Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные стратегии Насыщения
Для насыщения разума информацией о проблеме я предлагаю следующую эвристику, которая поможет вам увидеть, укладываются ли данные в границы проблемы, как они укладываются, где они укладываются и почему они важны (или не важны). Чтобы достичь такого умения, вы должны научиться: 1. Воспринимать края проблемы. Где кончается одно и начинается другое? Где границы проблемы (края, отделяющие ее от того, что ее окружает)? 2. Воспринимать негативные пространства проблемы. Чем занято пространство (или пространства) вокруг или позади объектов проблемы? Поскольку пространства имеют общие края с объектами, не могут ли пространства помочь четче определить объекты? 3. Воспринимать соотношения и пропорции проблемы. Исходя из вашей точки зрения, как состояние проблемы соотносится с константами ситуации — вещами, которые не меняются (или не могут быть изменены)? Как соотносятся различные части проблемы между собой и с целым? 4. Воспринимать светотень проблемы. Что является видимым — освещено, — а что остается в тени? Какие части невозможно увидеть в данный момент? 5. И, наконец, воспринимать гештальт проблемы. Какой уникальный набор свойств — «самость», quidditas Фомы Аквинского — делает проблему такой, как она есть, и никакой другой? Как ни странно, на эти вербальные вопросы лучше всего ответить не вербальным языком, но посредством умелого видения. Эти вопросы формируют стратегию, или, точнее, набор из пяти стратегий, для «иного» видения доступной информации. И использование этих стратегий — эвристики видения — требует понимания реального смысла всех этих терминов: например, термина «негативное пространство». Я считаю, что самый эффективный способ достижения этого понимания — научиться видеть через обучение рисованию, подобно тому как следует предварительно научиться читать, чтобы научиться заниматься библиотечными исследованиями. «К парадоксальному не следует относиться легкомысленно, поскольку парадокс является источником страсти для мыслителя и мыслитель без парадокса подобен любовнику без чувства — является жалкой посредственностью... Высшим парадоксом всякого мышления является попытка открыть то, что мышление не способно осмыслить». Серен Киркегор Философские фрагменты», 1844
«Если мозг работает через образное представление — ведь мы полагаем, что все воспринимаемое нами суть образы — значит, нам нужно знать кол - правила представления. В атом отношении физика не имеет практически никакого значения, как не имеет значения физика шахмат». Р. Л. Грегори *Разум в науке», 1981 «Искусством пренебрегают, потому что оно основано на восприятии, а от восприятия отмахиваются, потому что предполагается, что оно не имеет отношения к мышлению. Учителя н администраторы школ никогда не позволят изобразительному искусству занять важное место в школьном расписании, пока не поймут, что искусство является самым мощным средством улучшения восприятия, без которого невозможно никакое продуктивное мышление в любой области знаний. Мы более всего нуждаемся не в большей эстетике и не в более эзотерических учебниках но искусству, но в понимании того, что наше обычное пренебрежение к визуальному мышлению недопустимо. Когда мы поймем это теоретически, мы сможем попытаться прак гически исправить этот перекос, который уродует обучен ие навыкам мышления». Рудольф Арнхайм «Вшиальное мышление», 1969 Художник внутри вас Умение видеть — это навык,
|