Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лексические нормыСтр 1 из 3Следующая ⇒
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ Упражнение 1. Пользуясь «Орфоэпическим словарем» определите: [э] или [о] произносится в следующих словах на месте буквы Е.
Афера, бытие, гололед, двоеженец, двоеженство, забредший, захребетник, зев, иноплеменный, искрометный, леска, наемник, нареченный, никчемный, новорожденный, одноименный, опека, оседлый, острие, перекресток, перенесенный, подоплека, презренный, принесший, склеп, совершенная (красота), современный, хребет. Упражнение 2. Твердо или мягко произносятся согласные перед Е в заимствованных словах? Адекватный, анестезия, бассейн, берет, бизнес, бутерброд, генезис, декадент, декан, деликатес, диспансер, идентичный, индекс, интервью, кларнет, кредо, менеджер, мистер, музей, панель, патент, пастель, пионер, пресса, претензия, ремарка, свитер, сейф, сенат, сервис, сессия, синтез, сонет, стенд, стратегия, темп, температура, теннис, тенор, тент, терапия, термос, термин, террор, тест, фанера, фонетика, шинель, шоссе, экспресс, эссенция, эффект. Упражнение 3 Возможны ли варианты произношения сочетания букв чн в данных словах? Беспорядочный, булочная, гречневый, горничная, горчичник, двоечник, конечно, копеечный, коричневый, лавочник, лоточник, молочница, молочный, нарочно, очечник, подсвечник, порядочный, прачечная, пряничный, пустячный, скворечник, скучно, сливочный, яичница, ячневая; Ильинична, Фоминична, Никитична, Кузьминична. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Упражнение 4. Исправьте ошибки в следующих предложениях.
1.Учитель принужден был еще раз объяснить новый материал. 2.Ученый стоял у источников ракетостроения. 3.Меня привлекают ранние романические произведения А.С. Пушкина. 4.Главное для писателя – душевный мир человека. 5.Он давно играл заглавную роль в «Преступлении и наказании». 6.Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный. 7. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать. 8. Все фамусовское общество любит прикорнуть друг перед другом. 9. И вспоминается мне есенинский жеребенок, тщательно пытающийся обогнать паровоз. 10. Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повести. 11. Он попытался сформулировать свое замечание в корректорской форме. 12. Героем рассказа Чехова «Ионыч» является образ Старцева. 13. Желание сделать рекорд заставило его много тренироваться. Упражнение 5. Составьте все возможные сочетания, используя слова из первого и второго столбиков:
Упражнение 5. Исправьте ошибки в употреблении иностранных слов: 1. Женщина без детей – это артефакт. 2. Все ледовые фигуры конкретно растаяли. 3. В наших лесах доминирует сосна. 4. Ученики 8 «А» не пошли в поход, потому что не было кворума.
|