Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 1. Цель и функции закупочной логистикиСтр 1 из 2Следующая ⇒
Тема 7. Лекция Организация снабжением и закупками
Учебные вопросы: 1. Цель и функции закупочной логистики. 2. Механизм функционирования закупочной логистики. 3. Сущность и особенности планирования снабжения. 4. Особенности выбора поставщика.
Введение В предыдущих лекциях мы уже говорили в общем о месте, роли и сущности снабжения. Теперь более подробно выясним как работает логистика снабжения.
Вопрос 1. Цель и функции закупочной логистики 1.1. Особенности закупочной, производственной, распределительной, транспортной и информационной областях логистики. Логистика, интегрированная цепь поставок. Из изученных тем стало очевидно, сто в конце 20-го века логистическая наука выступает как дисциплина, включающая в себя закупочную или снабженческую логистику, логистику производственных процессов, сбытовую или распределительную логистику, транспортную логистику, информационную и рад других. Каждая из перечисленных областей деятельности человека достаточно изучена и описана. Новизна же логистического подхода, как мы уже выяснили, заключается в интеграции перечисленных и не названных областей деятельности с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального сквозного управления материальными и информационными потоками. Данный подход нашел свое отражение отражение в системном подходе в формировании логистической системы. Þ При таком подходе логистику можно определить как интегрированую цепь поставок воспроизводственного цикла: снабжение – производство – распределение – обмен – потребление. Теперь дадим краткую характеристику основным базовым и обеспечивающим логистическим функциям.
1.2. Закупочная (снабженческая) логистика. Цель и функции. (как вариант показать схематично воспроизведенный цикл с выделенными логистическими активностями и дать их характеристику) Þ Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Достижение цели зависит от решения следующих задач: 1) Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих изделий (материалы, закупленные ранее намеченного срока ложатся дополнительной нагрузкой на оборотные фонды предприятий, а опоздание в закупках может сорвать производственную программу). 2) Обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них ( избыток или недостаточное количество поставляемых товарно материальных ресурсов так же негативно влияет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции и, кроме того, может вызвать дополнительные расходы при восстановлении балансового оптимума ). 3) Соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий. Þ Основу экономической эффективности закупочной логистики составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам. ! В изучении рынка которое проводится отделами фирм, вопрос цен – главный, НО существенную роль так же играет анализ других факторов, в том числе возможных логистических расходов и сроков поставок. Þ Расчет затрат на приобретение сырья и материалов во многом определяет дальнейшую стратегию производства и сбыта конечной продукции. Существует ряд «общих правил» выработанных бизнесом, которые существенно облегчают отношения с поставщиками и банковской сферой, а так же упрочняют положение компании, создают условия для выживания в конкурентной борьбе. Этот своеобразный кодекс характеризует этические нормы партнерства. Он формулируется так: «в основе успешной подготовки и производства продукции лежат хорошие отношения между предпринимателями с одной стороны и кредиторами и поставщиками с другой. Особое внимание следует уделять отношениям с кредиторами, поскольку их доверие и готовность помочь особенно важны». В отношении с поставщиками: - обращаться с поставщиками так же как с клиентами фирмы; - не забывать на деле демонстрировать общность интересов; - знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его деловых операций; - проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика; - соблюдать принятые на себя обязательства; - учитывать в деловой практике интересы поставщика; - поддерживать по возможности стабильные контакты в деловой сфере. Вместе с тем на эффективность снабжения влияют помимо внешних и внутренние факторы связанные с различным пониманием оптимальной деятельности и целями других звеньев, что требует поиска экономических компромиссов между структурными подразделениями фирмы. ! Расширение предложения товаров на рынках усложняет задачу сферы закупок сырья и материалов. Успешное осуществление закупок предполагает решение задач исследования рынка закупок, регулярном сборе и оценке информации в целях определения емкости рынка и создания предпосылок для оптимизации закупок. Исходный пункт – постановка проблемы (рис.1)
При проведении исследования необходимо: 1) соизмерить размеры издержек 2) рассмотреть целесообразность изменений в собственной программе сбыта 3) использовать результаты технического прогресса 4) возможность влияния на повышение доли фирмы на рынке 5) возможная конкуренция 6) возможная ненадежность поставщиков 7) неясности размеров предложения в будущем и др. Þ Полученная информация должна отражать такие рыночные категории как: предложение, спрос, рыночный баланс. ! На базе этой информации даются ответы на следующие вопросы: 1) какова структура исследуемого рынка или какая форма рынка имеет место? 2) Как организован исследуемый рынок и как протекает балансирование спроса и предложения? 3) Каким образом будут развиваться структура и организация рынка? !! Для того, чтобы более глубже уяснить смысл перечисленных вопросов информация должна подаваться в 3х аспектах: - современный анализ рынка («моментальный снимок»); - динамика изменения конъюнктуры рынка; - прогнозы изменения рынка. Þ Важным инструментом анализа рынка является изучение запросов потенциальных потребителей. (Используя запросы, рынок можно сориентировать на потенциальный спрос). Кроме этого важная информация об изменениях и тенденциях развития рынка закупок сырья и материалов может быть получена на основе внутрифирменной отчетности. ! Þ Изучение рынка сырья как правило, производится параллельно с разработкой новой продукции. Место логистики в снабжении. 1. Логистика обеспечивает доставку материалов на основе данных о количестве, дате начала поставок и продолжительности периода их поступления, при этом учитываются используемые логистические концепции (тянущего или толкающего типа); и производственная программа, которая в свою очередь определяется результатами изучения рынков сбыта. 2. Изучив рынок и выбрав поставщиков, отдел закупок определяет потребности предприятия в конкретных поставках на основе стратегии управления запасами. 3. Логистика определяет выбор способов поставки закупаемых сырья и материалов. Товары, потребность в которых возникает непредвиденно и не требуют длительного хранения закупаются, как правило, в сроки близкие к их потреблению. Материалы разового и постоянного потребления требуемые к определенному моменту, закупаются по условиям договоров в точное время.Фирмы также осуществляют коньюнктурные и спекулятивные закупки 4. Логистика должна обеспечить снижение цен предоставляемых логистических услуг в цене приобретаемых товаров (транспортные расходы, затраты на хранение материалов и управление запасами). 5. Логистика влияет на выбор поставщика (поставщиков) и формирование эффективного канала снабжения (определить количество, место, роль и затратность посредников). 6. На основе логистики обеспечивается планирование связей с рынком поставщиков отделом снабжения. 7. Логистика влияет на обеспечение качества поставляемого сырья и материалов, выдерживание сроков, равномерности и объема при транспортировке и хранении. 8. На основе логистики возможна реализация концепции управления совместными ресурсами. 9. Необходимо заменить отделы снабжения центрами по закупкам (вовлечение других функциональных служб и отделов к задаче снабжения).
|