Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бум освоения Сибири






В 1970-1980-х годах Сибирь и Дальний Восток значились на пер­вых местах в советских программах освоения регионов. Это было обусловлено интенсивной эксплуатацией месторождений нефти и природного газа в Западной Сибири, начавшейся в 1964 году. К 1985 году Западная Сибирь производила наибольшие объемы энергоносителей среди регионов СССР; и целая серия долгосрочных промышленных проектов была запланирована по всей Сибири. В их числе: строительство самого крупного в мире завода по производст­ву алюминия в Саянах; сооружение гигантской плотины на реке Енисей (Саяно-Шушенское водохранилище); завершение строи­тельства БАМа* и гигантских гидроэлектростанций в угольном бас-

* Строительство БАМа было начато ГУЛАГом в 1930-х годах для создания альтерна­тивы Транссибирской магистрали. Строительство намечалось параллельно этой маги­страли, но примерно на 100 километров севернее. (Кстати, в 1938 году Байкало-Амур­ский исправительный трудовой лагерь, или Бамлаг, с его 200 907 заключенными, был самым крупным лагерем принудительного труда в истории Советского Союза.) Про­ект БАМа был отклонен Сталиным и возрожден при Брежневе в 1974 году. Строитель­ство почти 3200-километровой железнодорожной магистрали было завершено в 1986 году (за исключением нескольких туннелей). С 1989 года БАМ стала основным марш­рутом транспортировки грузов из европейской части России на Дальний Восток.


Фиона Хилл, Клиффорд Гэдди. Сибирское бремя ______________________

сейне Канск-Ачинск; вскрышные работы на угольных месторожде­ниях бассейна Канск-Ачинск, который должен был стать одним из самых крупных поставщиков угля в СССР. Аналитики были пора­жены грандиозностью проектов и масштабами капиталовложений, которые потребовались бы для их реализации. Как отмечал географ Роберт Тааффе (Robert Taaffe), комментируя этот замысел; «никог­да прежде в советской истории не бывало такого периода, когда так много важных проектов реализовывались бы в такой неосвоенной экономической зоне»61. Из всех грандиозных сибирских строитель­ных проектов некоторые, особенно крупные (включая БАМ и тю­менские нефтяные месторождения), предстояло осуществлять в са­мых суровых климатических зонах Севера. В период между 1976 и 1980 годами на его долю приходилось 36 процентов от всех совет­ских капиталовложений, направляемых в Сибирь, хотя на долю его населения - 3, 5 миллиона человек - приходилось всего порядка 12 процентов от общей численности населения Сибири. Принимая во внимание суровый климат, можно утверждать, что столь мас­штабные и дорогостоящие региональные проекты были тяжкой обу­зой для советской строительной промышленности62.

К 1970-м годам аналитики как в самом Советском Союзе, так и за его пределами стали отмечать и оспаривать необходимость ко­лоссальных затрат на освоение Сибири. Согласно советским стати­стическим данным, строительные затраты в среднем по Сибири и Дальнему Востоку тогда превысили аналогичные затраты в евро­пейской части России более чем на 50 процентов, не говоря о высо­ких затратах на сопутствующие составляющие, такие как работа, монтаж, обслуживание и транспортировка63. Кроме того, доставка одного нового мигранта-работника в Сибирь, включая соответству­ющую инфраструктуру, обеспечивающую его проживание, обходи­лась государству в 18 000 рублей, тогда как один новый работник в европейской части России обходился в 5000-7000 рублей64.

Затраты были велики не только для государства, но и для ра­ботников, переезжавших туда. Советская статистика показывает, что стоимость проживания рабочих в Сибири и на Дальнем Востоке была на 35-50 процентов выше, чем в какой-либо другой части РСФСР. Однако более высокие зарплаты и прочие льготы повы­шали заработки в этих регионах только на 15-20 процентов по сравнению с заработками в европейской части России65. Реальные заработки в Сибири были, в конечном счете, не выше, чем в евро­пейской части России. Сравнительно низкий уровень капиталовло­жений государства в городское жилищное строительство и иную инфраструктуру был одной из проблем, с которыми сталкивались работники в Сибири66.


___________________ Глава 5. Сибирь - поле экспериментов и ошибок

Инвестиции, включавшие капитал, рабочую силу, материалы и продукты питания, хлынувшие потоком в Сибирь, были, по боль­шей части, «некомпенсируемым притоком капиталов с территорий западнее Урала». Некоторые регионы, особенно в более «умерен­ных» западной и южной частях Сибири, субсидировались менее интенсивно, чем другие, но Дальний Восток и Крайний Север стали бездонной бочкой для ввозимых ресурсов. Например, в Магадан­ской области потребление на душу населения было на 75 процентов выше, чем в Тюменской нефтяной области, где рабочая сила была более мобильной и ориентированной на работу вахтовым методом, при котором семьи работников оставались жить в базовых городах. Военные сооружения на Дальнем Востоке были еще одной бездон­ной ямой для региональных инвестиций, требующей интенсивного завоза ресурсов из-за пределов региона67. С замедлением экономи­ческого развития СССР в конце 1970-х годов продолжение эконо­мического освоения Сибири стало весьма проблематичным.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал