![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Клинико-психологическая классификация нарушений речи.
В аспекте этиопатогенеза выделяются органические и функциональные причины нарушений и характерные признаки речевых нарушений. Такой подход нашел отражение в клинико-педагогической классификации, которая подразделяет нарушения в устной и письменной речи. Нарушения устной речи, в свою очередь, подразделяются на: 1) расстройства фонационного оформления речи: · афония, дисфония (отсутствие или нарушение голоса); · нарушение голоса; · брадилалия – патологически замедленный темп речи; · тахилалия – патологически убыстренный темп речи; · заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата; · ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата; · дизартрия – нарушение произносительный стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. 2) нарушения структурно-семантического оформления высказывания: · алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга; · афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями коры головного мозга. К нарушениям письменной речи относятся: · дислексия (алексия) - частичное (полное) нарушение процессов чтения; · дисграфия (аграфия) – частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.
Психолого-педагогическая классификация нарушений речи.
Психолого-педагогическая классификация Р. Е. Левиной (1968 г.) учитывает лингвистические и психологические критерии. Согласно данной классификации среди нарушений речи различают: 1) нарушения языковых средств общения: · фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), т. е. нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем; · общее недоразвитие речи (ОНР 1-3 уровней, нерезко выраженное недоразвитие речи), которое объединяет сложные речевые расстройства, т. е. те случаи, когда у детей по разным причинам нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой сторонам. 2) нарушения в применении языковых средств общения в речевой деятельности: · заикание; · проявление речевого негативизма и др. Нарушение чтения и письма рассматриваются как отсроченные проявления ФФН и ОНР, обусловленные у детей несформированностью фонетических и морфологических обобщений в устной речи.
|