Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обучение антропоидов языкам-посредникам.
Любое рефлекторное движение у обезьян можно закрепить с 1-2 сочетаний. “Изобретение” средств: видит корм, старые движения не действуют, тогда обезьяна начинает выдумывать что-то своё, и каждый раз надо выдумать что-то новое. Так можно выработать жест у обезяны. Уланова учила макак знакам, сигнализирующим о потребности в разных видах еды. Приучение животных складывать пальцы определённым образом. Для обучения знаку требовалось от 152 до 576 опытов. Шимпанзе можно научить использовать названия предметов. Они в состоянии создать словарь больше чем на 100 слов и даже составлять новые фразы. Обезьяну Лану научили составлять предложения из пластмассовых символов для получения еды (пожалуйста машина дать банан). Обезьяну Сару научили делать соответствия между едой (яблоко, банан) и пластиковым знаком (@ называется яблоко….@ не называется банан). Проблема обучения обезьян языкам разрабатывалась ранее, чем с 60х годов: 60-е: Слан изучал языки-посредники 70-е: Примаки изучали язык жетонов 90-е, центр Иеркса: на клавиатуре - 20 знаков, обезьяна с помощью компьютера строила предложения. 93-99: Севидж-Румбо Употребление слов связано не с едой, а с побуждением людей к действию. Обезьян видит 5 игрушек, идет в другую комнату с компьютером и нажимает на нужную игрушку, затем ей ее дают. 60-е: Хаккетт, американский лингвист, предложил 7 ключевых свойств человеческого языка: Перенос усвоенного жеста для обозначения категории предметов Это собака ---> перенос на любую собаку, лай, картинку… Существуют обобщающие категории: фрукты, посуда, еда. Наиболее плодотворное время помещения в языковую среду - 10 мес. Изобретение новых знаков. Словотворчество. Оша: лебедь - вода птица, поводок - веревка и движение вокруг шеи. Что они выделяют в этих предметах? Они выделяют общие свойства, если Оша сравнивает свойства поводка и веревки. Потолок обезьян: Те знаки, которые они изобретают, – иконические, т.е. структура знака похожа на предмет. Индексные - для обозначения целого выделяется его часть. Символических знаков обезьяны не изобретают. Способность к комбинированию знаков, продуктивность. Оша: 15-20 знаков - начала складывать предложения. 90-е: исследования естественного языка шимпанзе в природе - обнаружен " долгий крик" содержит всегда ограниченное количество фонем, он меняется не за счет увеличения фонем, а за счет перемены их местами. 93: работа с дельфинами (Марченко) Показано, что их язык - открытая система, использующая ограниченное количество языковых единиц и они комбинируются. Различия в строении левого и правого полушарий найдены только у человека и человекообразных обезьян. Перемещаемость (возможность передавать информацию о событиях будущего и прошлого) Оша: когда за забором злая собака - знак " нет". Знаки используются для наименования предметов и как средство воздействия на человека, знак для обозначения. Шерман – когда обезьян нажимал на апельсин, ему давали апельсин; когда хотел есть - он нажимал на апельсин, вместо того чтобы сразу его съесть. Культурная преемственность Оша обучала приемного ребенка, если он хотел апельсин - Оша подходила и складывала его пальцы знаком. Взаимозаменяемость. Использование языка для общения друг с другом Между собой лишь о еде. Оша иногда разговаривала сама с собой. Проблема самоидентификации обезьян: которые выращивались людьми, относят себя к людям
|