![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Умственное вращение
Среди наиболее важных исследований умственных образов — серия экспериментов по умственному вращению, выполненных Роджером Шепардом и его коллегами. Первым был эксперимент Шепарда и Мецлера (Shepard & Metzler, 1971). Испытуемым предъявлялись пары двухмерных репрезентаций трехмерных объектов. Задача испытуемых состояла в определении идентичности этих объектов без учета их ориентации. Испытуемые сообщали, что для сравнения двух они мысленно вращали один из объектов, пока он не совпадал с другим. А –идентичны, б-идентичны, в-нет. Но в а варианте можно было установить идентичность совершив двухмерное вращение (повернув страницу), а в б необходимо было вращать объект в трехмерном пространстве вращая его «в страницу».
На основании этих данных может показаться, что испытуемые вращают объект в 3хмерном прост-ве в своей голове. Чем больше угол м/у двумя объектами, тем дольше испытуемые осущ-ют вращение. Конечно, на самом деле испытуемые не вращают объект в голове. Но каким бы ни был мыслительный процесс, он, по-видимому, аналогичен физическому вращению. Но Дойч, Бурбон, Папанпколау и Эйзенберг (Deuisch, Bourbon, Papanicolaou, & Eisenberg, 1988) обнаружили, что, когда людиосуществляют умственное вращение, у них имеется активация в лобной и теменной областях коры, связанных с планированием и выполнением движений. Косслин (Kosslyn, 1995) предполагает, что умственное вращение обычно осуществляется при подготовке к моторным действиям, когда человек должен иметь дело с объектом в нестандартном положении. Например, если мы видим нож, мы должны вообразить, как повернуть руку, чтобы взять нож за черенок. Косслин утверждает, что умственный образ должен пройти промежуточные положения, потому что наши конечности должны пройти эти промежуточные положения при обращении с объектами.
Когда испытуемые должны изменить ориентацию умственного образа, чтобы сделать сравнение, они вращают его через промежуточные соложения, пока он не принимает желаемую ориентацию.
|