Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модульная программа
Основным средством модульной технологии, кроме модуля как части программного материала учебной дисциплины, является сформированная на основе модулей модульная программа. Модульная программа – это система средств, приемов, с помощью и посредством которых достигается интегрирующая дидактическая цель в совокупности всех модулей конкретной учебной дисциплины. Она разрабатывается учителем на основе определения основных идей курса. Исследователи рекомендуют начинать каждый модуль: 1) с входного контроля знаний и умений (для определения уровня готовности обучаемых к предстоящей самостоятельной работе); 2) с выдачи индивидуального задания, основанного на таком анализе. Заданием может быть: например, реферат по результатам анализа знаний, расчетно-графические задания, контрольная работа, тесты, письменные опросы и т.п. Модуль всегда должен заканчиваться контрольной проверкой знаний. Контролем промежуточным и выходным проверяется уровень усвоения знаний и выработки умений в рамках одного модуля или нескольких модулей. Затем – соответствующая доработка, корректировка, установка на следующий «виток», т.е. последующий модуль. Важный критерий построения модуля – структурирование деятельности обучаемых в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, систематизация. И здесь существуют большие возможности для осуществления проблемного обучения. На основе сказанного, принципами модульного обучения являются: 1. принцип развития обучающимся своей познавательной деятельности (модуль как часть стержневой учебной информации, осознаваемой им как необходимой); 2. принцип соответствия возможностям и способностям обучающихся; 3. принцип психологической комфортности: создаются благоприятные условия для учащегося в образовательном процессе за счет ритмичности обучения, дифференциации обучаемых по уровню знаний, с другой стороны – реально возможна максимальная самостоятельность в учебе, в создании условий для реализации временных, физических, физиологических и других конкретных возможностей для работы над учебными материалами по усмотрению самого обучающегося – все это минимизирует его стрессовые состояния (или исключает их). Новый технологический подход требует и новой технологической направленности: предварительное проектирование учебного процесса; в центре внимания оказывается учебно-познавательная деятельность самого обучающегося (успешность обучения в любом случае достигается эффективностью учебной деятельности); диагностичность целесообразности и объективного контроля результатов; целостность учебного процесса как педагогической системы. При модульном обучении цели формируются в терминах методов деятельности и способов действий обучающихся. Индивидуализация как вид дифференцированного обучения наиболее полно воплощается в модульном обучении. Важнейшая черта модульного подхода увязана с актуальнейшей задачей – готовить людей, способных, быстро подстраиваясь к изменениям, адаптируясь в новых условиях, принимать адекватные решения и решать задачи. Ценность модульной системы обучения в том, что она, воспитывая умение самостоятельно учиться, развивает рефлексивные способности. П.Я. Юцявичене сформулировала восемь принципов данной технологии: 1. модульность (обучение строится по модулям); 2. деление содержания каждого модуля на обособленные элементы (этот принцип требует деления материала на небольшие, тесно взаимосвязанные «порции»); 3. динамичность (этот принцип обеспечивает свободное изменение содержания модулей с учетом динамики социального заказа или изменения программы обучения); 4. метод деятельности; 5. гибкость; 6. осознанная перспектива (принцип глубокого осознания учеником близких, средних и отдаленных перспектив учения); 7. разносторонность методического консультирования; 8. паритетность (принцип субъектно-субъектного взаимодействия педагога и учащегося). Достоинства МО: 1) повышается качество обучения за счет того, что все обучение направлено на отработку практических навыков; 2) компетенция определяет необходимые личностные качества; 3) сокращаются сроки обучения; 4) реально осуществляется индивидуализация обучения при реальной возможности создания индивидуальных программ обучения; 5) осуществляется быстрая адаптация учебно-методического материала к изменяющимся условиям, гибкое реагирование. В качестве сложностей отмечаются: 1) длительные сроки разработки учебных программ, материалов при значительных затратах времени и затратах на тиражирование; 2) необходимость иметь современно оборудованные, оснащенные учебные места; 3) некоторая сложность организации учебного процесса. Но преодоление сложностей зависит в основном от способностей организаторов учебного процесса. При переходе на модульную систему обучения необходимо создать ряд условий: – мотивация педагога (повторим, что модульная система требует усилий и затрат времени на разработку и иной системы взаимодействия со студентами); – готовность учащихся к выполнению самостоятельной учебной и учебно-исследовательской деятельности; – материальные возможности школы или учащихся в размножении модулей. Неотъемлемой частью модульной системы обучения является рейтинговая система оценивания.
|