Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ход урока






ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ

ПО УЧЕБНИКУ

Е.В. АГИБАЛОВОЙ

Г.М. ДОНСКОГО

КЛАСС


ВВЕДЕНИЕ

Пособие составлено на основе обязательного минимума со-
держания исторического образования в основной школе и про-
граммы по истории для 5-9 классов под редакцией Л. Н. Алексаш-
киной. Пособие предназначено для работы с учебником: Агибало-
ва, Е. В. История Средних веков: учеб. для 6 кл. общеобразоват.
учрежд. / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской; под ред. А. А. Сванидзе. -
М.: Просвещение, 2009.

При работе с пособием предполагается также привлечение
стандартного комплекта контурных карт и атласов по истории
Средних веков и истории России для 6 класса.

В основу предлагаемого пособия положены следующие ди-
дактико-методические подходы.

1. Планирование отражает как содержательные, так и дея-
тельностные компоненты обучения.

2. В качестве основной единицы планирования рассматрива-
ется не отдельный урок, а тема, группа уроков.

3. Основой при отборе исторического материала служат на-
званные выше нормативные документы, а также действующие
учебные пособия по истории для основной школы.

4. Планирование носит рекомендательный, вариативный ха-
рактер.

На основе дидактико-методических подходов в планирова-
нии представлены:

а) основное содержание учебного материала;

б) рекомендации по форме занятий и учебной деятельности
школьников;

в) требования к уровню подготовки учащихся.


Тематическое планирование курса
«РОССИЯ И МИР В СРЕДНИЕ ВЕКА»

История Средних веков - 32 ч.

История России (с древности до конца XVI в.) - 36 ч.
Целесообразно изучать в I полугодии историю Средних веков, во II - историю России (с древности до конца XVI в).

Примерное планирование курса
«История Средних веков» (32 часа)

 

 

Номер Название темы уроков Кол-во
урока часов
     
Урок 1 Введение. Происхождение понятия  
  «Средневековье» 1 ч
Урок 2 Древние германцы и Римская империя 1 ч
УрокЗ Королевство франков 1 ч
Урок 4 Возникновение и распад империи Карла  
  Великого 1 ч
Урок 5 Христианская церковь в VI-VIII вв. 1 ч
Урок 6 Феодальная раздробленность 1 ч
Урок 7 Западная Европа в IX-XI вв. 1 ч
Урок 8 Культура Западной Европы в раннее  
  Средневековье 1 ч
Урок 9 Византия при Юстиниане 1 ч
Урок 10 Культура Византии 1 ч
Урок 11 Образование славянских государств 1 ч
Урок 12 Возникновение ислама. Арабский халифат  
  и его распад I ч
Урок 13 Культура стран халифата 1 ч
Урок 14 Обобщающий урок на тему «Раннее Сред-  
  невековье» 1 ч
Урок 15 Феодалы и крестьяне 1 ч
Урок 16 Средневековый город в Западной и Цен-  
  тральной Европе 1 ч
Урок 17 Могущество папской власти. Католиче-  
  ская церковь и еретики 1 ч
Урок 18 Крестовые походы 1 ч



Урок 1. ВВЕДЕНИЕ.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СРЕДНЕВЕКОВЬЕ»

Цель: ознакомить учащихся с хронологическими и географическими границами Средневековья; дать представление о своеобразии путей исторического развития стран и народов.

♦ Основные понятия и термины: Средневековье, исторические источники, феодализм, традиционное общество, цивилизация.

Оборудование: атлас истории Средних веков, карта № 1;
карта «Мир в Средние века».

Ход урока

I. Вводная беседа.

Урок открывается вступительной беседой учителя с информацией
об изучаемых в 6 классе курсах, а также учебниках, рабочих тетрадях,
атласах и контурных картах. Учитель обязательно должен познакомить
учащихся с требованиями к устным и письменным ответам, к оформлению карт, а также с нормами оценок.

II. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Что изучает история Средних веков.

2. Источники изучения Средних веков.

1. Что изучает история Средних веков.

Учитель устанавливает связь истории Средних веков с историей
Древнего мира с помощью вопроса в учебнике (с. 6).

=> Историю каких стран и народов вы изучали в курсе исто-
рии Древнего мира? (Древнего Египта, Вавилона, Финикии, Асси-
рии, Индии, Китая, Японии, Древней Греции, Древнего Рима.)

Напомнив дату падения Западной Римской империи (476 г. н. э.),
учитель привлекает внимание учащихся к изображению линии
времени в учебнике (с. 6) - таким образом у учащихся создается
представление о длительности исторической эпохи, которую пред-
стоит изучить в 6 классе. Учащиеся устанавливают, сколько столе-
тий длилась эпоха Средних веков (11 столетий). Линия времени
помогает объяснить происхождение понятия «Средние века» — это


время лежит «посередине», между завершением истории древнего
мира и началом истории нового времени.

Средневековье (Средние века) - эпоха в истории человечества между древним миром и новым временем - длилась примерно
11 столетий, от падения Западной Римской империи до Великих
географических открытий, с V по XV вв.

Включение в свою деятельность систематической работы с историческими терминами и понятиями помогает учителю более целенаправлен-
но вести работу по систематизации знаний учащихся.

Усвоение исторических понятий учащимися не только предполагает их правильное применение, но и развивает специальное историческое
мышление, создает опорные знания, прививает устойчивый интерес к
изучению истории.

Ступени формирования исторических понятий и терминов:

- выделение признаков исторического факта;

- определение понятия;

- упражнение по его использованию;

- выработка умения оперировать терминами;

- применение терминов для познания и анализа исторического материала.

Рекомендации:

I способ. Учителю в начале урока рекомендуется записать на доске
новые понятия и термины. В процессе изучения материала объясняются понятия и термины, ученики записывают их значения, определения в тетрадь.

II способ. Учитель в начале урока записывает на доске новые
понятия и термины. Учащимся предлагается самостоятельно найти их
значения в справочной литературе.

Учитель на первом уроке стремится вызвать интерес учащихся к
изучению истории Средних веков.

Рекомендуется ярко охарактеризовать место Средних веков в истории человечества.

Рассказ учителя.

Период Средних веков начинается в V веке, после падения
Западной Римской империи и самого Рима. Рим был воплощением
порядка, цивилизованной и культурной жизни; он всегда казался
несокрушимым и божественным. Государство погибло под мечами
варваров, которые пришли из глубин материка и обрушились на
центр цивилизации - Средиземноморье. Крах Рима означал уход

 

Значение исторических понятий и терминов см. в Приложении.


античной культуры с исторической арены. На долгие века были за-
быты творения античных художников и философов, разрушены ве-
личайшие архитектурные сооружения, заброшены науки и ремесла.

Существует мнение, что Средние века - это период варварст-
ва, жестокости и мракобесия. Нашествиями варваров была уничто-
жена римская культура, велись междоусобные войны. Многие на-
зывают Средние века «темными веками», «средневековой ночью».
Но это не совсем так. Пройдет время, и средневековый человек, его
душа и ум обратятся к искусству, науке и философии. Этот период
Средневековья известен как эпоха Возрождения.

Средние века длились более тысячи лет. Многие люди оста-
вили свой след в истории за этот период времени: одни красивый и
яркий, другие - кровавый и страшный; от одних нам достались ве-
ликие произведения искусства и литературы, от других - ужасы
инквизиции.

В Средние века образовались государства, которые сущест-
вуют до сих пор: Россия, Англия, Франция, Польша. Зародилась и
стала развиваться современная демократия. В европейских странах
возникли парламент (Англия), Генеральные штаты (Франция) -
выборные представительные учреждения.

В Византии было записано римское право: оно являлось ос-
новой для законов средневековых государств. Возник суд присяж-
ных, который до сих пор применяется при разборе важных дел.

Многие современные города Европы и Востока возникли еще
в Средние века. Сформировались языки европейских народов: анг-
лийский, французский, немецкий, испанский, итальянский.

В эпоху Средних веков получили развитие мировые религии:
христианство (православное, католическое), ислам, буддизм.

Нельзя забывать и о том, что и в Средние века человечество
продвигалось вперед в своем хозяйственном, политическом и куль-
турном развитии.

Люди стали пользоваться предметами первой необходимо-
сти, соблюдать гигиену, появились механические часы. В военном
деле стали применять порох и огнестрельное оружие. Средневеко-
вые люди научились строить корабли, применять компас, стали
открывать и исследовать новые части света. В Средние века люди
узнали и убедились, что Земля - круглая.


В заключение данного вопроса учитель подводит итог: мы
познакомимся с судьбами народов, с выдающимися деятелями, пра-
вителями и полководцами, с народными движениями и борцами за
независимость родины, с мыслями и делами ученых, писателей, фи-
лософов, с судьбами мастеров искусств и их произведениями.

2. Источники изучения Средних веков. Переходя к харак-
теристике источников по истории Средних веков, учитель ставит
следующие вопросы:

=> На какие основные виды делятся исторические источники?

=> Что относится к вещественным и что - к письменным ис-
точникам?

\Т\ Работа с учебником (п. 2. Введения).

Учитель сообщает учащимся о сохранившихся средневе-
ковых сооружениях и постройках в городах, о различных вещест-
венных памятниках: изделиях ремесленников, орудиях труда, ору-
жии, монетах.

Учитель предлагает учащимся вспомнить, с какими пись-
менными историческими источниками они встречались в курсе ис-
тории древнего мира. Далее характеризует различные виды пись-
менных источников, которые относятся к Средним векам: деловые
документы, юридические памятники, исторические, литературные
и научные произведения.

Особый вид источников - разнообразные произведения сред-
невековой архитектуры и изобразительного искусства.

Учитель также предлагает учащимся рассмотреть иллю-
страции (с. 8-9, Введение). Проверить понимание роли различных
видов исторических источников поможет задание № 3 (с. 11).

=> Что можно узнать о жизни людей в Средние века, рас-
сматривая иллюстрации?

III. Закрепление изученного материала.

Вопросы и задания:

=> Какое место занимают Средние века во всемирной истории?
=> Каковы источники наших знаний об истории Средних веков?

IV. Итог урока.

Домашнее задание: знать понятия, термины; ответить на во-
просы (с. 11).


У р о к 2. ДРЕВНИЕ ГЕРМАНЦЫ
И РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ

Цел и:

1. Изучить занятия германцев в период варварского общест-
ва; выяснить, что завоевания германцев положили начало форми-
рованию соседской общины.

2. Ознакомить учащихся с возникновением раннефеодальных
государств.

♦ Основные понятия и термины: варвары, готы, кельты,
германцы, гунны, родовая община, семья, род, племя.

Оборудование: карты «Европа в V-VII вв.», «Народы и их
передвижения в Европе в IV-VII вв.»;

атлас «История Средних веков», карта № 1.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

=> Начертить в тетради линию времени.

=> Показать место истории Средних веков в истории челове-

чества.

=> Исторический диктант по понятиям урока № 1.
=> Работа над вопросом № 4 (Введение, с. 11).

 

П. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Древние германцы:

а) занятия; б) порядки; в) формирование знати.

2. Конец Западной Римской империи
(Великое переселение народов).

1. Древние германцы (занятия, порядки, формирование
знати). Учитель повторяет сведения о германцах, известные учащим-
ся из истории древнего мира.


=> Какую территорию занимали германцы в древности? По-
кажите ее на карте (см. атлас, карта № 1).

=> В каких отношениях находились германцы с Римской им-
перией?

Учителю рекомендуется объяснить понятие «варвар».

Варвар - грубый, жестокий, невежественный человек. При-
думали это слово древние греки. Эллины дразнили все негреческие
народы - «Вар-вар», римляне - «Бар-бар». Так появилось это назва-
ние (латинское «барбар»). Славяне также подпадали под это понятие.

Рассказ учителя.

Греческие и римские путешественники сильно удивлялись,
когда оказывались в северных краях. Они не понимали: как люди
могут жить в таких трудных природных условиях? Как эти люди
могут жить без элементов цивилизации? Почему у них нет пись-
менности, театра, городов? Почему на войну мужчины идут сами, а
не нанимают себе наемников?

В отличие от греков, римляне начали захватывать земли вар-
варов и превращать их в свои провинции - Британию, Галлию и
др., но не все варварские племена становились подданными Рима.
Независимые варварские племена постоянно пытались вторгнуться
в провинции.

Древние германцы

Германцы интересовали римлян как военные противники.
Римские историки очень внимательно изучали образ жизни гер-
манцев, но самое главное - изучали способы ведения ими войн.

Древние германцы в начале н. э. занимали территорию от
Одера до Рейна и от Дуная до Балтийского моря. Селились герман-
цы на полянах, опушках леса, близ рек, ручьев маленькими племе-
нами. Поселки состояли из нескольких длинных домов. В каждом
доме жили семьи родичей, состоящие из трех поколений, и еще ос-
тавалось место для скота. Роды объединялись в племя. Во главе
рода стояли старейшины. Большим влиянием пользовался жрец.
Все люди в племени были равны, не было ни бедных, ни богатых.
Тем, кто попал в беду, помогал весь род; тот, кто хорошо поохо-
тился, обязан был делиться добычей с родственниками. Старейши-
ны вершили суд и обсуждали хозяйственные вопросы. Но самые


важные вопросы решались на народных собраниях, на которых вы-
сказывалось мнение старейшин. В случае, если мнение не нрави-
лось, мужчины шумели, если нравилось - поднимали копья вверх.

Работая с картой, учитель поясняет учащимся, что к востоку от
германских племен жили предки славян, к западу - кельты.

Любимым занятием германцев была охота. В поселках гер-
манцы держали домашний скот. Начинает развиваться земледелие.
Участки леса делились старейшинами рода между семьями. Семьи
выкорчевывали деревья, вспахивали землю и засевали ее просом и
ячменем. Землю обрабатывали деревянными орудиями, так как же-
лезо использовалось только для изготовления оружия.

Но основным занятием оставалось военное дело.

У германцев появляются военные вожди. Первоначально они
имели поручение охранять племенные владения, а впоследствии
военные вожди это делали самостоятельно и еще совершали набеги
на соседей. Военной добычей они делились со всеми соплеменни-
ками и соратниками. Германцы любили сражаться в пешем строю,
постепенно осваивали конные походы.

Пока Римская империя была сильной, германцы отважива-
лись только на пограничные набеги. В III веке и. э. Римская импе-
рия утрачивает свое могущество, так как ее коснулись смуты. Не
хватало средств на содержание охраны приграничных районов им-
перии.

Разрозненные германские племена объединяются в союзы
племен: франки, вандалы, лангобарды и т. д. Германцы, видя, что
имперские провинции не могут себя защитить, стали целыми семь-
ями селиться по восточным окраинам Западной Римской империи.

В Риме шла борьба за власть. В интригах против соперников
слабые правители стали использовать варваров-переселенцев.
Очень скоро армия Рима становится по составу варварской.

После расселения на завоеванной территории Римской импе-
рии родовая община германцев начинает превращаться в соседскую.

Для закрепления данного вопроса учащимся предлагается
работа со схемой № 1.


Схема № 1

 

 

2. Конец Западной Римской империи (Великое переселе-
ние народов). Изучение информации о Великом переселении на-
родов целесообразно начать с вопроса:

=> Почему германцы целыми племенами переселялись на
территорию Западной Римской империи?

[Т] Работа с картой.

Используя карту в учебнике (§ 1, с. 16), учащиеся находят
территорию, которая была занята германцами в первые века нашей
эры. (Территория от Рейна до Одера, дальше на восток до Эльбы и
часть Скандинавского полуострова.)

Далее учитель объясняет, почему началось Великое переселение народов.

Рассказ учителя.

Гунны появились из-за Волги, сдвинули с места готов и славян. Затем пришли в движение остальные народы Западной Европы.

Римляне отступали, их место занимали варвары. В IV веке
началось Великое переселение народов и продолжалось 400 лет.


Оно вызвало значительные перемены:

- исчезали старые и возникали новые народы;

- распадались и формировались государства;

- в это время были заложены основы современной политической и этнической карты Европы.

Вестготы вторглись в Италию. В 410 году вестготы подошли к Риму. Рабы ночью открыли им ворота крепости. Три дня и
три ночи продолжалось сопротивление варварам.

Готы опустошили Апеннинский полуостров, Сицилию и Се-
верную Африку. Закрепились готы в провинции Аквитания (южная
Франция), где основали Готское королевство со столицей в Толозе.

Это государство становится вторым после Бургундского ко-
ролевства на Рейне, которое возникло на развалинах Западной
Римской империи. Римская знать стала переходить на сторону вар-
варов. Варвары ценили законопослушных подданных и давали им
высокие должности. Земли переходили в собственность вождей
варваров. Образовывается союз римской и варварской знати.

В VI веке на территории бывшей Западной Римской империи
располагалось уже несколько варварских государств.

Далее учитель ставит вопросы для беседы:

=> Что послужило толчком к переселению народов?

=> Почему германцы целыми семьями переселялись на тер-
риторию Западной Римской империи?

=> Чем завершилось вторжение германцев в Западную Рим-
скую империю?

=> К каким последствиям привели вторжения германских
племен в Западную Римскую империю?

Учащимся дается задание: проследить на карте (с. 16, § 1 учеб-
ника) пути переселения германцев и определить границы их государств к
началу VI века.

В ходе беседы предполагается прийти к следующим
выводам:

- Толчком к переселению послужило вторжение из Азии ко-
чевников - гуннов.

- Германцы, желая захватить плодородные земли и военную до-
бычу, племенами снимались с родных мест и отправлялись в походы.


- На захваченных землях германскими племенами создаются
государства: вандалами - в Северной Африке;

вестготами - в Испании;

остготами - в Италии;

англами и саксами - на острове Британия;

франками - в Галлии.

Это были варварские королевства, так как у них не было еди-
ных законов; местное население руководствовалось римским правом.

Учитель обязательно должен уточнить, что объединяла ранне-
средневековые государства германских племен в единое целое христиан-
ская церковь.

Развитие Европы после падения Западной Римской империи
шло двумя путями:

1) цивилизация Римской империи превращалась в средневе-
ковую;

2) родоплеменная организация варваров разрушалась, и на ее
основе складывались раннефеодальные государства.

III. Закрепление изученного материала.

Учащимся предлагается работа с вопросами 1; 4; § 1.

Вывод урока: в IV-VI вв. германцы переселялись со
своей исторической родины на территорию Римской империи и
создавали здесь свои государства. Со времени Великого переселе-
ния народов и началась в Европе история Средних веков.

IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 1, знать ответы на вопросы, знать зна-
чение понятий и терминов.

* Задание повышенной сложности для желающих: Рассуждение на
тему: «Почему римляне считали германцев варварами?».

 

 

У р о к 3. КОРОЛЕВСТВО ФРАНКОВ

Цель: дать представление о формировании, функциях и
распаде раннефеодального государства.

♦ Основные понятия и термины: династия, корона,
король, королевский двор, ополчение, граф, сборник законов,
штраф, земледельцы, феодалы, император, империя.


Оборудование: карта «Образование империи Карла Великого»;

атлас истории Средних веков, карта № 2
«Франкское государство в V - начале IX вв.»

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Повторение темы прошлого урока очень важно для понимания
дальнейшего процесса феодализма.

Проверку знаний рекомендуется провести в виде фронтальной
беседы по вопросам:

=> Назовите основные занятия германцев в IV-V вв.

=> Почему родовая община сменилась соседской?

=3- Как у германцев появилось неравенство и в чем оно про-
являлось?

=^> Когда и как началось Великое переселение народов?
=> Покажите на карте территории, где расселились и образо-
вали свои государства германцы в V-VI вв.
Рекомендуется проверить знание понятий.

 

П. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Франки завоевывают Галлию.

2. Рост земельных владений знати.

3. Образование государства франков.

4. Формирование королевской власти.

5. Взаимоотношения христианской церкви и королевской
власти.

1. Франки завоевывают Галлию.

В самом начале объяснения учитель обязательно должен отметить
следующее: на примере одного из германских народов - франков - мы
рассмотрим, как возникло, функционировало и распалось раннефеодаль-
ное, в данном случае Франкское, государство. Опираясь на материал
учебника и карты «Образование империи Карла Великого» и «Франкское
государство в V - начале IX вв.», учитель начинает рассказ.

Вниз по течению Рейна шли германские племена франков.
В конце V века среди франкских вождей выдвигается некий Хло-
двиг из рода Меровея. Следовательно, всех его потомков называли


Меровингами. Франки стремились завоевать Галлию, так как их
привлекали ее плодородные равнины.
[Т] Работа с картой.

В атласе на карте № 2 «Франкское государство в V - начале
IX вв.» учащиеся находят территорию первоначальных владений
франков и их владения к концу правления Хлодвига.

- Франки в 486 году в упорном бою у города Суассона раз-
громили войска римлян и подчинили себе Северную Галлию.

- Франки отвоевали у вестготов юг страны.

- Франки покорили другие германские племена к востоку от
Рейна.

Учитель подводит учащихся к выводу: в результате за-
воевания Галлии сложилась первоначальная территория Франкско-
го королевства.

2. Рост земельных владений знати.

После завоеваний и переселений неравенство у германцев
усилилось. Следовательно, на завоеванных территориях франки не
отменили рабство. Галло-римская знать сохранила часть своих вла-
дений и признала власть Хлодвига. Многие из них перешли на
службу к Хлодвигу и сумели сохранить свои земли, своих рабов и
колонов.

Франки, в свою очередь, столкнулись в Галлии с частной
собственностью на землю, с правом собственника распоряжаться
имуществом по своему усмотрению.

Хлодвиг захватил очень большие территории, на которых
проживало 6-8 миллионов человек.

Хлодвиг присвоил себе земли, которые раньше были собст-
венностью римского императора. Впоследствии из этих владений
потомки Хлодвига щедро жаловали земли с рабами и колонами
своим дружинникам в награду за службу. К концу VI века знатные
франки становятся крупными землевладельцами.

Сто тысяч франков расселились небольшими деревнями, рас-
чистили и распахали пустынные земли.

Объяснение учитель завершает выводом: к концу VI
века из франкской знати и верхушки галло-римского населения на-
чинает формироваться класс крупных землевладельцев, то есть
единый правящий класс.

3. Образование государства франков.

Объяснение вопроса о возникновении государства у франков начи-
нается с беседы по вопросам:


=> Почему в древности возникали государства?

=> Вспомните главные задачи этих государств.

Около 500 года возникло государство франков. С помощью
государства знатные франки управляли завоеванной страной, дер-
жали в подчинении рабов, колонов, рядовых свободных франков,
покоренное галло-римское население.

Старые органы племенного управления не могли справиться
с новыми задачами, так как народное собрание как орган племен-
ного управления начинает отмирать. Оно уже и не могло собирать-
ся после расселения франков по всей завоеванной Галлии. Знатные
франки теперь должны были создать органы принуждения, кото-
рые обеспечивали бы охрану порядка, деятельность суда и сбор
налогов.

4. Формирование королевской власти.

Выяснив причины возникновения государства у франков, учитель
подходит к изучению перемен в жизни франков.

[Г] Работа с документом (учебник, с. 20) «Франкский
историк VI в. о случае с драгоценной чашей».

В данном документе отражены изменения в характере власти
военного вождя.

Учитель ставит вопросы:

=> Какой старинный обычай нарушил Хлодвиг, потребовав
себе чашу?

=> Почему дружина поддержала Хлодвига?

=> Что объясняет и доказывает случай с драгоценной чашей?

Учитель подводит учащихся к выводу: власть военного
вождя переходит в королевскую власть. Случай с драгоценной ча-
шей показывает, что Хлодвиг, пользуясь поддержкой дружины, мог
без суда убить своего подданного - рядового воина.

[Т]Работа с учебником.

Учащиеся знакомятся с текстом учебника (§ 2; п. 2).

Учитель ставит вопрос:

=> Какие черты характера Хлодвига обнаружились в его дей-
ствиях?

Учитель выясняет этот вопрос вместе с учащимися: во
время завоевания Галлии проявилась смелость и решительность
Хлодвига, а в эпизоде с чашей и расправе с соперниками-
родственниками - его злопамятность, коварство, жестокость, ли-
цемерие, лживость.


Учитель характеризует отличие государственного управ-
ления в начале VI века от племенного управления.

Власть короля Власть племенного вождя

 


1) основана на авторитете; 2) выборная; 3) распространяется на жите- лей одного племени.

1) основана на принуждении;

2) наследственная;

3) распространяется на жите-
лей всей страны.

 

Сопротивление приказам короля каралось штрафами и телесными наказаниями; действия против короля считались изменой и
карались смертью.

Работа с учебником.

Учащимся предлагается ответить на вопрос: «В чем со-
стояла главная задача государства?».

Далее учащиеся знакомятся со статьями из сборника франкских законов «Салическая Правда» (учебник, § 2), рассматривают
иллюстрацию - страницу из этого сборника (рукопись на латинском языке) (с. 20). Учитель привлекает учащихся к чтению статей
из сборника франкских законов.

Учащиеся выясняют, что законы защищали повышенным
штрафом жизнь и собственность знатных франков и тех римских
землевладельцев, которые были приближены к королю. Это означало одно: люди не были равны перед законом. Введение писаных
законов способствовало укреплению единого порядка на территории всей Галлии.

5. Взаимоотношения христианской церкви и королевской власти.


Вопрос о союзе королевской власти с церковью рекомендуется
изучать с опорой на знания учащихся из курса истории древнего мира о
возникновении христианства.

Хлодвиг и франкская власть склонялись к принятию христианства, ведь население Галлии, которое они покорили, было христианским. Следовательно, король и его дружина приняли христианство, а за ними - все франки.

Последствия этого факта:

- введена латинская письменность;

- церковь открывала школы, строила храмы;

 

- Хлодвиг покровительствовал христианской церкви, христианская церковь укрепляла власть Хлодвига;

- епископы становились советниками короля и помогали ему
составлять королевские указы.

III. Закрепление изученного материала.

Итогом урока может стать следующая схема (схема № 3).
Схему рекомендуется составить совместно с учащимися: учитель записывает на доске, учащиеся - в тетрадях.

Схема № 3

Образование государства у франков

Франки во главе с Хлодвигом

 

  Завоевание Галлии  
Возникновение франкской знати   Сохранение римлянами своих владений с рабами и колонами  
         


 




Домашнее задание: § 2, п. 1-4; работа с контурной картой № 1,
ответы на вопросы к § 1, 2, с. 28.

* Подготовить сообщения:

«Суд во времена «Салической Правды»;
«Деятельность Хлодвига».

 

 

У р о к 4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПАД
ИМПЕРИИ КАРЛА ВЕЛИКОГО

Цель: дать представление о причинах возникновения и
распада империи Карла Великого.

♦ Основные понятия и термины: граф, император,
империя.

Оборудование: карта «Образование империи Карла Великого».
Ход урока

Урок целесообразно начать с изучения нового материала, так как на
данном уроке продолжают рассматриваться процессы и явления, о кото-
рых шла речь на предыдущем уроке.

 

I. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Карл Мартелл и Пипин Короткий.

2. Завоевательные походы Карла I Великого.

3. Провозглашение империи в 800 году.

1. Карл Мартелл и Пипин Короткий.

Рассказ учителя.

Наследники Хлодвига вели изнурительную борьбу за власть,
которая закончилась ослаблением династии Меровингов. Их власть
была слабой, а истинная власть была в руках майордомов - коро-
левских чиновников, вторых людей в государстве. Одному из май-
ордомов - Карлу Мартеллу - удалось объединить под своей вла-
стью все королевство франков.

Арабы в первой половине VIII века вторгаются в Галлию и
завоевывают Пиренейский полуостров. В 732 году Карл Мартелл


у г. Пуатье нанес поражение арабам, тем самым остановив их про-
движение вглубь Европы. Впоследствии арабы были вытеснены из
южной Галлии. Сын Карла Мартелла - Пипин Короткий - продол-
жил политику отца, направленную на укрепление войска и собст-
венной власти.

В 751 году при поддержке папы Римского Пипин Короткий
становится королем франков. По призыву папы Пипин Короткий
дважды совершал походы в Италию против лангобардов.

2. Завоевательные походы Карла I Великого.

Карл I был сыном Пипина Короткого, первого франкского
короля из династии Каролингов. Новая династия франкских коро-
лей получила свое название «Каролинги» по имени отца Пипина
Короткого Карла Мартелла.

Пипин Короткий в 768 году оставляет завещание, согласно
которому государство делилось на две части между его сыновьями
- Карлом I и Карломаном. Но внезапная смерть брата способство-
вала тому, что Карл I объединил земли франкского государства.

Карл I был человеком высокого роста, выносливым и силь-
ным, справедливым и мудрым, деятельным и воинственным прави-
телем.

Карл I ставит цель - создание прочного христианского госу-
дарства. Завоевание и обращение варваров в христианство стано-
вится первоочередной задачей франкского государства. Франкское
государство соседствовало с германскими племенами саксов на
севере и северо-востоке, на востоке - со славянами, на юге - с ара-
бо-мусульманской Испанией.

Государство Карла I создавалось войной, а укреплялось миром.

Карл I прославился прежде всего завоевательными походами.
Более 53 раз его войско отправлялось в путь, 27 раз во главе войска
стоял сам король.

Карл I был одержим желанием прославиться военными похо-
дами, военными победами и служением христианской церкви.

Учитель вместе с учащимися выясняет причины войн, ко-
торые вели франки при Карле I Великом (прозванном так наро-
дом), и отмечает:


- знать стремилась к приобретению новых земель и зависи-
мых крестьян, к обогащению за счет захваченной на войне добычи;

- церковь стремилась распространить христианство на завое-
ванных территориях;

- сам Карл I желал прославиться победами и служением
церкви.

Рассказ о походах Карла I Великого рекомендуется сопровождать
совместной работой с картой «Франкское государство в V - сере-
дине IX вв.». Следует показать направление походов франков и завоеван-
ные ими территории.

На доске и в тетрадях рекомендуется выполнить таблицу:

Направление походов Карла I Великого и их результат

 

В Испанию В земли саксов В Италию
Против арабов-мусу- льман. Захвачены и вошли в состав государства франков земли к югу от Пиренейских гор. Ультиматум: прекра- тить набеги, принять христианство. Саксы приняли хри- стианство; их владения вошли в состав Франк- ского государства. Лангобарды разбиты, их государство унич- тожено. Италия вошла в со- став Франкского го- сударства.

В классах с высоким уровнем знаний учащиеся могут заполнить
таблицу самостоятельно. В средних и слабых классах она может быть за-
ранее записана на доске или под диктовку учителя с необходимыми ком-
ментариями.

Рассказ учителя.

Военные походы устраивались ежегодно.

1) Войны с саксами.

Войны с саксами длились 30 лет. Саксы были язычниками.
Франкское владычество и христианство вносили сильнейшие раз-
рушения в их привычный жизненный уклад.

Саксы боролись и против воинов, и против священников.
А франки в ответ очень жестоко казнили тысячи саксов. В 803 го-
ду, исчерпав свои внутренние силы в борьбе с франками, саксы
вошли в состав христианской Европы.

2) На восток.

На востоке Карл I сражается со славянами. Он заключает со-
юз с ободритами (славянское племя) против саксов, позволяет им


продвинуться на реку Эльбу. Здесь франки встречаются с авара-
ми - кочевниками азиатских степей. Последние создали свое госу-
дарство - Аварский каганат (на месте современной Венгрии). Ава-
ры оказывали помощь Баварии, которая стремилась вырваться из
франкской зависимости. Франки вскоре разгромили аваров, или,
как их еще называли, «конную империю», и стерли ее с лица земли.

Бавария была завоевана, франки продвинулись до Дуная. Го-
сударство франков удвоилось.

3) В Испанию.

Знаменитыми являются походы Карла I на испанских арабов.
В этих походах часть испанской территории была завоевана. К югу
от Пиренейских гор до реки Эбро - пограничная область государ-
ства Карла I. Эти походы нашли отражение в созданной несколько
веков спустя эпической поэме «Песнь о Роланде».

«Песнь о Роланде» повествует о том, как однажды войско
христиан потерпело неудачу и возвращалось домой через Пиренеи,
где на них напали местные жители - баски. В бою погиб прибли-
женный Карла - Хруодланд (в поэме - Роланд).

4) В Италию.

На этом направлении столкнулись римская идея государства
и сила народа, призванного ее осуществить. Карл I Великий и папа
Римский выступили вместе против лангобардского короля. В ходе
противостояния двух сторон король лангобардов теряет трон.
Карл I в Италии был коронован и стал покровителем Рима. Завое-
ванные земли были присоединены к Франкскому государству.

[Т] Работа с картой №2 атласа «Франкское государство
в V - начале IX вв.».

=> Найти и показать область расселения франков к концу V века.

=> Найти и показать границы Франкской империи при
Карле I в начале IX века.

=> Найти и показать границы земель, зависимых от Франк-
ской империи при Карле I.

Учитель вместе с учащимися приходит к выводу: к концу
правления Карла I под его власть подпали многие племена и наро-
ды. По своим размерам территория Франкского королевства при-
ближалась к прежней Западной Римской империи.

(Этот вывод можно прочесть в учебнике на с. 30.)


3. Провозглашение империи в 800 году.

Изучается в объеме учебника (с. 30-32, § 4).

В 800 году Карл I Великий в Риме был провозглашен рим-
ским императором. Папа Римский возложил на голову Карла I
золотую императорскую корону.

Титул римского императора поднимал престиж франкского
короля, так как приравнивал его к самому могущественному прави-
телю раннего Средневековья - византийскому императору.

Мощное развитие каролингского государства и отступление
Византии с Европейского континента потребовали воплощения
имперской идеи. С одной стороны, войны с арабами, саксами, сла-
вянами, аварами велись с завоевательной целью, а с другой - за
распространение христианства.

Карл I, став императором, взял на себя функции защитника
христианской веры. Наметились тесные контакты между импера-
тором и папой Римским. Карл I покровительствовал строительству
каменных церквей. Сохранилась до сих пор его домашняя церковь -
Аахенская капелла. Столицей империи становится не Рим, а Аахен.

Франкское государство строилось на основе христианских
ценностей. Это было выражено в его законодательстве. Карл I
ожидал от своих подданных подчинения и преданности.

Карл I поделил всю империю на округа, во главе каждого
стоял выбранный им из местной знати граф (должность). Граф со-
бирал налоги, вершил суд и возглавлял ополчение.

Существовали «государевы посланцы» из ближнего окруже-
ния Карла I для специальных поручений. Они ездили по всей импе-
рии, контролировали действия местных управителей и судили от
имени императора Карла I.

Таким образом Карл I стремился укрепить свое господство.
Чтобы повысить эффективность управления империей, Карл I забо-
тился об образовании высших советников, священства и других
государственных чинов, он также уделял большое внимание хри-
стианскому воспитанию подданных. При императорском дворе бы-
ла организована школа, в которой обучались будущие государст-
венные чины. По его указу открывались школы при монастырях и
церквях. Карл I стал приглашать к себе просвещенных людей Ев-
ропы. Впоследствии они образовали научный кружок, который по-
лучил название «Академия». В Академии свободно обсуждались


богословские и философские вопросы, читались и сочинялись сти-
хи, проявлялся интерес к латинской словесности. Карл I приказал
составить грамматику франкского языка.

Во время правления Карла I действовало собрание народного
ополчения (собрание влиятельной церковной и светской знати). Оно
имело право обсуждать те вопросы, по которым окончательное реше-
ние принимал Карл I. На этих собраниях Карл I издавал указы и сбор-
ники распоряжений - капитулярии. Капитулярии являлись сборника-
ми законов, распоряжений и проповедей императора Карла I.

Карл I Великий опередил свое время. Личность Карла Вели-
кого многогранна. Он был выдающимся императором Каролинг-
ской эпохи. В эпических поэмах Карл I предстает разным: то муд-
рым и строгим, то слабым и добрым, то хитрым и коварным. Образ
Карла I после его смерти стал легендарным.

Умер Карл Великий от лихорадки 28 января 814 года. От
трех жен и пяти наложниц он имел 7 сыновей и 8 дочерей. Закон-
ных сыновей было трое - Карл, Пипин, Людовик.

Империя Карла I просуществовала недолго и распалась при
его внуках на три государства:

Западно-Франкское государство (Франция);
Восточно-Франкское государство (Германия);
Королевство Лотаро (Италия).

III. Закрепление изученного материала.

Учитель с целью закрепления ставит вопрос:
=> Охарактеризуйте цели и результаты походов Карла I Ве-
ликого.

В тетрадях учащиеся выполняют схему № 4 «Империя Карла
Великого». Эта схема может использоваться для закрепления изученного
материала.

Схема № 4

Империя Карла Великого

 

Италия Войны и походы Карла Великого Саксы
Славяне Авары Испания

Цели походов:

- желание франкской знати приобрести новые земли и зави-
симых крестьян;

- распространение христианства на завоеванных территориях.

Результаты походов:

- франкская знать захватила новые земли;

- свободные общинники стали зависимыми крестьянами;

- распространилось христианство;

- 800 год - провозглашение империи Карла I;

- Карл I провозглашен римским императором.

IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 3, п. 1-4; письменно вопрос 2 к § 3; вы-
полнить задание на контурной карте.

* Подготовить сообщение: «Карл Великий».

 

 

У р о к 5. ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
В VI-VIII ВВ.

Цель: показать процесс превращения церкви в могущест-
венную политическую и экономическую организацию.

♦ Основные понятия и термины: священник, проповедь,
вера, архиепископ, папа, духовенство, миряне, монастырь, мо-
нах, обет, аббат, трапезная, келья, грехи, Папская область.

Оборудование: атлас, карта № 2 «Франкское государство
в V - начале IX вв.».

Ход урока
I. Проверка домашнего задания.

Учитель обязательно должен учитывать, что новый материал дос-
таточно сложен и важен; проверку знаний рекомендуется провести диф-
ференцированно по следующим вопросам и заданиям:

?! Вопросы и задания:

=> Выделить общее и особенное в системе управления Хло-
двига и Карла Великого.


=> На контурной карте показать место расселения франков.
=> Рассказать о походах Карла Великого и уметь показать их
на карте.

=> Определить причины успешного продвижения франков в
Галлию.

=> Рассмотреть способы, которые использовал Карл I, чтобы
укрепить свою власть.

=> Назвать причины и последствия принятия христианства в
королевстве франков.

=> Раскрыть систему управления империей при Карле Великом.

Учитель обязательно проводит проверку знания понятий.

 

П. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Значение принятия христианства Хлодвигом и франками.

2. Духовенство и миряне.

3. Организация монастырей.

4. Возникновение Папской области.

1. Значение принятия христианства Хлодвигом и фран-
ками.

Учащимся необходимо вспомнить, почему Хлодвиг и франки
приняли христианство. Выслушав ответы, учитель подводит уча-
щихся к следующим выводам:

• Принятие христианства усиливало власть Хлодвига над за-
воеванным христианским населением Галлии.

• Следовательно, Хлодвиг покровительствовал церкви, охра-
нял ее богатства, дарил ей земли. Церковь укрепляла власть Хло-
двига. Руководители церкви были советниками короля.

• Постепенно сформировалась внутренняя организация церкви.

2. Духовенство и миряне.

Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Организация
христианской церкви» (с. 24).


 
 

Все служители церкви составляли особый слой населения -
духовенство.

Все, кто не входил в церковную организацию, то есть жили в
«миру», относились к мирянам.

Христианская церковь - мощная организация. В каждом горо-
де, деревне был построен храм, в котором велось богослужение, со-
вершались таинства церкви, священники выступали с проповедями.

3. Организация монастырей.

Франкские короли поддерживали христианскую церковь, за-
ботились о ее благосостоянии, покровительствовали монастырям.
К концу VIII века было основано примерно 250 монастырей.

Учитель привлекает внимание учащихся к с. 25, где представлен
макет монастыря IX века.

На территории монастыря помещались гостиница, школа для
будущих монахов, дом аббата, больница, церковь, амбар, бани,
мастерские, трапезная и другие постройки. Монастырь отделен от
внешнего мира стеной.

=> Кто мог в раннее Средневековье стать монахом?

Монах (в переводе - «одинокий»). Первоначально глубоко
верующие христиане уединялись с целью посвятить свою жизнь
служению Богу. Они уходили далеко от мирской жизни - в пусты-
ни, непроходимые леса. Намного позднее они стали объединяться в
группы и жить в специальных поселениях - монастырях.

Первый монастырь в Западной Европе был основан Святым
Бенедиктом в Монтекассино. Он разработал монастырский устав.
Западная церковь требовала от монахов соблюдения обетов - бед-


ности, послушания и целомудрия. Монастыри были на протяжении
веков центрами просвещения. Монастырские школы готовили свя-
щеннослужителей.

Для христианской церкви одним из значимых был вопрос об
отношении к мирской власти.

В 413 году Аврелий Августин начинает писать знаменитое
произведение «О Граде Божьем».

Августин представил историю человечества как борьбу пра-
ведников и грешников.

Праведники составляют Град Божий;

Грешники образуют Град Земной.

В земной жизни все перемешано, и только церковь близка к
воплощению Града Божьего. Августин отводит церкви роль выс-
шего арбитра в деле веры, управления государством. Земная власть
тоже исходит от Бога, но находится ниже церкви и всегда стремит-
ся к обогащению. Значит, светская власть обязана беспрекословно
подчиняться духовному руководству церкви.

4. Организация монастырей.

[У| Вопрос:

=> Как возникла Папская область?

Рим постепенно превращается в центр западного христианст-
ва. «Вечный город», пережив многие катастрофы, сохранил славу
столицы ранее могущественной империи.

Во время управления Франкской империей Пипина Короткого
папе Римскому угрожали лангобарды (один из германских народов).
Лангобарды стояли у ворот Рима. Пипин Короткий по призыву папы
дважды совершает походы в Италию. Лангобарды были разгромле-
ны. Рим считался городом апостола Петра, хранителя ключей от рая.

В конце IV - начале V вв. римские епископы присвоили себе
право называться папами, то есть быть главой всей церкви. И стали
восприниматься как преемники апостола Петра, первого епископа
Рима. Под власть папы Римского подпадают земли Римской облас-
ти и Равенны. Они становятся вотчиной Святого Петра. В VIII веке
образовалось государство римских пап - Папская область.

Появление папства сплотило церковь: она стала иерархиче-
ской, во главе стоял папа Римский.


III. Закрепление изученного материала.

Учащимся предлагается ответить на вопросы 3, 4, 8, 9 (с. 28).

IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 2, п. 5-9, ответить письменно на вопросы.

 

У р о к 6. ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ
Цели:

1. Выяснить причины феодальной раздробленности.

2. Показать связь между укреплением собственности феода-
лов на землю и переходом к ним функций государственной власти.

3. Государства в период феодальной раздробленности.

♦ Основные понятия и термины: феодализм, феодал,
феодальное общество, феодальная лестница, междоусобные
войны, вассалы, сеньоры, герцог, граф, барон, виконт, рыцарь.

Оборудование: карта «Империя Карла Великого».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Материал прошлого урока позволяет сравнительно быстро и качественно проверить знания учащихся. Рекомендуется провести устный опрос по следующим вопросам:

=> Объяснить причины распространения христианства в Европе.

=> Причины возникновения Папской области.

=> На основе текста и иллюстрации описать устройство монастыря и жизнь монахов в нем.

Основные понятия темы проверяются письменно.

 

П. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Причины распада империи Карла I.

2. Междоусобные войны.

3. Феодальная лестница.

4. Слабость королевской власти во Франции.

5. Образование Священной Римской империи и Венгерского
королевства.

 

 


1. Причины распада империи Карла I.

Переходя к изучению нового материала, очень важно рассмотреть
факт распада империи Карла Великого как проявление начавшегося про-
цесса феодальной раздробленности.

Вопрос о причинах феодальной раздробленности сложен для шес-
тиклассников. Учащиеся лучше поймут причины распада империи, если
вспомнят причины ее образования.

Рассказ учителя:

И возникновение, и распад раннефеодального государства
объясняются интересами формировавшегося в то время класса
феодалов: пока феодалы нуждались в захвате земель и закрепоще-
нии крестьян, они поддерживали центральную власть - власть им-
ператора. Но когда сложились крупные земельные владения и кре-
стьяне попали в зависимость к феодалам, знать перестала поддер-
живать центральную власть.

Раннефеодальные государства, созданные силой оружия, бы-
ли непрочными. Завоеванные Карлом Великим народы и племена
продолжали жить по своим обычаям, говорить на разных языках.
При натуральном хозяйстве между частями империи не было проч-
ных хозяйственных связей. Поэтому начавшаяся борьба между на-
следниками Карла Великого привела к распаду империи. Феодалы
поддерживали местных правителей в каждой части огромного го-
сударства. В условиях натурального хозяйства этот распад на от-
дельные государства должен был неминуемо продолжаться. Владе-
лец земли не зависел в хозяйственном отношении от других феода-
лов: каждое владение было самостоятельным мирком. Чтобы при-
нудить крестьян нести феодальные повинности, феодал нуждался в
собственном аппарате принуждения: у него был свой поместный
суд, отряд воинов, приказчики и слуги. Власть феодала была осно-
вана на том, что он был не только владельцем земли, то и господи-
ном над живущими на ней крестьянами.

Учителю необходимо раскрыть полномочия власти феодалов
над крестьянами; показать феодалов как носителей государственной вла-
сти (полномочия перечислены в учебнике, § 3).

Король передавал эти полномочия феодалам потому, что они


уже фактически ими пользовались. Прежние племенные вожди
(герцоги) и назначенные королем правители областей (графы) закре-
пили в наследственное владение свои области и стали там независи-
мыми государями.

2. Междоусобные войны.

Сущность и причины междоусобных войн ученики усваивают без
особых затруднений. Нужно обратить внимание учащихся на то, что в
условиях натурального хозяйства захват земли с крестьянами и грабеж
чужих владений были для феодалов единственными способами увеличить
свои доходы, усилить власть и влияние.

Распространение в некоторых странах обычая передавать
феод старшему сыну привело к появлению в Европе в XI веке
множества безземельных странствующих рыцарей, грабивших пут-
ников на дорогах и готовых отправиться в поход хоть на край света
в поисках славы и добычи. Рыцари без христианского сострадания
относились к тем, кого грабили, не жалели чужой жизни.

[Т] Работа с учебником и иллюстрацией «Разорение
деревни во время войны» (с. 33).

Знакомясь с последствиями междоусобных войн, учащиеся
рассматривают иллюстрацию и рассказывают, какие бедствия при
этом терпели крестьяне.

3. Феодальная лестница. Далее учитель ставит вопрос:
=> Что такое феод и каковы его признаки?

После ответов учащиеся переходят к рассмотрению вопроса об ор-
ганизации класса феодалов в виде феодальной лестницы (схема № 6).

Схема № 6

Феодальная лестница

Король

Герцоги и графы

Бароны

Рыцари

Крестьяне
(не входят в феодальную лестницу)

 


Работа со схемой помогает понять, что каждый крупный
феодал был сеньором для более мелких феодалов, которые «держа-
ли» у него землю (феоды) и были его вассалами.

Учитель ставит вопрос:

=> Чьими вассалами были графы, а чьими - бароны; для кого
они были сеньорами?

Выясняя назначение феодальной лестницы, характеризуем
взаимные обязанности сеньоров и вассалов:

 

Обязанности
сеньоров вассалов
1) давать вассалам в «держание» землю; 2) оказывать им защиту и покровительство. 1) выступать по приказу в поход; 2) участвовать в суде сеньора; 3) выкупать его из плена; 4) помогать ему советом и деньгами.

В жизни взаимные обязанности сеньоров и вассалов часто
нарушались. Случалось, что вассалы предавали своих сеньоров и
шли на них войной, а сеньоры порой взыскивали с вассалов чрез-
мерные поборы или, вопреки договору, заставляли вассалов слиш-
ком долго служить в своем войске. Противоречия между ними при-
водили к столкновениям.

4. Слабость королевской власти во Франции.

Учитель ставит перед учащимися проблемный вопрос:

=> Почему в условиях феодальной раздробленности сохраня-
лась королевская власть?

В процессе беседы учащиеся приходят к выводу: король
оставался главой феодалов в стране. Он был необходим феодалам
для организации отпора при нападении на страну внешних врагов и
как верховный судья в их спорах из-за земли и иных источников
дохода.

На примере Франции рекомендуется объяснить учащимся, в чем
проявлялась слабость королевской власти.

Французское королевство состояло из 14 крупных феодаль-
ных владений. Многие феодалы могли иметь намного больше зе-
мель, чем сам король. Герцоги и графы стали считать короля «пер-
вым среди равных», поэтому они могли не всегда подчиняться
приказам короля. Во владения короля Франции на северо-востоке


страны входили города Париж и Орлеан. Король не имел полно-
ценной власти над всей страной.

Король не мог: издавать общие для всей страны законы;

собирать налоги.
У короля не было: постоянного войска;

оплачиваемых чиновников.

Жил король за счет доходов от своих имений. Военные силы
королевской власти состояли из отрядов вассалов, которые получа-
ли феоды во владениях короля.

Власть королей из династии Каролингов ослабла. В конце
X века крупные феодалы избрали королем графа Гуго Капета, и
королевская династия стала именоваться Капетингами.

5. Образование Священной Римской империи.

Учащиеся самостоятельно работают с текстом § 4, п. 2 «Образова-
ние Священной Римской империи и отвечают на вопрос 2(с. 44).

=> Как образовались Священная Римская империя и Венгер-
ское королевство?

 

III. Закрепление изученного материала.

Составление схемы № 7 «Феодальная раздробленность» может
стать закреплением данной темы.

Схема № 7

Феодальная раздробленность

 

843 г. - Верденский договор -
распад империи Карла Великого


Франция


Германия


Италия


           
     
 

Дальнейшее феодальное раздробление
образовавшихся государств


Причины феодальной раздробленности

1. Укрепление собственности феодалов на землю.

2. Феодалы перестали нуждаться в сильной центральной вла-
сти, и следовательно, перестали ее поддерживать.

3. Господство натурального хозяйства.

4. Отсутствовали хозяйственные связи между областями и
народами.

Особенности феодальной раздробленности
в истории Европы

1. Независимость феодалов.

2. Слабость королевской власти.

3. Междоусобные войны.

4. Феодальная лестница: сеньоры и вассалы.

 

IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 3, п. 5-7; § 4, п. 1-2; ответить письменно на вопросы 3, 4, 5, с. 36; контурная карта № 1.

 

 

У р о к 7. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В IX-XI ВВ.

Цель: дать представление о начальном периоде формирования государства в Англии.

♦ Основные понятия и термины: англы, саксы, кельты,
бритты, норманны, викинги, «круглый стол».

Оборудование: карта «Англия в XI XIV вв.»

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Проводится по следующим заданиям и вопросам:

=> Почему раннефеодальное государство сменилось феодальной раздробленностью?

=> Почему франкская знать сначала поддерживала центральную власть, а затем перестала ее поддерживать?

=> Когда произошел раздел империи Карла Великого по Верденскому договору? Сколько лет просуществовала империя?


=> Покажите на карте королевства, образовавшиеся на территории империи Карла Великого.

=> Подумайте, могли ли сохраниться эти государства в таких
границах? Почему вы так думаете?

=> Докажите, что каждый крупный феодал имел в своих владениях такую же власть, как и король.

=> Докажите, что королевская власть была слабой.

=> Почему сохранялась королевская власть?

=> Охарактеризуйте причины междоусобных войн.

=> Объясните, зачем феодалам нужна была организация в ви-
де феодальной лестницы? Охарактеризуйте взаимные обязанности
сеньоров и вассалов.

Учитель обязательно должен проверить знание понятий и терминов.

 

П. Изучение нового материала.

На доске записываются понятия темы, учащиеся в свои словари
или в конце своих тетрадей записывают новые слова и объяснения к ним в
ходе урока.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Англия до норманнского завоевания. Легенды и быль о короле Артуре.

2. Норманны. «Боже, избавь нас от ярости норманнов».

3. Завоевание Англии норманнами. Король Альфред Великий.

Рассказ учителя:

1. Англия до норманнского завоевания. Легенды и быль о
короле Артуре. Остров Британия - маленькая островная страна. В
I веке до н. э. Британия была заселена народами, принадлежавши-
ми к кельтской языковой группе, из которых самым крупным были
бритты. Кельтские племенные княжества вели войны друг с дру-
гом. К III веку н. э. сложилась римская провинция Британия со
смешанным бритто-римским населением, располагавшаяся на юго-
востоке и


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.127 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал