Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Официальные рельефы и росписи последней трети Нового царства
В рельефах и росписях последней трети Нового царства тоже нашли свое отражение сложность и противоречивость эпохи. Возврат к традициям XVIII династии более всего ощутился в храмовых рельефах культового содержания, хотя и здесь искусство Амарны продолжало (хотя и в незначительном количестве) быть. Лучшими образцами официальных рельефов являются изображение Сети I е Карнаке. Хотя преимущественное значение здесь имеет канон образца XVIII династии, фигура фараона Сети I жизненно портретна, тщательно моделирована, тонко проработаны скульптурные детали. Уже говорилось о том, что на пилонах своих заупокойных храмов и храмов в Карнаке, а также на внешних стенах архитектурных сооружений мастера Сета I и Рамсесов развертывают огромные рельефные композиции – своеобразные наглядные летописи царских победных походов. Здесь показаны и военные советы, и лагерные стоянки, и и взятие крепостей, и крупные сражения, торжественные встречи фараонов, и большие морские сражения (например, сражение Рамсеса III с «народами моря»). Это огромные, невиданные прежде в Египте рельефные картины, полные движения, массы действующих лиц, множество различных эпизодов. Если раньше при изображении воинского сражения фараон (и только он) изображался преувеличенных размеров, поражающий группу пленных врагов, то теперь в рельефах предстают сами участники походов. Каменные сцены теперь повествуют о тех колоссальных трудностях, которые приходится преодолевать как правителю страны, так и его войскам. Все это, с одной стороны, придавало деяниям царя с египтянами определенную заразительность, а с другой – склоняло чашу интереса от божественной помощи Амона к действиям царя и его войска (царь победил, потому что он силен). Новые задачи требовали и новых форм. Теперь участки стен и пилонов - это единые композиции, построенные уже не регистрами, а по единому при нци пу, панорамному по своим композиционным ходам, т.е. охватывающему как бы с птичьего полета всю территорию – лагерь, поле сражения, пограничные укрепления. Общие композиционные принципы построения рельефов в период Х1Х-ХХ династий – это новшества, берущие свое начало опять же в искусстве Амарны, от композиций торжественных выездов фараона Эхнатона, до рельефных и живописных сцен посещений царской семьей храмов, что занимали целые стены в гробницах амарнской знати. Пейзаж занимает небывалое место в официальном рельефе. В составе композиции теперь постоянно можно видеть изображения сирийских крепостей, окруженных хвойными лесами, в которых прячутся то враги, то сами египтяне. Например, рельефы XIX династии постоянно передают ландшафт той местности, в которой происходит действие. Это и гористые, покрытые лесом дороги Передней Азии, и селения Нубии, и мосты с каналами и крепостями. Батальные композиции изобилуют движением, разнообразием поз, массовыми сценами, которые, как правило, составлены из множества отдельных интересных эпизодов. Смелые решения при изображении отдельных воинов в военных эпизодах сказались и на характере изображения воинов-царей. Например, весьма интересно решена сцена, представляющая в рельефе Сети I перед боем, когда царь, собираясь подняться на колесницу, оборачивается, чтобы отдать какой-то приказ. Традиционный для Египта канон оказался здесь как никогда кстати (демонстрация обоих плеч и полный фас туловища). Наряду с военными сценами, на пилонах храмов часты многофигурные композиции царской охоты. Классический пример – охота Рамсеса III на диких быков, высеченная на внешнем склоне пилона храма в Мединет-Абу. Обращает на себя внимание изображение животных, то еще пытающихся спастись в тростниковых зарослях, то уже пораженных насмерть стрелами фараона и его спутников. Все элементы рельефа пронизаны движением и разнообразием. Новые рельефы превращали храмы в памятники царской славы.
|