Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Православие






Россия исторически относится к христианским странам, поэтому именно христианство имеет здесь первостепенное значение. Поскольку в России исторически представлено, прежде всего, православие, то именно оно оказало наибольшее влияние на национальные ценности и внесло наибольший вклад в русскую культуру. Кроме русских – государствообразующего этноса, православие традиционно исповедует большинство верующих коми, карелов, марийцев, мордвы, осетин, чувашей, хакасов, якутов и др., а также этноконфессиональная группа «кряшены», выделившаяся из татар именно по религиозному признаку. Исторически православие представлено во всех регионах Российской Федерации, особенно в европейской части России.

Православие в России представлено не только Русской православной церковью и иными православными юрисдикциями, но и старообрядчеством. Исторически старообрядчество присутствует в 61 субъекте федерации. Районы компактного проживания старообрядцев встречаются в Нижегородской и Брянской областях, Забайкальском крае, республиках Алтай и Бурятия. В Сибири и на Дальнем Востоке старообрядцы часто представляют собой особую этноконфессиональную группу (как, например, в Усть-Коксинском районе Алтая) со своим самобытным фольклором и традициями.

В России также исторически присутствуют армяно-григориане, признанные покровительствуемой конфессией еще в начале XVIII в. Они еще со времен Российской империи проживают в Дагестане, Краснодарском и Ставропольском крае, Ростовской области и сохраняют традиции Армянской апостольской церкви и своего народа.

Другие христианские конфессии, католичество и протестантизм, исторически представлены несколькими этносами России.

 

2.2. Католичество

Католичество считается национальной религией русских немцев, а также поляков, литовцев, украинцев, галисийцев. Исторически представлено в 34 субъектах федерации, особенно распространен в Поволжье и на Урале. В Ростове, Краснодаре и Сочи традиционно проживают армяне-католики.

2.3. Протестантизм

Протестантизм традиционно исповедуют русские немцы, финны, прибалты и корейцы. Исторически он представлен в 54 субъектах федерации, особенно в Поволжье, Сибири, на Дальнем Востоке.

 

2.4. Ислам

Ислам, а именно, суннизм (абсолютное большинство мусульманских народов в России), шиизм джафаритского толка (азербайжданцы) и суфизм (в Дагестане) является второй по численности верующих религией в современной Российской Федерации после православия. Подавляющее большинство как мусульман, так и мусульманского духовенства в России составляют татары, башкиры, народы Северного Кавказа – всего почти сорок этносов. Исторически присутствует в 31 субъекте федерации, особенно представлен на Юге России, Северном Кавказе и Поволжье. Мусульмане России придерживаются двух самых толерантных мазхабов (правовых школ в исламе): ханафитского (татары, башкиры, ногайцы) и шафиитского (народы Северного Кавказа). Отметим экспансию нового для России направления – ваххабизма (салафизма) в северокавказском регионе.

Иудаизм в России традиционно исповедуют иудеи-ашкенази, бухарские и грузинские евреи, таты. Распространен по всей Российской Федерации.

Буддизм (его тибетский вариант) традиционно исповедуют буряты, тувинцы (единственный тюркский этнос, исповедующий буддизм), калмыки (единственный европейский этнос, исповедующий буддизм). Исторически распространен в республиках Бурятии (около трети населения), Калмыкия (около половины населения), Тыва (большинство населения), Забайкальском крае, Иркутской области и Санкт-Петербурге, где в начале ХХ в. построен первый в Европе дацан.

Помимо мировых религий и конфессий, во многих субъектах Российской Федерации присутствуют и многочисленные верования и традиции (условно называемые «язычеством») малых коренных народов, локальных территориальных поселений, которые, тем не менее, несут важные культурные и социальные нагрузки, хотя и в ограниченных ареалах. Исторически язычество представлено в 24 субъектах федерации. Заметные группы язычников существуют на Алтае, в республиках Марий Эл, Тыва, Саха (Якутия), Чукотском и Ямало-Ненецком АО.

Отметим, что с 1990 по 2002 г. количество конфессиональных разновидностей выросло с 16 до 75. При этом большая часть из названного числа – новые религиозные движения.

Как построено взаимодействие религиозных объединений с обществом и государством? Несмотря на то, что верующих не так много, они часто являются активной частью российского общества, которая стремится донести свои идеи и до светского общества, и до государства.

Как правило, религиозные объединения доносят свои идеи не через политические партии или движения, а путем создания формально светских общественных организаций (лидируют православные и протестанты). Верующие занимаются социальной деятельностью и могут также активно действовать на поприще защиты общественной нравственности.

Поскольку религия воспринимается в России внерелигиозно, т. е. как оплот национальной традиции и нравственности, то выступления религиозных организаций в защиту общественной нравственности проявляют социально консолидирующий потенциал.

Несмотря на доверие общества к Церкви (по данным соцопроса Института социологии РАН в 2009 г., ей доверяют 68% населения), экспертное сообщество, опрошенное Центром проблемного анализа, в целом критически оценивает реальное влияние РПЦ на российское общество. 37% полагают, что православная церковь оказывает влияние только на своих прихожан, в то время как 31% оценивают влияние церкви как незначительное. Вместе с тем, 24% опрошенных считает, что РПЦ оказывает большое влияние на россиян.

Большинство воцерковленных православных более других групп (невоцерковленных православных, мусульман и неверующих) убеждено в важности самобытности России и в том, что в обществе сохранились единые духовные ценности; в общих национальных интересах уверены и воцерковленные православные, и мусульмане. Между тем с богословской точки зрения Церковь неизменно остается универсальной структурой, отрицающей национальные различия и, соответственно, специфически национальные интересы. В лучшем случае речь может идти только о церковной рецепции элементов национальных культур.

Помимо этой проблемы, в православной среде имеется фундаментальное расхождение по отношению к прошлому России. Единственное, в чем согласны все – это оценка революции 1917 г. как духовной катастрофы и Ленина как антихриста. Однако дореволюционная история воспринимается либо как путь к катастрофе (минимум с синодального периода) или как «золотой век» (обычно этот век – Московское царство). Главный пункт расхождения (как и в российском обществе) – это отношение к советскому периоду. Он воспринимается либо как «Вавилонское пленение», либо как трагический, но неоднозначный период. Наиболее яростные споры вызывает личность Сталина (гонитель верующих либо тот, кто укрепил величие России и прекратил гонения на Церковь) и перестройка (дарование свободы, в том числе свободно исповедовать веру, или геополитическая катастрофа). Отметим, что чаще всего в православной среде признаются и те, и другие оценки одними и теми же людьми, разница в акцентах, соответственно, в том, что оказывается для данного религиозного сообщества важнее.

Чтобы оценить представления православных о будущем, нужно отметить эсхатологические чаяния православных (и, соответственно, роль России в грядущих событиях). Эту сторона современного православия в России также изучена авторами проекта «Россия в мире, Россия — миру». О результатах исследования мы обязательно расскажем вам в следующих выпусках «Пульса проектов».

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал