Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели, задачи, принципы стратегического и оперативного управления в системе регионального менеджмента






Региональный менеджмент как один из видов специального менеджмента представляет собой совокупность принципов, методов, форм и средств воздействия на хозяйственную деятельность региона.

С точки зрения современной российской практики региональный менеджмент это управление социально-экономическими процессами в регионе в условиях перехода его хозяйства к рыночным отношениям.

Цель регионального менеджмента как науки управления поиск и разработка механизмов, методов и средств, которые позволят обеспечить наиболее эффективное достижение целей и задач регионального развития.

В число основных задач регионального менеджмента входят:

  • обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности населения региона, высокого уровня и качества жизни;
  • экономическая и социальная трансформация хозяйства региона, анализ, прогнозирование и программирование регионального развития;
  • оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы региона и муниципальных образований;
  • обеспечение экологической безопасности в регионе, защита окружающей среды;
  • формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики в регионе, создание и развитие рыночной инфраструктуры.

К основным принципам регионального менеджмента относятся:

  • Принцип децентрализации заключается в перемещении принятия решений от центральных органов управления к агентам рынка. Этот принцип обеспечивает экономическую свободу субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему принятия решений, а также делегирование функций управления сверху вниз.
  • Принцип партнерства предполагает отход от жесткой иерархической соподчиненности по вертикали. Он диктует правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равных партнеров.
  • Принцип субсидиарности заключается в выделении финансовых ресурсов под заранее определенные цели.
  • Содержанием принципа мобильности и адаптивности является способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды. Этот принцип проявляется через постоянную трансформацию функциональной и организационной структур регионального менеджмента, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям функционирования.
  • Принцип выделенной компетенции состоит в дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них. По такому принципу осуществляются перераспределение функций субъектов федерального, регионального и муниципального управления, а также ресурсное обеспечение реализации каждой функции.

 

29. Методологические основы стратегического управления социально-экономическим развитием региона.

На текущий момент одной из главных задач, стоящих перед регионами, -это повышение конкурентоспособности предприятий. Успешные международные компании представляют угрозу для многих отечественных организаций. Чтобы они стали конкурентоспособными, требуются постоянные изменения в институциональной структуре управления. Для этого необходимо обратиться к разработке эффективного механизма стратегического управления регионом.

 

Изучив передовой опыт стратегического управления, можно сделать следующие выводы:
1. Стратегическое управление строится на принципах теории хаоса, которая утверждает, что происходящие события невозможно предсказать и между ними нет никаких взаимосвязей. Таким образом, задача руководства сводится к созданию эффективной системы реагирования на изменения внешнего окружения.
2. Принципы стратегического управления строятся на позиции глобализации и интеграции бизнеса, что способствует переносу фокуса внимания высшего руководства с текущей деятельности на долгосрочные перспективы, что заставляет менеджеров заботиться о сохранении и наращивании конкурентных позиций организации с учетом фактора времени.
3. Современные условия ведения бизнеса повышают требования, предъявляемые к высшему руководству организации. Менеджер должен обладать «стратегическим мышлением» (понимание этого развивает Р. Дафт и
О.С. Виханский) для успешного функционирования организации Именно это качество становится ключевой компетенцией топ-менеджеров.
4. Несмотря на то, что теория стратегического менеджмента детально разработана и систематизирована, основой действия для руководителя является в первую очередь его личная интуиция, опыт и знание. То есть тот самый предпринимательский дух, о котором говорит в своих трудах И. Ансофф
5. Примечательно, что только в современных трактовках стратегического управления на первое место выдвигается понятие «конкурентоспособность». Причем многие исследователи (М. Портер, Р.А. Фатхутдинов) практически подменяют понятие «стратегический менеджмент» понятием «конкурентоспособность»

 

 

30. Актуальные проблемы региональной экономики и управления в мире и России

. В настоящее время Россия сталкивается с рядом новых препятствий на пути регионального экономического развития:

необходимость продолжения экономического роста на новой качественной ступени;

включение регионов России в мировые хозяйственные связи, следствием чего является усиливающаяся зависимость российских регионов от состояния мировой экономики;

процесс перехода к постиндустриальному и информационному обществу, в котором каждый регион реализует свои функции;

изменения образа жизни и связанные с этим требования к развитию социальной сферы;

ужесточение экологических требований в связи с переходом мирового сообщества на парадигму устойчивого развития.

Новые реалии будут создавать для экономического пространства Российской Федерации как новые сложные проблемы, так и новые возможности.

Поэтому стратегически важным для России является проведение сильной государственной региональной политики, направленной на сглаживание чрезмерной дифференциации в уровнях социально-экономического развития.

Стратегическими целями региональной политики Российской Федерации на данном этапе развития страны являются:

1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности России и ее регионов.

2. Стимулирование процесса новой «регионализации» - консолидация ресурсов российских регионов для ускоренного экономического роста и изменения структуры экономики.

3. Развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения.

4. Улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансированности экономического развития.

5. Повышение качества управления и использования общественных финансов на субфедеральном уровне.

 

Большие развитые страны (США, Канада, Австралия, Германия и Франция) дают много примеров решения региональных проблем, являющихся актуальными для России. Это такие проблемы:

изменения территориального разделения труда и усиления межрегиональной кооперации;

реструктуризации старопромышленных и аграрных регионов;

сближения регионов по уровню социально-экономического развития;

освоения периферийных регионов с богатыми природными ресурсами;

ограничения чрезмерного роста крупных городов и промышленных агломераций;

регулирования миграции между городами и сельской местностью;

модернизации инфраструктурных систем, оздоровления экологической ситуации в регионах;

стабилизации социально-экономического положения малочисленных народностей и многие другие.

Примеры решения региональных проблем в этих странах не всегда достойны подражания, но во всех случаях они дают полезные для новой практики знания.

В развитых странах стабильное развитие регионов и надежное функционирование систем " центр — регионы" во многом определяются четким разделом предметов ведения между центральной, региональной и муниципальной властями, отлаженной системой бюджетного федерализма, применением разнообразных форм и инструментов государственного регулирования. Все это отнюдь не означает полного устранения коллизий в отношениях между центром и регионами, периодических вспышек радикального регионализма, этнорегионального сепаратизма и ответных реакций центра, о чем свиде­тельствуют факты из современной истории Канады, Бельгии, Великобритании, Италии и других развитых стран. Тем большее значение имеет изучение практики последовательной корректировки правовых основ, институциональных структур и экономических механизмов в соответствии с меняющимися ситуациями.

Современная Россия имеет много общих региональных проблем не только с развитыми, но и с развивающимися странами, которые уже достигли довольно высоких масштабов развития экономики и сохраняют динамизм социально-экономических преобразований, в том числе в региональном разрезе. Это прежде всего такие большие страны, как Китай, Бразилия, Мексика. Особое значение для заинтересованного изучения имеют достигнутые этими странами результаты по активному включению регионов в международное экономическое сотрудничество (свободные экономические зоны Китая, приграничный пояс Мексики), экономическому освоению новых регионов (Бразилия), транспорт­ному и энергетическому строительству (Бразилия, Китай), стимулированию межрегиональной интеграции, продвижению промышленности (особенно малых предприятий) в сельские местности и др.

Главная задача изучения мирового опыта регионального развития сос­тоит не просто в том, чтобы лучше понимать суть тех или иных региональных проблем в той или иной стране, а в овладевании и способами их решения с целью использования в российских условиях. Нельзя надеяться на возможность копирования и переноса опыта какой-либо одной страны. Успех может принести только тщательная селекция мирового опыта

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал