Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оренбуржье в прошлом
Скифы, сарматы и тайны " миров"...
В первом тысячелетии до нашей эры, примерно четыре тысячи лет назад, на просторах Южного Приуралья простиралась бескрайняя Великая Степь. Здесь обитали кочевые племена сарматов и скифов. Они разводили скот, выращивали пшеницу. Памятниками их многовековой истории являются многочисленные курганы (" мары") - огромные холмы земли над захоронением воина. Некоторые курганы сохранились до наших дней. Археологами открыты сотни курганов около города Орска, в Илекском и Шарлыкском районах. В скифских могилах скрыто множество украшений из чистого золота. Кочевники были умелыми ювелирами. В кургане у села Прохоровка Шарлыкского района в 1911 году археологи нашли серебряную чашу, датируемую началом третьего века до нашей эры и другие предметы, свидетельствующие о развитии торговых связей. На оружии скифов археологи находят украшения в виде зверей и птиц. Предметы старины, найденные археологами в курганах, хранятся в краеведческих музеях Оренбуржья. Скифскую материальную культуру ярко выделяет среди других культур так называемый звериный стиль или, по-другому, искусство звериного стиля. Это изображения на различных предметах животных, птиц, а также их частях (голова, когти, клювы и т.д.). Животные и реальные, и фантастические, а то и причудливо соединение того и другого (как грифон).Чем скифский звериный стиль отличается от изображения зверей других эпох? Когда мы говорим о скифском искусстве звериного стиля, возникает вопрос: разве зверей и птиц не изображали раньше? На память приходят пещеры палеолита с изображениями на стенах мамонтов, диких лошадей, бизонов … Видно, скифское искусство на то и скифское, что отличается от всего предыдущего. Чем же? Во-первых, скифские звери отличаются от других способом изображать тело животного и отдельные его части. Рога оленя, клювы хищных птиц, голова хищника и т.д. составлены как бы из отдельных плоскостей, которые углами сходятся друг с другом. Получаются острые грани с ребрами, а в итоге создается картина игры света и тени на плоских поверхностях. Представим себе воина со щитом, на котором изображена золотая пантера или золотой олень. Под лучами солнца олень горит! Вот воин чуть повернул щит, и новыми бликами засиял олень, подобный живому … Во-вторых, для скифского звериного стиля было характерно выделение какой-либо одной части тела, ее преувеличение. Рога у оленей, например, нереально большие. Они разветвляются по всей длине спины и заканчиваются только у хвоста. Глаз хищной птицы изображен так, что он имеет размеры чуть ли не всей головы. Неестественно велики когти хищников – и зверей, и птиц. Явно видно стремление художника выделить ту или иную часть зверя. В-третьих, в этом искусстве часто встречаются изображения различных животных, птиц на крупах, лопатках оленей, хищников. А когти хищников часто заканчиваются головами хищных птиц. Это что-то вроде перевоплощения одного животного в другое. В-четвертных, скифские звери и птицы очень редко составляют какие-либо сюжетные композиции, вроде пасущегося стада оленей и т.д. Звери и птицы сами по себе. Они оторваны от окружения и не связаны с каким-либо действием. Вот лежит олень, стоит кабан, летит птица, у каждого «свое дело» и ни до кого им нет дела. В-пятых, в скифском зверином стиле было популярно изображать не целое животное или птицу, а их части – голову лося, оленя, грифона, когти хищной птицы и т.д. Эта черта – заменять частью целое – была распространена в искусстве скифов и сарматов. Отмеченные выше особенности не все сразу присутствуют у всех изображений. Где-то одни признаки выступают ярко, где-то другие. Вот таковы основные черты скифского искусства звериного стиля. Выделить их можно, а вот выяснить, зачем, куда сложнее. Поскольку тут приходится вторгаться в малознакомы дебри взглядов самих создателей, а создатели нам ничего не оставили, кроме самих изображений.
Тема дипломной работы: «Ансамбль декоративных тарелок по мотивам искусства сарматов». Актуальность темы основывается на необходимости изучения произведений искусства народов-предков и их популяризация. Состав работы в материале: 5 изделий, представляющих собой единую композицию. Они объединяются следующими признаками: 1. Темой, которая раскрывается путём использования стилизованных изображений изделий сарматских мастеров в мотивах оформления тарелок; 2. Композицией ансамбля: (если спросят) единством стиля; целостности, которая достигалась путём решения вопросов сомасштабности; взаимодействия центра и второстепенных элементов, их ритмическая организация, равновесие. 3. Использованием общих приёмов формования и декорирования; 4. Оформлением элементов ансамбля на формате (планшет, обтянутый тканью). Кроме этого в состав дипломной работы входит – пояснительная записка и проект. В основу работы над проектом были взяты стилизованные изображения произведения прикладного искусства сарматских мастеров. Особое внимание уделялось тому факту, что различные произведения имеют разнообразную степень стилизации – от относительно близких к реалиям мотивов до изображений почти знаковых, что роднит их с современными формами графического дизайна. Попытка наиболее полно передать образ сарматских мотивов, во многом повлияла на форму подачи дипломной работы – изобразительные мотивы выполнены в виде ансамбля тарелок. В центральной части каждой из них расположены ….. В основу замысла легли впечатления от изображений процесса археологических раскопок. Когда в окружении песка и высохшей земли, светятся на солнце шедевры древних мастеров - ещё более усиливается впечатление от их великолепия и появляется ощущение связи времён. Отсюда возникла идея использования приёма использования контрастов. Противопоставляются шероховатые, матовые поверхности фона и блестящие поверхности рельефов. Золото, как материал, из которого были изготовлены аналоги используется в обрисовке силуэта изображений, являясь своего рода связующей нитью. Кроме того, если центральная тарелка содержит изо-е, близкое к аналогу, в следующих формах, по движению от центра степень преобразования увеличивается.
II Дипломная работа «Ансамбль тарелок по мотивам искусства сарматов». 2. 1 Описание работы
В итоговою аттестационную работу на тему: «Ансамбль декоративных тарелок по мотивам искусства сарматов» входят: 5 керамических тарелок представляющих собой единую композицию. Они объединены темой, композицией, единым видом формования и декорирования. Центральная тарелка украшена объёмным рельефным изображением оленя с прорезными элементами, декорирована гравировкой, фактурными элементами и росписью по обожжённому черепку. Тарелки, расположенные рядом с центральной, оформлены двухступенчатым рельефным и контрельефным изображением стилизованным до знака, также украшены фактурой и росписью. Боковые изделия содержат прорезные изображения оленя и барана но, в отличие от центральной, уже на плоской поверхности тарелки. Кроме этого в состав дипломной работы входит – пояснительная записка и проект. Данная работа может использоваться в качестве оформления интерьера как жилого, так и общественного помещения.
|