Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эффект финансового и операционного рычага.
Финансовый рычаг – это приращение к рентабельности собственных средств, получаемых благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего. Эффект финансового рычага возникает из-за расхождения между экономической рентабельностью и средней расчетной ставкой процента (цена заемного капитала). Финансовый рычаг имеет две составляющие: 1) дифференциал 2) плечо Дифференциал – это разница между экономической рентабельностью активов и средней расчетной ставкой процента по заемным средствам (ЭР-СРСП) Плечо – характеризует силу воздействия финансового рычага и определяется как отношение заемных средств к собственным средствам (). Между дифференциалом и плечом существует единство и противоречие. При увеличении заемных средств финансовые издержки, связанные с обслуживанием долга увеличивают среднюю расчетную ставку процента, что приводит к сокращению дифференциала и увеличению финансового риска предприятия. Эффект финансового рычага = дифференциал * плечо ЭФР = Д * П = (ЭР - СРСП) * Данная формула используется для предприятий, которые не платят налоги. Действие операционного рычага (производственного, хозяйственного) проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильные изменения прибыли. Сила воздействия операционного рычага =
где ВР – выручка от реализации, ПеремЗ – переменные затраты, ПостЗ – постоянные затраты. Сила воздействия операционного рычага рассчитывается для определенного объема продаж и определенной выручки от реализации. Сила воздействия операционного рычага зависит от среднеотраслевой фондоемкости, т.е. чем больше стоимость основных средств, тем больше постоянные затраты и тем больше сила воздействия операционного рычага. Операционный рычаг характеризует предпринимательский риск предприятия (чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше риск). Факторы, влияющие на силу воздействия финансового и операционного рычага Сила воздействия операционного и финансового рычага в совокупности отражают уровень сопряженного эффекта (СЭф). СЭф = ОР * ФР Уровень сопряженного эффекта определяет уровень совокупного риска, связанного с предприятием. Данный показатель отвечает на вопрос насколько в процентах изменяется чистая прибыль на акцию при изменении объема продаж или выручки от реализации на 1 %. Сила воздействия сопряженного эффекта зависит от след. факторов: 1) изменчивость спроса; 2) изменение цен реализации; 3) изменение затрат на ресурсы; 4) возможность регулирования отпускных цен; 5) леверидж – означает степень постоянства затрат. Чем выше уровень постоянных затрат предприятия, которые не изменяются при падении (повышении) спроса, тем выше риск деятельности предприятия. 6) использование заемного капитала. Чем больше заемных средств, тем больше риск, но с другой стороны, тем больше рентабельность и меньше риск. ОР и ФР усиливают отрицательные воздействия сокращающейся выручки от реализации на величину НРЭИ и чистой прибыли. Следовательно, перед предприятием стоит задача – снизить совокупный риск деятельности, выбрав один из вариантов: 1) высокий уровень эффекта ФР с сочетанием со слабой силой воздействия ОР; 2) низкий уровень эффекта ФР в сочетании со сильным ОР; 3) умеренный уровень обоих рычагов. Критерием выбора одного из трех вариантов служит максимум курсовой стоимости акции при достаточной безопасности инвесторов. Определение сопряженного эффекта позволяет определить дивидендную политику предприятия, т.к. позволяет определить какой будет чистая прибыль на акцию при определенном проценте изменения выручки от реализации. Чистая прибыль на акцию в будущем периоде = (чистая прибыль на акцию в настоящем периоде)* (1 + СЭф * % ВР) где % ВР – процентное изменение выручки от реализации.
|