Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О мытах и о перевозех, и о мостах 6 страница






248. А которые люди в селех и в деревнях грамоте не умеют, и

им в таких не в больших делех велети на себя такия крепости 152

писати иных сел земским, или церковным дьячком, или кому нибудь,

и к тем крепостям велети в свое место прикладывати руки отцем

своим духовным, или кому в том они верят сторонним людем.

249. А которые люди такия крепости учнут на кого имати, и им

таких крепостей в своих вотчинах и поместьях попом своим и

дьячком и людем писати не велети. А будет у кого такия крепости

объявятся, и таким крепостям не верити потому, что писали те

крепости их же сел попы и дьячки.

250. А вотчинныя и дворовые купчия, и закладныя, и даныя, и

иныя всякия крепости в больших делех всяких чинов людем велети на

Москве и в городех писати, и в послусех писатися на площади

площадным подьячим, а в селех и деревнях и по подворьям таких

крепостей в больших делех, опричь зговорных свадебных записей и

духовных и заемных памятей, никому не писати.

251. А будет кто, умысля воровски, и стакався с площадными

подьячими, напишет на кого в большом долгу заемную кабалу, или

иную какую крепость в большом деле за очи, и написав ту крепость

зазовет его к себе, или к иному к кому на двор, и велит ему к той

крепости руку приложити, или ему велит написать в чем нибудь

заемную кабалу своею рукою неволею, и тому, над кем такое дело

учинится, в том на того, кто над ним такое дело учинит, являти

окольным людем, и в приказех судьям, а в городех воеводам, и

приказных людем подавати явки, после того, как над ним такое дело

учинится, того же дни, и бити челом на тех людей, которыя над ним

такое дело учинят, об очной ставке и о сыску вскоре, дни в три,

или в четыре и большое в неделю. Да будет кто о таком деле на

кого учнет бити челом, и судьям и воеводам и всяким приказным

людем по тому челобитью, сыскивая тех людей, на кого такое

челобитье будет, роспрашивати и с челобитчики ставити с очей на

очи, и сыскивати всякими сыски накрепко, а будет дойдет до пытки,

и тех людей пытать, до кого дойдет.

Да будет сыщется, кто на кого возмет какую крепость нарядным

делом, по неволе, и таким людем, кто такия крепости учнет имати

по неволе, чинити жестокое наказание, бити их кнутом нещадно при

многих людех, чтобы им и иным таким впередь неповадно было так

воровати. Да на них же велеть тем людем, на которых они такие

воровские крепости зделают, правити бесчестье, да их же за ту 153

вину сажати в тюрму на полгода. А площадным подьячим, которые

такие крепости учнут писати воровством за очи, чинити казнь,

отсечь рука. А кто в такие крепости учнет воровством же в

послусех писатися, и тем чинити жестокое наказание, бити кнутом

по торгом, и сажати их в тюрму, на сколько государь укажет.

252. А будет кто кому дав на себя какую крепость, учнет на

того, кому он ту крепость даст, являти и бити челом государю и

сказывати, что на него та крепость взята поневоле, и учнет он в

том слатися на сторонних людей по стачке, а писана та крепость на

площади, и в послусех у тоя крепости писалися площадные подьячие,

и его рука у той крепости есть, а тот, кому он ту крепость на

себя даст, и площадные подьячие на очной ставке с ним учнут

говорити, что та крепость прямая, а не нарядная, а те люди, на

которых тот челобитчик пошлется с ними по стачке, учнут ту

крепость называти нарядною же, а после того сыщется допряма, что

та крепость прямая, а не нарядная, а лживят ее для того, чтобы по

ней исцова иску не платити, и тому челобитчику за такое его

ложное челобитье, и тем людем, которые учнут по нем говорити

ложно, с ним по стачке, учинити жестокое наказание, велети их

бити кнутом нещадно при многих людех, чтобы им и иным таким

впередь неповадно было так делати, да на них же велети тому, на

кого они такое дело напрасно затеют, доправити бесчестие, да иск

его по крепости сполна, да его же вкинути в тюрьму на полгода.

253. А будет кто кому дав на себя какую крепость нибудь, и

учнет ту крепость на суде лживити, а та крепость за его рукою и

писана та крепость на площади, и в послусех в той крепости

написаны площадные подьячие, а до суда на ту крепость челобитья

его и явок не бывало, и таким ответчиком не верить, и велети на

них по таким крепостям исцовы иски править и отдавати исцом.

254. А кто по заемной кабале учнет на ком искати заемных

денег, или иного чего, а заимщик в ответе скажет, что он по той

кабале заемные денги, или иное что нибудь исцу платил, а на

кабале того платежу будет неподписано, и отписи в том платеже не

положит, или и положит, да руки исцовы у той отписи не будет, и

им в том не верити, и по заемным кабалам денги и иные долги

велети на них правити, и отдавати исцом, против заемных кабал 154

сполна.

255. А правити заемные денги по кабалам и по духовным на

заимщиках исцом истину, а росту на те заемныя денги не правити

потому, что по правилом Святых Апостол и Святых Отец росту на

заемныя денги имати не велено.

256. А давати по заемным кабалам суд в пятьнатцать лет, а

сверх пятинатцати лет по кабалам суда не давать.

257. А будет которая заемная кабала и старее пятинатцати лет

будет, а уплата по ней была, а в котором году та уплата была, и

то на той кабале подписано имянно, и по той кабале в достальных в

заемных деньгах и сверх пятинатцати лет суд давать, с того году,

как был платежь за пятнатцать же лет.

258. А кто на ком учнет заемных денег искать по выданым

кабалам, а кабалы из лет не вышли, и на кабалах будет подписано,

что им те кабалы выданы за долг, или на те кабалы даны им даные,

и по тем выданым кабалам исцом на заимщиках заемные денги велеть

править без росту же. А будет та кабала, которую в суде истец

положит, не подписана, и даные на ту кабалу у него, на чье имя та

кабала писана, нет, и по той кабале суда не давать.

259. А кто кабалу полживит, и в том обличен будет, что

кабалу лживил не делом, и за то долг взяти на нем исцу вдвое. А

будет тот заимщик, на суде кабалу лживя, и не сходя с суда в том

повинитца, что он тое кабалу лживил напрасно, и на нем долг взяти

по кабале в однорядь за то, что он вину свою сам объявил.

260. А будет кто чем должен будет руским всяких чинов людем

и чюжеземцем, и исцы руские люди и чюжеземцы того своего долгу

учнут на нем искать судом, и тот должник, не хотя чюжеземцу долгу

его заплатить, учнет отыматца от него тем, что он опричь того

чюжеземца должен многим руским людем, и на таком должнике велеть

долговые денги напередь править чюжеземцу, а руским людем велеть

на нем долг их правити после. Также будет на ком доведетца взяти

что в государеву казну, а в тоже время на него учнут бити челом

исцы о долгах, и начнем напередь взяти государево, а должником

указати ему платити долги после.

261. А которые дворяне и дети боярские и всяких чинов люди в 155

и(ы)сцовых в кабалных и бескабалных искех по судным делам будут

обвинены, и им или людем их стоять на правеже во сте рублех

месяц. А которые люди будут обвинены больши, или меньши ста

рублев, и тем стоять против того же по росчету. А которые люди

учнут бити челом о переводе, и им деньги перевесть и на другой

месяц, а больши им того в и(ы)сцовых искех сроку не давать, чтобы

в том исцом лишние волокиты не было.

262. А которые люди учнут на правеже отстаиватца, окупитца

им будет чем, и у них велеть после указнаго месяца ценить дворы и

животы, и отдавать в и(ы)сцов иск, или исцов иск велеть за них

править в поместьях их и в вотчинах на людех их и на крестьянех.

263. А будет кому исцова иску заплатить будет нечем, а

вотчина у него пуста, и тое вотчину оценя отдать исцу в платежь.

А будет тое пустые вотчины истец взяти не похочет, и тое вотчину

продать сторонним людем, кто ее купить похочет, и деньги отдать в

платежь исцу. А будет та вотчина родовая, или выслуженая, а

похотят ее взяти вотчичи за тое цену, чем ее оценят, и та вотчина

за тое цену отдати вотчинам, и деньги взяв за тое вотчину, отдать

в платежь исцу. А что за тое вотчину у кого денег взято будет

сверх исцова иску, и те лишние деньги отдать тому, чья та вотчина

будет продана. А будет за тое вотчину по продаже взято будет

денег меньши исцова иску: и те деньги, чего в и(ы)сцов иск не

дойдет, править на том, кто теми деньгами будет должен.

264. А будет кому служилым всяких чинов людем, опричь

меньших чинов, с правежу окупитися будет нечем, и на них на самих

и на людех их долговые деньги после указнаго месяца править безо

всякия пощады, а головою исцом их не отдавать, опричь тех детей

боярских, которые ходят в приставех.

265. А будет стрелцом заемных денег по кабалам или исцовых

исков платить будет нечем, и их исцом и в и(ы)сцовых искех

головою не выдавать, а платить за них исцом из государева

денежнаго жалованья на год по четыре рубли. А покаместа они от

долгов своих свободятся, и им служити с одного хлебнаго

жалованья.

266. А казаков, и пушкарей, и затиньщиков, и иных меньших

чинов служилых и тяглых всяких людей, которым с правежу окупитися

будет нечем, после указного месеца выдавати исцом головою до

искупу. А работати им, мужескому полу за пять рублев по году, а

женскому полу за полътретья рубли по году. А кому они выданы 156

будут, и по тех взяти порука з записью, что их не убити ни

изъувечити. А как те выданые люди урочныя лета отработают, и их

поставити в приказе.

267. А будет такие выданые люди от кого збежат, и тем людем,

от кого они збежат, о том явити в том приказе, ис которого

приказу ему кто кому будет выдан.

268. А будет кто на кого учнет бити челом, что выданого

человека убил до смерти, и про то сыскати, а сыщется про то

допряма, и за то смертное убойство, что государь укажет.

269. А которые тяглые люди разных сотен и слобод, и в

городех торговые и всякие посадские люди учнут стояти на правеже

в и(ы)сцовых искех от беломесцов по заемным кабалам и по судным

делам, а окупитися им будет нечем, а дворы и лавки у них есть, и

те их дворы и лавки продавати в окуп исцова иску тяглым же людем,

а беломесцом тех их дворов и лавок в и(ы)ск не отдавати и не

продавати.

270. А которых людей з грабежным поличным приведут в приказ,

и по поличному исцом давати на тех приводных людей суд, а с суда

чего доведется.

271. А которых приводных людей дадут держати приставом до

указу, а приставы тех приводных людей упустят, а исцы на тех

приставов учнут бити челом государю о указе, что они тех

приводных людей отпустили, и приставов давати на поруки з

записьми, и велети им тех приводных людей сыскивати, и в сыску

давати указныя сроки, что им тех приводных людей сыскав поставити

в приказе. А будет в указныя сроки тех приводных людей приставы

не сыщут, и исцовы иски правити на тех приставех и на их

порутчиках, а в колодничье побеге тех приставов не пытать. А

будет на тех приставех и на их порутчиках доправити исцова иску

нечего, и тех приставов отдавати исцом головою до искупу, а по

тех исцах взяти поручныя записи в том, что им над ними никакова

дурна не учинити и не изувечити.

272. А будет кто мастеровой человек возмет у кого узорочныя

товары, камень алмаз, или яхонт или изумруд, или лал, или иной

какой камень для олмаженья, или гранити, или печати резати, и

небрежением тот камень розломит, или какую нибудь поруху учинит,

и в том на него будут челобитчики, и на нем за тот камень взяти

цену, чем сторонния люди оценят.

273. А будет кто у кого возмет к которому нибудь времени на 157

ссуду платье, или платье же возмет делати портной мастер, и то

платье мышми истравит, или чем испортит, и в том на него будут

челобитчики, и за то изъеденое платье исцом взяти на них цену, а

платье им отдати.

274. А будет кто у кого возьмет в наем лошадь, или иное что,

да испортит, и в том на него будут челобитчики, и с суда сыщется

про то допряма, что он то наемное испортил, и исцом велеть на нем

за то наемное взяти цену по оценке сторонних людей, а то, что он

испортит, отдати ему.

275. А будет кто у кого наймется стеречь двора, или лавки,

или чего нибудь, и в том по себе даст поруки, а после того за его

сторожею что будет покрадено, и в том на него будут челобитчики,

и сыщется про то допряма, что покрадено за его сторожею, и то

покраденое велеть на том стороже и на порутчиках доправити. А

будет ему и порутчиком его того покраденаго заплатити будет

нечем, и их исцу за иск отдати головою до искупу.

276. А будет кто учнет с кем торговати сложася, и один из

них товарыщь поедет куды з деньгами или с товары для торговли в

отъезд, и на дороге его воры розобьют, и товары и деньги поемлют

у него без остатку, а товарыщь его тех товаров и денег своей

половины учнет на нем искати судом и с суда будет сыщется про то

допряма, что его розбойники розбили и товары и деньги поимали без

остатка, и товарыщу его тех товаров и денег на нем править не

велеть потому, что ему такое разграбление учинится по невольному

случаю. А будет сыщется, что розбойники на него приезжали, а

животов ничего не взяли, и тот иск на виноватом доправить и

отдати исцу.

277. А будет кто учнет у себя на дворе ставити хоромы блиско

межи соседа своего, и ему тех своих хором на меже соседа своего

не ставити, а будет кто на меже хоромы поставит и в том на него

будет челобитье, и тому хоромы велеть с межи отнесть.

278. Также и печи и поварни на дворе к стене соседа своего

никому не делати. А будет кто на дворе у себя зделает печь или

поварню и к стене соседа своего, и в том на него от соседа его

будет челобитье, и у него ту печь и поварню от стены соседа его

отломать, чтобы соседу его от тоя его поварни и печи никакова 158

дурна не учинилося.

279. А будет у кого на дворе будут хоромы высокия, а у

соседа его блиско тех высоких хором будут хоромы поземныя, и ему

из своих высоких хором на те ниския хоромы соседа своего воды не

лить и copy не метать, и иныя ни которыя тесноты тому своему

соседу не делать. А будет он на те соседни ниския хоромы учнет

воду лить, или сор метать, или иную какую пакость чинить, а с

суда сыщется про то допряма, и ему те свои высокия хоромы от тех

соседних хором велеть отнесть, а будет он тех своих хором от

соседних хором не отнесет, и тесноту тому своему соседу учнет

делать по прежнему, и у него те хоромы велеть отломати, чтобы

впредь соседу его от него никакова насильства не было.

280. А будет кто с кем побраняся назовет кого выблядком, и

тот кого он назовет выблядком, учнет на него государю бити челом

о бесчестье, и с суда сыщется про того челобитчика допряма, что

он не выблядок, и ему на том, кто его назовет выблядком, велеть

по сыску доправити бесчестье вдвое безо всякия пощады. А будет

про того челобитчика в сыску скажут, что он прямой выблядок,

прижит он у наложницы до законыя жены, или и при законной жене,

или после законной жены, и таким выблядком в бесчестьях

отказывати, и к законным детям того, кто его у наложницы

приживет, не причитать, и поместей и вотчин того, кто его

беззаконно прижил, ему не давати. А будет тот, кто того выблядка

у наложницы прижил, на той наложнице и женится, и ему того

выблядка в законныя дети не причитати же, и поместий его и вотчин

тому его выблядку не давати потому, что он того выблядка прижил у

наложницы своей беззаконно до женитбы.

281. А будет кто на кого пустит собаку нарочным делом, и та

его собака того, на кого ея пустит, изъест, или платье издерет, и

в том на него будут челобитчики, и с суда сыщется про то допряма,

и на нем велети исцу доправити бесчестье и увечье и убытки вдвое.

А будет про то сыскати будет нечим, и им в том с суда дати вера,

крестное целование.

282. А будет кто у кого собаку убьет нарочным делом, и на

нем по сыску велеть за ту собаку, доправя указную цену, отдати

исцу.

283. А будет кто собаку убьет ручным боем не из ружья, 159

бороняся от себя, и ему за ту собаку цены не платить, и в вину

ему того не ставити.

284. А будет у кого собака на люди мечется, или животина

корова, или бык, или козел, или боран людей или животину бьет, а

он такия собаки на привези держати и животины беречь не учнет, и

его небрежением от той его собаки или от животины кому какое

дурно, или убытки учинятся, и в том на него будут челобитчики, и

сыщется про то допряма, и на нем те все убытки велеть доправя

отдати исцу. А о том приказати ему накрепко, чтобы он впередь ту

собаку держал на привези, а животину в запоре, чтобы от той его

животины впередь никому никакова дурна не было. А будет он ту

свою собаку на привези и животины в запоре держати не учнет, и от

той его собаки или от животины кому какое дурно учинится, и в том

на него будут челобитчики, и на нем велеть тем челобитчиком иски

их правити по их скаскам бес суда, и ту животину взяв у него

отдати челобитчиком.

285. А будет кто на ком учнет искати свиней, или кобыл, и

коров, или овец, или иныя какия животины, или пчел с приплодом на

прошлые годы, лет на пять и больши или менши, и по суду и по

сыску в том своем иску истец будет прав, и ему за свиньи и за

кобылы, и за коровы, и овцы, или за иную какую животину, и за

пчелы править то, чем у него кто завладеет, а в приплоде

отказать, для чего он того всего на нем не искал в том году, как

у него кто чем завладел.

286. А кто на ком учнет искать сенных покосов десятинами, и

тех сенных покосов доищетца, и ему на ответчике за десятину

сенных покосов велеть править по десяти алтын.

287. А кто на ком учнет искать кошенаго сена покопенно,

волоковых копен, и доищетца, и ему на ответчике кошенаго сена

велеть править за копну по алтыну.

 

ГЛАВА XI 160


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.026 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал