![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Опорные характеристики типов педагогических процессов
Для примера остановимся на субъектно-ориентированной технологии, признаками которой являются следующие: – проявление и развитие индивидуальности ребенка; – возможность для ребенка удовлетворить свои интересы и потребности; – самостоятельность постановки учеником образовательных задач и поиска путей их решения; – предоставление права ребенку выбирать темп, объем работы, сложность, вид и способ, роль участия в образовательной деятельности; – удовлетворенность собственной деятельностью и ее результатами; – рефлексивность отношения учащегося к собственной деятельности; – диалоговый, партнерский характер взаимодействия педагога и учащегося. Общий алгоритм субъектно-ориентированной технологии в аспекте деятельности учащегося можно представить следующим образом: – самодиагностика (осознание себя: «Какой я?», «Что я знаю?», «Что я умею?», и наоборот: «Что не знаю?», «Что не умею?» и т.п.); – самоопределение, постановка целей, задач, определение перспектив, путей их достижения («К чему стремиться и почему?», «Как этого добиться?»); – самореализация (самостоятельный поиск способов решения учащимися поставленных задач, принятие самостоятельных решений); – самоанализ (поиск ответов на вопросы: «Что помогло мне добиться положительных результатов и почему?», «Что мешало мне быть более успешным и почему?» и т.п.); – самооценка (сопоставление достигнутого результата с личным, выявление и обоснование причин успехов и недостатков); – самоутверждение (вывод о целесообразности выбранного пути, поставленных целей и задач, внесение корректив в дальнейшие действия). Предложенный алгоритм может быть применен к учебному процессу и внеурочной деятельности учащегося, а каждый «шаг» конкретизируется специальными техниками и приемами в зависимости от содержания деятельности и возраста учащегося, уровня сформированности его субъектности в конкретном виде деятельности. Эти уровни можно условно представить следующим образом: обучаемый, учащийся, обучающий (Т.Б. Гребенюк); или: меня учат, я учусь сам, я учусь учить других, учу других. Особенностью субъектно-ориентированной технологии является то, что тщательно продумываются «шаги» самого учащегося, которые сопровождаются педагогом в скрытой, ненавязчивой форме с учетом уровня сформированности субъектности ученика. В результате у учащегося формируется уверенность в том, что он все сделал и все понял сам. По существу, педагог не влияет на ученика и его деятельность, а создает условия для самостоятельного выбора и самоопределения. В задачи педагога входит подбор средств, методик самопознания, самоопределения, создание ситуаций выбора, ненавязчивая поддержка ученика в ситуациях затруднения через постановку наводящих вопросов, включение учащихся в целеполагание на всех этапах обучения, организация анализа и рефлексии. Таким образом, субъектно-ориентированная технология позволяет реализовать индивидуально-ориентированный и личностно-ориентированный подходы в образовательном процессе.
|