![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цели, задачи, принципы стратегического и оперативного управления в системе регионального менеджмента⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Региональный менеджмент как один из видов специального менеджмента представляет собой совокупность принципов, методов, форм и средств воздействия на хозяйственную деятельность региона. С точки зрения современной российской практики региональный менеджмент — это управление социально-экономическими процессами в регионе в условиях перехода его хозяйства к рыночным отношениям. Цель регионального менеджмента как науки управления поиск и разработка механизмов, методов и средств, которые позволят обеспечить наиболее эффективное достижение целей и задач регионального развития. В число основных задач регионального менеджмента входят:
К основным принципам регионального менеджмента относятся:
29. Методологические основы стратегического управления социально-экономическим развитием региона. На текущий момент одной из главных задач, стоящих перед регионами, -это повышение конкурентоспособности предприятий. Успешные международные компании представляют угрозу для многих отечественных организаций. Чтобы они стали конкурентоспособными, требуются постоянные изменения в институциональной структуре управления. Для этого необходимо обратиться к разработке эффективного механизма стратегического управления регионом.
Изучив передовой опыт стратегического управления, можно сделать следующие выводы:
30. Актуальные проблемы региональной экономики и управления в мире и России . В настоящее время Россия сталкивается с рядом новых препятствий на пути регионального экономического развития: необходимость продолжения экономического роста на новой качественной ступени; включение регионов России в мировые хозяйственные связи, следствием чего является усиливающаяся зависимость российских регионов от состояния мировой экономики; процесс перехода к постиндустриальному и информационному обществу, в котором каждый регион реализует свои функции; изменения образа жизни и связанные с этим требования к развитию социальной сферы; ужесточение экологических требований в связи с переходом мирового сообщества на парадигму устойчивого развития. Новые реалии будут создавать для экономического пространства Российской Федерации как новые сложные проблемы, так и новые возможности. Поэтому стратегически важным для России является проведение сильной государственной региональной политики, направленной на сглаживание чрезмерной дифференциации в уровнях социально-экономического развития. Стратегическими целями региональной политики Российской Федерации на данном этапе развития страны являются: 1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности России и ее регионов. 2. Стимулирование процесса новой «регионализации» - консолидация ресурсов российских регионов для ускоренного экономического роста и изменения структуры экономики. 3. Развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения. 4. Улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансированности экономического развития. 5. Повышение качества управления и использования общественных финансов на субфедеральном уровне.
Большие развитые страны (США, Канада, Австралия, Германия и Франция) дают много примеров решения региональных проблем, являющихся актуальными для России. Это такие проблемы: изменения территориального разделения труда и усиления межрегиональной кооперации; реструктуризации старопромышленных и аграрных регионов; сближения регионов по уровню социально-экономического развития; освоения периферийных регионов с богатыми природными ресурсами; ограничения чрезмерного роста крупных городов и промышленных агломераций; регулирования миграции между городами и сельской местностью; модернизации инфраструктурных систем, оздоровления экологической ситуации в регионах; стабилизации социально-экономического положения малочисленных народностей и многие другие. Примеры решения региональных проблем в этих странах не всегда достойны подражания, но во всех случаях они дают полезные для новой практики знания. В развитых странах стабильное развитие регионов и надежное функционирование систем " центр — регионы" во многом определяются четким разделом предметов ведения между центральной, региональной и муниципальной властями, отлаженной системой бюджетного федерализма, применением разнообразных форм и инструментов государственного регулирования. Все это отнюдь не означает полного устранения коллизий в отношениях между центром и регионами, периодических вспышек радикального регионализма, этнорегионального сепаратизма и ответных реакций центра, о чем свидетельствуют факты из современной истории Канады, Бельгии, Великобритании, Италии и других развитых стран. Тем большее значение имеет изучение практики последовательной корректировки правовых основ, институциональных структур и экономических механизмов в соответствии с меняющимися ситуациями. Современная Россия имеет много общих региональных проблем не только с развитыми, но и с развивающимися странами, которые уже достигли довольно высоких масштабов развития экономики и сохраняют динамизм социально-экономических преобразований, в том числе в региональном разрезе. Это прежде всего такие большие страны, как Китай, Бразилия, Мексика. Особое значение для заинтересованного изучения имеют достигнутые этими странами результаты по активному включению регионов в международное экономическое сотрудничество (свободные экономические зоны Китая, приграничный пояс Мексики), экономическому освоению новых регионов (Бразилия), транспортному и энергетическому строительству (Бразилия, Китай), стимулированию межрегиональной интеграции, продвижению промышленности (особенно малых предприятий) в сельские местности и др. Главная задача изучения мирового опыта регионального развития состоит не просто в том, чтобы лучше понимать суть тех или иных региональных проблем в той или иной стране, а в овладевании и способами их решения с целью использования в российских условиях. Нельзя надеяться на возможность копирования и переноса опыта какой-либо одной страны. Успех может принести только тщательная селекция мирового опыта
|