Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Занятие 16. Средства и методы научного исследования
Вопросы для обсуждения 1. Основные методы эмпирического и теоретического исследования (применительно к научной специальности аспиранта). 2. Общелогические методы в структуре научного исследования. 3. Проблема языка науки. Роль искусственных языков в современном научном познании.
Основная литература
Барков Л.М. Роль эксперимента в современной физике // Философия науки. Новосибирск, 2001, № 3. Воробьев А.Я., Елсуков А.Н. Теория и эксперимент. Мн., 1989. Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания. М., 1990. Лукашевич В.К. Анатомия научного метода. Мн., 1999. Методы научного познания / Нысынбаев А.Н. и др. Алматы. 1996. Степин В.С., Елсуков А.Н. Методы научного познания. Мн., 1974. Дополнительная литература
Алексеева И.Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ. М., 1992. Баранцев Р.Г. Методология современного естествознания. М., 2002. Методы научного познания и физика. М., 1984. Моделирование сложных систем и виртуальная реальность М., 1995. Наука, технология, вычислительный эксперимент. М. Наука. 1993. Никитин Е.П. Объяснение -- функция науки. М., 1970. Сачков Ю.В. Проблемы методологии современного естествознания. М., 1998. Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978. Яблонский Л.И. Модели и методы исследования науки. М., 2001. Язык и наука конца ХХ века. М., 1995.
Вопросы для самоконтроля по теме 12
1. Понятие метода и методологии. Многоуровневая концепция методологического знания. 2. Научное исследование как предмет методологического исследования. Объект и предмет исследования. 3. Сущность системного подхода как общенаучной методологической программы. 4. Плюрализм стратегий методологического анализа науки. 5. Общенаучные методы как универсальные приемы и процедуры научного исследования. 6. Методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, измерение, описание. 7. Методологический инструментарий теоретического исследования. 8. Обоснование результатов исследования. Виды обоснования. 9. Методы систематизации научных знаний. 10. Информационные технологии в современном научном познании.
Тема 13. Наука как социальный институт (4 ч.) Занятие 17. Основные формы организации научной деятельности Вопросы для обсуждения 1. “Малая” и “большая” наука”. 2. Академическая, ведомственная и вузовская наука: цели, задачи и перспективы развития. 3. Ролевые отношения в науке: сущность и динамика. Основная литература
Мертон Р. Амбивалентность ученого М., 1965. Прайс Д. Малая наука, большая наука // Наука о науке. М., 1968. Социальная динамика науки. М., 1996. Философия науки: Учеб.пособие /Под ред. Лебедева С.А. М., 2004. Школы в науке. М., 1977.
Дополнительная литература
Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1998. Научная деятельность: структура и институты: Сб. переводов. М., 1980. Пельц Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях. М., 1973. Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Междунар. ежегодник. СПб., 1969-2002. Вып. 1-13. Степин В.С. Наука и образование в контексте современных цивилизационных изменений // Наука и образование на пороге третьего тысячелетия. Мн., 2001. Хайтун С.Д. Наукометрия: состояние и перспективы. М., 1983. Храмов Ю.А. Научные школы в физике. Киев, 1987.
|