Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Слава холма Говардхана, лучшего из слуг Господа Хари
хантйям адрир абала хари-даса-варйо йяд рама-кришна-чарана-спараша-прамодах манам таноти саха-го-ганайош тайор йят панйя-суйяваса-кандара-кандамулайх
«Из всех преданных холм Говардхана считается самым лучшим. Мои дорогие друзья, этот холм предоставляет Кришне и Балараме, а также всем Их телятам, коровам и друзьям-пастушкам все необходимое: пещеры, плоды, цветы, овощи, питьевую воду и очень мягкую траву. Таким образом холм выражает свое почтение Господу. Обретя прикосновение лотосных стоп Кришны и Баларамы, холм Говардхана переполняется радостью» («Чайтанья-чаритамрита», Антья 14.86, [процитировано из «Шримад-Бхагаватам», 10.21.18]). В «Шримад-Бхагаватам» Шукадева Госвами описывает деяния Кришны и Баларамы, явленные в разные времена года. Он описал их игры произошедшие летом, в сезон дождей и осенью. Когда Кришна и Баларама входили в лес, гопи, девушки-пастушки, думали об играх Кришны и прославляли их. Хотя гопи обсуждали их между собой сидя в доме, благодаря трансцендентному видению и глубокой привязанностью к Кришне, они говорили так, как будто находились рядом с Кришной в лесу на холме Говардхана. В этом стихе гопи говорили с огромной радостью. Ханта является выражением радости. Они говорят: айям адрир: «этот холм». Если кто-то находится радом с объектом, он использует слово «этот». «Этот юноша». Хотя гопи находились вдали от холма Говардхана, они говорили, как будто он находится рядом с ним. Поэтому они говорят: «айям адрир», «этот холм», хари-даса-варйо, «лучший из слуг Хари или Кришны». Мы также пытаемся стать слугами Господа Хари. И научиться служить Хари наилучшим образом можно у холма Говардхана. В «Шримад-Бхагаватам», Десятой Песне слово хари-даса, слуги Хари, используется в отношении других преданных. Махараджа Юдхиштхира назван хари-даса, по той причине, что он провел раджасуйя-ягью с целью прославить Господа Кришну. Множество мудрецов и святых людей посетили это жертвоприношение, наряду со множеством царей и других мировых правителей для того, чтобы увидеть не только Господа Кришну, но и Махараджу Юдхиштхиру и Пандавов. Кришна часто навещал Пандавов в знак признательности за их любовь к Нему. Преданные готовы преодолеть любой путь ради встречи с Кришной, но к Пандавам Кришна приходил Сам. Он вел себя как их друг, наставник, слуга и советник. Поэтому Махараджу Юдхиштхиру называют хари-даса. И не только он, но и его братья также служили Господу Кришне. Его жена, их мать и все жители их страны также были всецело заняты в служении Господу. Поэтому Господь Кришна был очень доволен ими и в благодарность за служение Махараджи Юдхиштхиры и Пандавов, Шукадева Госвами называет их хари-даса. Еще один хари-даса упоминаемый в Десятой Песне – это Уддхава. Уддхава был двоюродным братом Кришны и был очень дорог Ему. Из всех спутников Кришны в Двараке, Уддхава был постоянным спутником Господа, общаясь с Ним, советуясь с Ним и неустанно служа Ему. Уддхава был приближенным спутником Кришны и достаточно компетентен для того, чтобы служить Его посланником, когда Кришне понадобилось отправить послание во Вриндаван. Уддхава прожил во Вриндаване несколько месяцев, напоминая его жителям о Кришне и Его играх. Поэтому Шукадева Госвами также назвал Уддхаву хари-дасом. Существует множество других хари-дасов, таких, например, как Нарада. И все же холм Говардхана называется хари-даса-варйо, лучший из слуг Господа. Почему его считают лучшим? Рама-кришна-чарана-спараша-прамодах. Прамодах означает «сияющий, необычайно радостный». Когда слуга занят в служении господину, слуга испытывает радость. Благодаря этому служению радость испытывает сам господин. Когда слуга видит, что радуется его господин, он испытывает еще больше радости. Они оба должны чувствовать радость. А когда господин видит, что радуется его слуга, его собственная радость усиливается. Поэтому существует непрекращающееся соревнование между господином и слугой, при котором каждый пытается даровать еще больше наслаждения другому. Даровав наслаждение другому, человек испытывает наслаждение сам. Если же слуга не чувствует радости, а вместо этого жалуется: «Я служил своему господину, а у меня не остается времени принять прасадам. Я страдаю от голода. Более того мне не хватает времени на отдых. Я так устаю». Тогда его нельзя считать наилучшим слугой своего господина. Наилучший слуга будет радоваться в любой ситуации, как холм Говардхана. У некоторых возникает вопрос: «Как может вся Враджа (Вриндавана) поместиться под холмом Говардхана, если сам холм является лишь ее частью?» Ачарьи, предшествующие духовные учителя, ответили на этот вопрос, отметив, что холм Говардхана испытывал столь сильные экстатические переживания оттого, что его поднял Господь, что увеличился в размере. Так в чем же заключалось его служение? Он должен был защитить жителей Вриндавана от пронизывающих ветров, проливных дождей и града, а также от молний Индры. Но он никогда не печалился: «Я оказался под ударом града, дождя, молний и пронизывающих ветров». Нет. Он был переполнен радостью, потому что к нему прикоснулась рука Кришны, потому что он был занят служением Кришне и преданным Кришны. В любой ситуации он испытывал радость от занятия преданным служением Кришне и преданным, особенно когда к нему прикоснулись лотосные стопы Баларамы и Кришны или Радхи и Кришны (рама-кришна-чаран-спарша). Холм Говардхана также является лучшим слугой Господа Хари потому что он задействовал все свое тело в служении Господу Хари и Его преданным. Они гуляли по его телу. Если кто-либо захочет прогуляться по нашему телу, даже если это будет наш господин, мы вряд ли испытаем радость. Но холм Говардхана предложил все свое тело в служении Господу позволив воспользоваться им для наслаждения Господа и Его преданных. Холм Говардхана выражал почтение (манам таноти) не только по отношению к Кришне, но и к коровам, телятам и мальчикам-пастушкам (саха-го-ганайош тайор). Го означает «коровы и телята», а ганайош означает «мальчики-пастушки», а также указывает на все, что связано включая гопи. Другими словами холм Говардхана не хотел служить только Кришне или только Кришне и Балараме. Он хотел служить Им вместе с Их слугами, не только мальчиками-пастушками и девушками-пастушками, но также и коровам и телятам. Он хотел служить им всем. Мы должны учиться у холма Говардхана тому, как приносить радость Господу, служа Его преданным, не пытаясь принести Ему удовлетворение лично. В трилогии «Кришна» Шрила Прабхупада приводит комментарий на этот стих. Он говорит, что холм Говардхана знал секрет того, как принести удовлетворение Господу удовлетворив Его наиболее возлюбленных спутников. Холм Говардхана отдал свое тело и все остальное не только для личного служения Господу, но и для Его слуг. Именно так он выражал им свое почтение. Как же холм Говардхана служил Господу и Его слугам? Панийя: предлагая свежую питьевую воду, прежде всего в форме водопадов. Кришна, мальчики-пастушки и телята не только мыли свои руки и стопы в водах Говардхана, но и пили ее. Суйяваса: «очень мягкая трава». Некоторые виды трави со склонов холма Говардхана использовался для проведения жертвоприношений, другая трава, особенно мягкая и благоухающая становилась кормом для коров, чтобы они были сильными и давали вкусное молоко. Кандара: «пещеры». Иногда, когда на улице становилось особенно жарко, Кришна и Баларама или Кришна и гопи обретали прибежище в его прохладных пещерах. Если же становилось слишком холодно, пещеры согревали их. Канда-мулайх: «кореньями». Коровы и мальчики лакомились кореньями, растущих на холме растений, также как и плодами, овощами, цветами и многими другими растениями. А когда по холму гуляли Кришна с Баларамой, он плавился от любовных экстатических переживаний, а его камни становились мягче сливочного масла, принося наслаждение стопам Господа. Говардхана предлагал Кришне естественные троны, сидя на которых Кришна наслаждался Своими играми. Как же Говардхана проявлял свою радость? Его высокая трава, олицетворяя волосы на теле, стояла прямо, отображая экстатические переживания, его роса олицетворяла трансцендентную испарину, а капающая вода напоминала капли любви. Все, что находится на Говардхане обладает природой вечности, знания и блаженства. Хотя однажды Кришна сказал, что Сам является холмом Говардханом, в данном стихе гопи обращаются к холму, как к слуге Господа, а не как к Кришне. Почему? Гопи пребывают в настроении разлуки. Они хотят встретить и увидеть Кришну. Они не могли лично встретится с Ним, но услышав о Нем они могли развить привязанность к Нему. Поэтому гопи размышляли: «Выполнить желание живого существа может позволить лишь милость великих душ. Кто же эти великие души? Слуги Господа Хари. И холм Говардхана является лучшим из них. Поэтому мы должны приблизится к Говардхану и тогда по его милости все наши желания будут удовлетворены. Мы сможем встретить Кришну и служить Ему». Из-за того, что гопи находились под защитой старших членов своей семьи и других родственников, они не имели возможности встретить Кришну. Поэтому они подумали: «Мы скажем старшим, что хотим принять омовение в Манаси Ганге, а уже так мы обретем возможность увидеться с Хари-девой». Шри Хари-дева, Кришна в форме Господа Нараяны, является главным божеством холма Говардхана. Гопи подумали: «Мы отпросимся у старших и пойдем примем омовение и увидим Хари-деву». Однако в действительности милость обретаемая через служение хари-дасу превосходит по значимости милость обретаемую через служение Хари-деве, Господу. Под предлогом посещения холма Говардхана, чтобы поклонятся Хари-деве, в действительности они посещали это место для того, чтобы обрести милость Говардхана, лучшего из слуг Хари, чтобы в конечном итоге встретить Кришну. Все писания рекомендуют нам, чтобы мы служили великим душам и обрести их милость. Из Первой Песни Шримад-Бхагаватам (сйян махат-севайя) вплоть до Пятой Песни (махат-севам дварам ахур вимуктес), а также из других писаний и утверждений продвинутых преданных, мы узнаем, что благодаря служению великим душам – чистым преданным – мы сможем обрести величайшую милость и величайшее благо. А из всех преданных холм Говардхана является наилучшим. Поэтому если мы приблизимся к Говардхану и обретем его милость, мы обретем величайшую милость, недоступную кому-либо еще, и наше желание встретить и служить Радхе и Кришне будет реализовано.
Вопрос: Некоторые утверждают, что Говардхана – это преданный Кришны, в то время как остальные говорят, что он – Сам Кришна. Что считать правильным?
Гирирадж Свами: Оба утверждения верны. Во время говардхана-пуджи Кришна принял огромный образ и провозгласил: «Я – холм Говардхана». Так оно и есть: Он – холм Говардхан. Гопи покланялись холму Говардхан как наилучшему преданному Кришны, хари-даса-варйо. Поэтому корректны оба способа восприятия. Но я уверен, что милость обретаемая через преданного Кришны является чем-то большим, чем милость, которую мы обретаем непосредственно от Кришны. Следуя по стопам гопи мы обретем большее благо. Мы знаем, что Гаура, Кришна Чайтанья, – это тот же Кришна, но как Кришна Он не способен даровать прему, любовь к Богу. Однако в воплощении Гауры он смог это сделать. Как Гаурахари Он был более милостивым, потому что пребывал в настроении слуги Хари. Если мы будем служить слуге Хари, то обретем большее благо, чем если бы мы служили Самому Хари. Поэтому Гаурахари стал гопи-бхартух пада-камалайор даса-дасанудасах – слугой слуги лотосных стоп Шри Кришны, повелителя гопи. Обращаясь к холму Говардхана, Чайтанья Махапрабху преисполнился этими переживаниями. Я прочитаю отрывок из «Чайтанья-чаритамриты» (Антья, 14.104-111):
Когда Шри Чайтанья Махапрабху увидел всех вайшнавов, частично придя в сознание и обратился к Сварупе Дамодаре. Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Кто принес Меня с холма Говардхана? Я видел игры Господа Кришны, но Я больше не вижу его. Сегодня Я пришел сюда к холму Говардхана для того, чтобы отыскать Кришну, взобравшегося на холм Говардхана и играя на Своей флейте, в окружении пасущихся коров. Услышав звук флейты Кришны, Шримати Радхарани и все ее подружки гопи пришли для того, чтобы встретится с ним. Все они были удивительно красиво одеты. Когда Кришна и Шримати Радхарани вошли в пещеру, другие гопи попросили Меня собрать цветов. А потом все вы начали издавать ужасный шум и принесли Меня оттуда. Зачем вы принесли Меня, причинив Мне бессмысленную боль? У меня была возможность увидеть игры Кришны, но Я их так и не увидел».
Если мы приблизимся к холму Говардхана в настроении Чайтаньи Махапрабху, мы также можем пожелать обрести милость для того, чтобы стать слугой слуги наилучшего из слуг Господа Хари. Поэтому мы обращаемся к Говардхану с молитвой: «Пожалуйста, выполни мои желания».
|