обеспечение предприятий отрасли новыми технологиями, оборудованием и информацией;
  • развитие лабораторной базы производства, внедрение приборов и методов контроля, позволяющих быстро, эффективно и надежно определять показатели качества сырья и готовой продукции;
  • формирование прозрачного ценообразования;
  • ужесточение контроля над качеством и количеством выращиваемого скота;
  • поддержка заводов первичной переработки;
  • создание для заводов свободного доступа к сырьевой базе Европы;
  • контроль цен на готовый продукт, т. е. импортные туши и бескостное мясо в совокупности с ценообразованием на отечественное мясо;
  • необходимо начать дотировать отечественных производителей для того, чтобы стимулировать производство скота с высоким коэффициентом мясности;
  • проблему хранения и транспортировки мяса необходимо срочно включать в нацпроект;

Примечание

Объемы тарифных квот в отношении говядины, свинины и мяса домашней птицы

 

На 2012 год уточнены объемы тарифных квот в отношении говядины, свинины и мяса домашней птицы для ввоза на территорию РФ и помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, за исключением товаров из стран СНГ.

Установлены следующие объемы тарифных квот, в том числе:

  • мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное (код ТН ВЭД ТС 0201) - 30 тыс. тонн;
  • свинина свежая, охлажденная или замороженная (код ТН ВЭД ТС 0203) - 320 тыс. тонн;
  • свиной тримминг (коды ТН ВЭД ТС 0203 29 550 2 и 0203 29 900 2) - 30 тыс. тонн;
  • замороженное обваленное мясо кур домашних (код ТН ВЭД ТС 0207 14 100 1) - 80 тыс. тонн;
  • замороженное обваленное мясо индеек (код ТН ВЭД ТС 0207 27 100 1) - 80 тыс. тонн.

Постановление Правительства РФ от 27.07.2011 N 616

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал