Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел I. Введение в экономическую теорию
Схема 1.1
(как наука)
Предмет (что изучает?)
| Оптимизация объемов производства материальных благ
при ограниченных ресурсов
|
Метод – каким образом изучается предмет?
|
Диалектический – выявляет глубинные причинно-следственные связи, внутренние и внешние противоречия, как источник движущей силы развития явлений природы, общества и мышления, разграничивающий сущность и явление, содержание и форму, необходимость и случайность, возможность и действительность, вскрывая тем самым подлинный характер взаимосвязей в рамках того или иного предмета;
| | использует определенную совокупность методов познания:
| | единство логического и исторического;
| |
восхождение от абстрактно к конкретному, от низшего к высшему;
| |
анализ и синтез;
| |
соотношение качественного и количественного;
| |
цифры и факты;
| |
соединение познания и практики;
| |
научное прогнозирование и моделирование.
|
Основные функции
«Экономической теории»:
|
методологическая – служит основой для других экономических наук, дает «ключ к решению экономических задач»
| |
теоретическая – дает ответы на отдельные вопросы, поставленные практикой;
| | практическая (прагматическая или прикладная, направлена на получение пользы, реального результата) проникает в суть экономических явлений, вскрывает экономические законы, общие закономерности, вырабатывает конкретные формы, принципы и методы рационального хозяйствования;
| |
прогностическая - способствует разработке научных прогнозов и определяет перспективы общественного развития;
| |
критическая – выявляет достижения (преимущества) и недостатки в развитии предпринимательства, экономические противоречия и способы их разрешения;
| |
образовательная – способствует формированию высокой экономической культуры;
| |
воспитательная – позволяет высветить качества истинных ценностей в социально-экономическом развитии общества.
|
Схема 1.2.
| Экономическая теория как наука представляет собой методологический фундамент целого комплекса наук.
| 
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ НАУКИ
|
| ОТРАСЛЕВЫХ
|
| ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ
|
|
МЕЖОТРАСЛЕВЫХ
| 
| экономика:
торгового дела,
промышленности,
транспорта,
строительства
и др.
|
| финансы,
бухгалтерский
учет,
маркетинг,
менеджмент
и др.
|
| экономическая география,
демография,
статистика,
экономическая психология,
экономическая история,
и др.
|
| ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
| | Древний Восток - колыбель мировой цивилизации - древне-индийские «Законы Ману» (IУ- III в. до н.э.) отмечали общественное разделения труда, отношений господства и подчинения.
| | Древнекитайские мыслители:
Конфуций - от китайского Кун Фу-цзы - учитель Кун (около 551- 479 до н.э.) - приводил различие умственного и физического труда, где первый являлся монополией «высших» слоев, второй уделом простолюдинов», конфуцианство - этико-религиозное учение;
Сюньцы (III в. до н.э.) высказывал мысль, что люди равны от рождения и «накопленным богатством» должны пользоваться все.
| | В IУ веке до н.э. древнегреческий ученый Кснофонт написал «Ойкономия» (ойкос - дом, хозяйство, комос- правило, закон), изложил правила ведения домашнего хозяйства и земледелия.
| | В Древней Греции сложилась и другая наука о хозяйствовании – «хрематистика» (хрема – имущество, владение) – как нажить состояние, обогатится, основатель Аристотель (384-322 до н.э.).
| | Христианство - одна из мировых религий - с позиции Священного Писания Апостол Павел (I в. до н.э.) писал о «труде - как необходимое и святое дело», справедливых и равных принципах распределения продуктов, богатства.
| | В России при Иване IУ Грозном (1530-1584) появилась книга «Домострой», отразившая «разумные правила хозяйства».
| | В ХУII в. возникла наука «политическая экономия» - о разумном ведении государственного хозяйства – английская классическая политэкономия, ее основоположники:
Пети [Реtty] Уильям (1623-1687);
Смит [Smith] Адам (1723-1790);
Риккардо [Ricardo] Дэвид (1772-1823).
| | С середины ХIХ в. появилась марксистская экономическая теория, исследовавшая законы развития капитализма и давшая концепцию нового общества (коммунизма) – основатели немецкие экономисты:
Маркс [Marx] Карл Генрих (1818-1883);
Энгельс [Engels] Фридрих (1820-1883).
Их идей дополнили: Ленин [Ульянов] Владимир Ильич (1870-1924)- российский социалист и государственный деятель, а также русские и советские экономисты вплоть до 80-х годов ХХ века.
| | РУССКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
| Большую лепту в развитие экономической науки внесли русские ученые:
| Иван Тихонович Посошков (1652-1726) –
выдающийся русский экономист ХУIII века
|
Биографические сведения Экономические взгляды
| Родился в семье ремесленника,
стал купцом, в конце жизни приобрел имение с крепостными, где завел винокуренный завод. Был самоучкой, обладая выдающимися способностями, выдвинулся в ряд виднейших экономистов мира того времени. В 1725 г. был арестован и заключен в крепость, где через полгода умер.
|
| Современник и сторонник радикальных реформ Петра I обессмертил свое имя «Книгой о скудости и богатстве (1724), которая «увидела свет» в 1848 году,
обосновал программу обновления страны, изменения аграрной и сырьевой специализации России в общественном разделении труда, развития торговли и промышленности.
|
|