Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Производственный потенциал
Хозяйство региона имеет сложную отраслевую и территориальную структуру. Отраслевая структура Ц это совокупность отраслей хозяйственного комплекса, характеризующихся определенными пропорциями и взаимосвязями. В отраслевом плане структура единого хозяйственного комплекса представлена такими двумя сферами, как материальное производство (производственная сфера) и нематериальное производство (непроизводственная сфера). Основу единого хозяйственного комплекса составляет сфера материального производства, в которой трудится 68, 7% от общей численности всего населения, занятого во всех сферах хозяйственной деятельности. Производственная сфера включает: отрасли, создающие материальные блага потребителю Ц промышленность, сельское хозяйство, строительство; отрасли, доставляющие материальные блага потребителю Ц транспорт, связь; отрасли, связанные с процессом производства в сфере обращения, Ц торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки. Непроизводственная сфера Ц это условное наименование отраслей экономики, результаты деятельности которых принимают преимущественно форму услуг. К непроизводственной сфере относят: жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание населения; пассажирский транспорт; связь (по обслуживанию организаций и непроизводственной деятельности населения); здравоохранение, физическую культуру; просвещение; культуру; науку и научное обслуживание; кредитование, финансирование и страхование; управление; общественные организации. Ведущее место в структуре хозяйства любого региона России принадлежит промышленности. Промышленность подразделяется на: добывающую, к которой относят отрасли, связанные с добычей и обогащением рудного и нерудного сырья, а также с добычей морского зверя, ловлей рыбы и других продуктов моря; обрабатывающую, к которой относятся предприятия по переработке продукции добывающей промышленности, полуфабрикатов, а также по переработке продукции сельского хозяйства, лесного и другого сырья. 5. Государственная региональная политика: основные направления и приоритеты. Региональная (социально-экономическая) политика государства - сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой. Основные направления региональной политики включают: 1. Экономическая политика, направленная на смягчение региональных экономических диспропорций. 2. Социальная политика, направленная на сглаживание региональной дифференциации в уровне жизни, а также общее улучшение качества социальной среды. 3. Демографическая политика, предполагающая регулирование со стороны государства естественного и механического движения населения. 4. Экистическая (поселенческая) политика, направленная на повышение эффективности использования территориальных ресурсов конкретного региона путем оптимального размещения производства, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов. 5. Экологическая политика, предполагающая предотвращение детериорациии, улучшение экологической ситуации в регионе. 6. Научно-техническая политика, нацеленная на регулирование взаимосвязей между размещением научных центров и производительных сил, региональные перемещения научных кадров и т.д. Основной целью федеральной региональной политики является укрепление единого социального и экономического пространства Российской Федерации на основе развития федеративных экономических отношений. Среди основных приоритетов: усиление процесса межрегиональной интеграции; снижение дифференциации уровней социально-экономического развития регионов; обеспечение свободного перемещения товаров, услуг и капитала по всей территории Российской Федерации; обеспечение равных конкурентных условий в хозяйственной деятельности, определение условий предоставления государственной помощи; создание условий для межрегиональной конкуренции по привлечению капиталов; законодательное определение и реализация принципов федеративных экономических отношений в процессе разграничения компетенций между уровнями государственной власти Российской Федерации.
|