Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава десятая. Личность и общество
I. Разрыв между личностью и обществом как такими - лишь болезненный обман сознания. - Пояснение II. Человеческая личность как такая есть данная в разуме и воле возможность для осуществления неограниченной действительности, или особая форма бесконечного содержания. - Химера себедовлеющей личности и химера безличного общества. - Общественность - в самом определении личности как силы разумно-познающей и нравственно-действующей, что возможно лишь в образе бытия общественном. - Доказательства. - Общество есть объективно осуществляемое содержание разумно-нравственной личности - не внешний ее предел, а существенное восполнение - нераздельная целость общей жизни, отчасти уже осуществленной в прошедшем (общее предание), отчасти осуществляемой в настоящем (общественные служения) и, наконец, предваряющей будущее совершенное осуществление (общий идеал). - Этим пребывающим моментам лично-общественной жизни соответствуют в историческом развитии три главные ступени: родовая (прошедшее), национально-государственная (настоящее), вселенская (будущее). - (Ясное различие этих сторон и ступеней жизни действительно и исторически проявляется лишь как последовательное преобладание, а не исключительная наличность той или другой) III. Общество есть дополненная, или расширенная, личность, а личность - сжатое, или сосредоточенное, общество. - Нравственно-историческая задача состоит не в создании, а в сознании лично-общественной солидарности, в превращении ее из невольной в вольную - так, чтобы каждый понимал, принимал и исполнял общее дело как свое собственное IV. Действительная нравственность есть должное взаимодействие между единичным лицом и его данною средою (равною, низшею и высшею). - Человек изначала является как существо лично-общественное, и вся история есть лишь постепенное углубление, возвышение и расширение двусторонней, лично-общественной жизни. Из этих двух нераздельных и соотносительных терминов личность есть подвижное, динамическое, а общество косно охранительное, статическое начало в истории. - Принципиального противоборства между личностью и обществом не может быть, а бывает лишь столкновение по личному почину между новою и прежнею стадиями лично-общественного развития V. Род (в широком смысле) как зачаточное воплощение целой нравственности (религиозной, альтруистической и аскетической) или осуществление личного человеческого достоинства в самом тесном и основном круге общества. - Пояснения и подтверждения VI. Нравственное содержание родовой жизни вековечно, форма родового быта расторгается историческим процессом. - Общий ход этого распадения. - Переход из рода через племя к народу и государству. - Знаменательность слова " отечество" VII. С созданием нового, более широкого, чем род, общественного целого (отечества) род превращается в семью. - Пояснения. - Значение личного начала при переходе от родового быта к государственному VIII. Всякая общественная группа имеет на человека лишь относительные и условные права. - Общественная организация, хотя бы относительно-высшая (например, государство), не имеет никаких прав над тем вечным нравственным содержанием, которое заключается и в относительно-низших формах жизни (например, родовой). - Подробное объяснение из Софокловой Антигоны
|