Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Шаг за шагом к Вынашиванию
Таким образом, чтобы начать процесс Вынашивания, вы должны, прежде всего, достичь тупика в стадии Насыщения, той точки, откуда вы не можете двигаться дальше по пути снабжения мозга информацией. Вы оказались на краю доступных знаний о рассматриваемой проблеме, но решения по-прежнему не видно. Следующие шаги могут приблизить вас к стадии Вынашивания, хотя это только одно из возможных предложений — индивидуальных подходов может быть столько же, сколько есть творческих людей. 1. Соберите все свои рисунки, может быть не в том порядке, как вы рисовали их, так, чтобы аналоговые ри- Писатель Джулиан Дюгид описывает процедуру, предложенную ему человеком, с которым он познакомился на борту корабля: «— Вы хотите писать рассказы? — спросил он. — Нет ничего легче. Ваш инстинктивный разум помнит каждое событие, когда-либо происходившее с вами... Он сам создаст из ваших переживаний сюжет. Вам нужно лишь потереть лампу. — А техника этого? — спросил я. — Наш инстинктивный разум никогда не спит. Это только высшие уровни мозга отключаются, когда мы ложимся спать. Вы достаточно легко можете проверить это на себе. — Звучит интересно. Что я должен сделать? — Это действительно интересно. Перед тем как отключиться, просто сообщите своему подсознанию, чего вы хотите. Наутро рассказ будет готов... Кстати, — сказал он чуть погодя, — здесь нечего бояться... Раб лампы — ваш слуга... И было бы неплохо звать его по имени. Я решил, что буду звать этого незнакомца, таящегося внутри меня, Помощником». Дюгид «Меня убедили», 1941 И еще несколько примеров: Джулиус Кинг, главный дизайнер Центра передовых концепций компании «Дженерал моторе» говорит о том, что он консультируется со своим «Компаньоном», когда работает над творческим решением проблем. Кинг указывает на то, что словарь Уэбстера определяет слово «компаньон» как (1) товарища и (2) как человека, которого нанимают для совместной жизни и услужения. Из беседы, Лос-Анджелес, 19 октября 1984 г. Художник внутри вас Мильтон ссылался на свою «Небесную покровительницу, которая... диктует мне мои не обдумываемые заранее стихи» «Песни создали меня, а не я их», — говорил Гете. «Это не я мыслю, — говорил Ламартин, — это мои идеи мыслят за меня». Из книги Джейнс *Истоки сознания в анализе двухкамерного разума*, 1976 Математик Жак Адамар цитирует письмо, написанное ему лингвистом Романом Якобсоном: «Знаки (образы) являются необходимой опорой для мышления... самой обычной системой знаков является то, что обычно называют языком; но внутреннее мышление, особенно в процессе творчества, охотно использует другие системы знаков, более гибкие, менее стандартизированные, чем язык, и оставляющие больше свободы, больше динамизма для творческого мышления». Якобсон считал самыми эффективными для творческой работы «личные знаки, которые, в свою очередь, можно подразделить на постоянные знаки, относящиеся к общим привычкам и к индивидуальности рассматриваемого человека, и эпизодические знаки, которые создаются специально для участия в конкретной творческой работе». Адлмлр «Психология открытий в области математики*, сунки, сделавшие мышление видимым через чистый язык линии, смешались с рисунками, на которых вы изучали навыки восприятия, — реалистичными рисунками того, что находится «вовне». Вы увидите, что все пять приемов рисования, которые вы только что изучили, уже присутствовали в ваших аналоговых рисунках: края, негативные пространства, соотношения и пропорции, светотень, геш-тальт. В своих ранних рисунках вы использовали эти приемы подсознательно и интуитивно — вы в то время знали больше, чем знали, что знали. И наоборот, вы также обнаружите, что в ваших «реалистичных» рисунках присутствует невербальный язык линии: расположение в формате, жирные и тонкие линии, ломаные и плавные кривые, выразительные структурные формы, которые опять же использовались на подсознательном, интуитивном уровне. И еще вы обнаружите, что во всех ваших рисунках присутствует ваш личный стиль рисования — ваша уникальная подпись. Теперь мысленно пересмотрите визуальную информацию и вербальные интерпретации, которые пробудили в вас эти рисунки. 2. Возьмите три своих «предварительных рисунка» и сравните их с позднейшими рисунками. Как и многие мои студенты, вы можете испытать шок, глядя на них. Может ли быть, что «предварительные рисунки» выполнял тот же самый человек? Можете ли вы разглядеть то «состояние ума», в котором вы выполняли свои предварительные рисунки (Л-режим или П-режим)? Вы видите, как зрительная информация трансформировалась в упрощенные, символические формы, дабы соответствовать языковым концепциям и программам вашего мозга? Задумайтесь над тем, насколько далеко вы ушли в овладении приемами рисования и в своей способности выражать себя через рисунок. Теперь мысленно пересмотрите пять компонентов рисования и затем преобразуйте их в эвристику для решения проблем. 3. Отложите все в сторону и сосредоточьтесь на проблеме, на время приняв неизбежность ощущения беспокойства, которым сопровождается эта стадия перехода от Насыщения к Вынашиванию. Вы хотите, чтобы ваш мозг поработал над проблемой, поэтому вы должны быть готовы признать, что в данный момент вы не знаете решения. Это требует некоторой твердости, степень которой зависит, конечно, от важности проблемы. 4. Далее, пересмотрев все приобретенные к настоящему времени знания по исследуемому вопросу, знания, доведенные до предела, проинструктируйте свой мозг насчет поиска решения. Вы можете «бросить письмо в почтовый ящик», можете дать задание, которое должно Приближение к волшебному мгновению быть выполнено к определенному дню и часу, а можете просто сказать, как я сказала: «Ладно. Сам ищи». 5. Теперь вы свободны — можете ехать в отпуск или заняться другой работой, пока ваш мозг «думает в сторонке». Проблема останется где-то «на задворках» вашего ума, вне рационального сознания. Опять же можно ожидать, что вы будете испытывать чувство неудовлетворенности или беспокойства, даже острой тревоги, если проблема важна для вас. И даже осознание того, что беспокойство является неотъемлемой частью процесса, не поможет облегчить его. Вы должны просто иметь достаточно мужества, чтобы вытерпеть это. Ваш мозг не подведет вас. В один прекрасный день, когда вы будете вести машину по шоссе или мыться в душе, ответ придет к вам как гром среди ясного неба. Озарение: волнующий момент Любопытной гранью четвертой стадии является то, что человек, вовлеченный в творческий процесс, сразу же распознает Озарение как «правильное». Поскольку оно отвечает всем частям проблемы и примиряет их, решение принимается сразу и с радостью, без вмешательства сомнений или вопросов. Возможно, в некотором смысле ответ удовлетворяет весь мозг. И хотя действительно творческие решения в искусстве, литературе и науке часто требуют дополнительного времени для осмысления, сама идея, стратегия, направляющий принцип зачастую приходят в это ослепляющее мгновение. Кроме того, творец часто переживает эйфорическое ощущение эстетического удовольствия от красоты и элегантности Озарения. Доставляемые обратно в сознательный разум гармоничная цельность решения, единство проблемы и ответа на нее сами представляются произведением искусства. В этот волшебный момент сознание и бессознательное на мгновение обретают творческое единство, и Озарение сохраняется в памяти вместе с блаженством мгновения. Анри Пуанкаре, великий французский математик, так описал мгновение внезапного Озарения, которое посетило его, когда он садился в трамвай: «В тот момент, когда я поставил ногу на ступеньку, меня осенила идея, которая, казалось, никак не вытекала из моих предшествовавших мыслей, о том, что преобразования, которые я применял для определения фуксовых функций, были идентичны преобразованиям неевклидовой геометрии. Я не стал проверять эту идею... а вернулся к начатой беседе, но ощущал внутри полную уверенность. Вернувшись в Кан, на досуге я проверил этот результат — только для очистки совести». Адамар < Психолошя открытий в области математики*, Внутренняя сила «Творец связан со своим творением уникальным образом; это вызвано, в первую очередь, тем, что он видит его как часть себя и как свой личный подарок миру... здоровое эго требует, чтобы его творения сообщались другим людям и принимались ими». Джордж Неллер Искусство и -наука творчества*, 1965 Теперь вы готовы закончить работу, начатую вашим воображением. Творческий процесс вступает в последнюю фазу — фазу Верификации. Форма завершающей работы зависит от многих факторов, столь же разнообразных, как разнообразны люди и как многообразны вопросы, требующие творческого решения. Поэтому я буду полагаться на опыт читателя в избранной им сфере деятельности и обозначу только общие контуры стадии Верификации. Одной из функций Верификации, как подсказывает само название, является проверка обоснованности Озарения — доказательство того, что оно соответствует реальности. Учитывая подробную и тщательную подготовку, осуществленную в стадии Насыщения, инсайт в большинстве случаев оказывается правильным и вполне отвечает ощущению абсолютной уверенности, которым сопровождается момент Озарения. Задача доказательства возлагается на сознательное «я», так что на протяжении всей последней стадии вы будете более или менее осознавать, что вы делаете. Верификация, короткая или долгая Время, требуемое для завершения работы, может варьироваться безгранично. Верификация может быть столь быстротечной, как время, требуемое для записи на бумагу стихотворения или доказательства теоремы, но может длиться и годы. В случае Марии Кюри, например, Верификация ее блестящего предсказания существования нового элемента в урановой руде потребовала нескольких лет тяжелого труда; именно столько времени потребовалось, чтобы выделить один грамм солей радия из восьми тонн урановой руды. К счастью, эйфория и радость Озарения сохраняются в памяти и помогают исследователю, как об этом свидетельствовала в своих записях г-жа Кюри, поддерживать энергию на протяжении последней стадии. Таким образом, «Ага!» порождает уверенность в работе, снижает беспокойство, питает мужество — и волю — для завершения проекта. Благодаря этому картина в конце концов оказывается написана, песня сочинена, формула проверена, книга, эссе или стихотворение написаны, эксперимент выполнен, продукт изготовлен, предприятие реструктуризировано, рекламная кампания проведена, а может быть, выполнено дело всей жизни. Внутренняя сила В течение этой последней стадии работа в изоляции может быть не лучшим обстоятельством, если только проблема не имеет глубоко личного свойства. Если цель вашего проекта — произвести на свет полезную новую идею или продукт, в некоторый момент этот продукт будет выпущен в реальный мир, и вы будете надеяться, что ваш продукт примут. Стадия Верификации, таким образом, может дать вам возможность проверить свой продукт: вы можете обсудить свои идеи с кем-то еще, и здоровая критика должна приветствоваться вами. Опять же для этого необходимы мужество и вера в свой труд, может быть, даже в большей степени, чем прежде. Помните, что вы сами должны позаботиться о данном вам свыше понимании. Если вы уклонитесь от этой последней стадии из опасения, что кто-то не согласится с вами или осудит вас, ваши творческие способности могут так и не обрести фактическую форму. Еще раз об элементах красоты В главе 19 я высказала предположение, что логика и речевые навыки Л-режима в последней стадии вернут себе господство. В большинстве проектов умонастроение, необходимое для Верификации, будет контролироваться в основном Л-режимом. Тем не менее, общая цель творчества — произвести на свет нечто полезное, но в то же время и эстетически красивое. Поскольку Верификация придает инсайту осязаемую форму, эстетическое чувство правильности и красоты поможет обеспечить конечному продукту отражение красоты, открытой вами в момент Озарения. По правде говоря, эстетическое чувство очень глубоко вплетено в весь творческий процесс, и этап верификации — не исключение. Поэтому я считаю полезным еще раз напомнить читателю три требования к красоте, сформулированные Фомой Аквинским: цельность, гармония и ясность. Эти три элемента способны осветить путь для Л-режима и помочь ему выполнить сознательную задачу Верификации. О каком бы продукте ни шла речь — будь то написание книги, составление программы, создание прототипа машины, разработка инвестиционной стратегии — воистину творческая работа никогда не бывает некрасивой; она всегда прекрасна, как в это свято верил Эйнштейн. Поэтому для Л-режима необходима удерживаемая на задворках ума направляющая эвристика П-режима, чтобы не допустить потерю красоты, пока сознательный процесс шаг за шагом движется к умозаключению. Значит, в течение пошагового процесса Верификации держите где-нибудь в уголке ума три требования: Во-первых, проверяя обоснованность своего инсай-та, продолжайте воспринимать целостность проекта внутри его граничной линии. Эта граница обрамляет проект Анекдот про Эйнштейна: «Я совершенно ясно помню случай, когда я выдвинул некое предложение, казавшееся мне разумным и обоснованным, и он не стал оспаривать его, а лишь сказал: " Уж очень некрасиво". Когда уравнение казалось ему некрасивым, он фактически терял интерес к нему и не мог понять, почему кто-то готов тратить время на него. Он был вполне убежден, что красота является направляющим принципом в поисках важных результатов в теоретической физике». Герман Бонди, цитируется в книге Дж. Дж. Уитроу Эйнштейн: человек и его достижения*, 1973 Французский поэт и критик Поль Валери так говорил о Верификации: «Господь дал вам искру, а ваше дело сделать из нее что-то». Цитируется в книге Жака Адамара *Психология открытий в области математики», 1945 Художник внутри вас «Ясность ума, инсайт или понимание возможны только тогда, когда мышление бездействует, когда разум молчит. Только тогда вы можете видеть ясно, только тогда вы можете сказать, что понимаете по-настоящему... только тогда вы обладаете непосредственным восприятием, потому что ваш ум более не путается. Чтобы быть ясным, ум должен быть абсолютно безмолвным; только тогда есть реальное понимание и только тогда понимание становится действием. Другого пути нет». Дж. Кришнамурти *Вы -мир*, 1972 и отделяет его от безмерного фона пространства и времени. Внутри своих рамок проект является одним целым, гармоничным и единым, все части его согласованы и неотъемлемы. Это integritas Фомы Аквинского, единство целого. Во-вторых, анализируя и проверяя свой проект, переходя от одной его точки к другой, старайтесь воспринимать каждую часть в соотношении с каждой другой частью и с целым. Проникнитесь пропорциональностью и ритмом структуры, уравновешивайте и контролируйте все ее части. Это consonantia, или гармония, Фомы Аквинского — согласованность, симметрия и созвучие целого. В-третьих, используйте процесс Верификации для восприятия проекта как вещи, которая является только собой и ничем другим: как оригинального, уникального продукта вашего мышления, никогда не существовавшего прежде. Придавая своей идее форму, следите за тем, чтобы каждая ее часть стыковалась с другими как нечто неизбежное — как единственный логический и эстетически возможный синтез. Это обнажает quidditas Фомы Аквинского, лучистую ясность, точность и разумность целого. Когда последняя стадия Верификации завершена, вы — и отныне другие тоже — будете смотреть на свое творение и, видя его целостность, гармонию и сияние, переживать «ослепительно яркое безмолвное состояние эстетического наслаждения». Сын Эйнштейна рассказывает об отце: «Характер у него был скорее художника, чем ученого, как мы обычно представляем их. Например, его высшей похвалой хорошей теории или хорошему произведению искусства было не то, что они правильные или точные, но то, что они красивые». Ганс Альберт Эйнштейн, цитируется в книге *К столетию Эйнштейна*, Вывод Для большинства людей вопрос «Как можно стать более творческой личностью?» очень важен. Я уверена, что ответ на этот вопрос можно найти в следующем парадоксе: человек становится более творческим, не стараясь быть более творческим, но, скорее, развивая ту часть своего ума, тот зрительно-образный режим работы мозга, который так глубоко вовлечен в процесс творческого мышления. Я искренне верю, что освоение художественного способа видения является одним из путей, ведущих к целям творчества в более широком плане. Есть, конечно, и другие маршруты, но биографии творцов говорят предельно ясно: зрительно-образные процессы являются центральными в творчестве. Если вы не Эйнштейн, от природы одаренный силой визуализации, я полагаю, что любое улучшение навыков восприятия окажет положительное воздействие на ваши творческие способности. Представляется логичным, что добавление зрительных навыков к уже существующим речевым способностям увеличивает шансы на повышение общей мощности мозга. Внутренняя сила Рисование как новые возможности Кроме того, овладение рисованием — воистину чудесный опыт, который очень трудно описать словами. Рисование дает вам ощущение силы — не силы над вещами или людьми, а какой-то необычной силы понимания, знания, проникновения. А может быть, это просто сама сила связи: через рисование вы сильнее привязываетесь к вещам и людям, и, возможно, именно эта крепнущая связь создает впечатление личной силы. Когда рисуешь, всегда присутствует ощущение, что стоит только внимательнее присмотреться, заглянуть достаточно глубоко, и вам откроется какая-то тайна, вы глубже проникните в природу вещей в окружающем мире. Таким образом, обучение рисованию может длиться всю жизнь, поскольку такие тайны лежат на дне бездонного колодца, и искатель хочет, чтобы его поиски никогда не прекращались. Читатель уже испытал на себе, что рисование и творчество полнятся парадоксами. Одним из таких парадоксов является то, что этот бесконечный поиск мучает, дразнит ложными надеждами и в то же время приносит глубокое удовлетворение. Художнику всегда кажется, что уж следующий рисунок обязательно раскроет то, что он ищет, а потом следующий, следующий... Другой парадокс состоит в том, что, глядя вовне и видя окружающий мир в художественном режиме зрения, вы постигаете самое себя. И наоборот, заглядывая внутрь себя, чтобы отыскать там дремлющего художника, вы постигаете внешний мир. Эти парадоксальные инсайты, я полагаю, формируют основу для чуда и ведут вас к новым творческим достижениям. Если вы ступили на путь рисования, частое переключение в художественный режим восприятия становится для вас самой естественной вещью. Ваши реакции на окружающих людей, вещи и события каким-то неуловимым образом меняются, потому что вы видите вещи иначе. Поскольку ваши рисунки, что бы вы ни рисовали, часто обнажают неожиданную сложность и красоту, вы становитесь более любопытны и наблюдательны, и образы сохраняют в вашей памяти живость и яркость, не достижимые в обычных режимах восприятия. Со временем разум обогащается образами, тем самым обогащая мышление. Но самое главное, может быть, состоит в том, что рисование может высвободить художника, таящегося в вас, ту часть вашей личности, которая слишком часто оказывается вне зоны действия сознания. Радость высвобождения вашего истинного потенциала к созданию красоты доступна вам, вам стоит только протянуть руку, лишь бы разум этого захотел. «Я думаю, что это возвышенное чувство наблюдения за Природой — одна из главных радостей, которую доставляют мне мои попытки живописи... Весь мир открывается со всеми его сокровищами. Простейшие объекты обладают своей красотой... Это не может наскучить... Боже милосердный! Как много того, чем можно восхищаться, и как мало времени нам дано на это!» Уинстон Черчилль Живопись как времяпрепровождение*, 1950 Алфавитный указатель А Адамар Жак 48-50, 57, 63, 183, 236, 238, 240, 241 Адаме Джеймс Л. 57, 145 Айвинс Уильям М. 201 Альберт Крейг 117 Альберти Леоне Баггиста 198, 201 «Альтернативное использование», тест 38, 39 Ампудия Фрэнсис 25 аналоговые рисунки 76-105, 238, 239 болезни 104 выражение проблем 112-121 гнева 79-85 депрессии 94, 95 женственности 100-104 и визирование 213, 214 и мозговая атака 154, 155 и негативные пространства 176 и слова 79-85 и тени 235 как портреты 106-111 объектные 161-163 покоя 91, 92 радости 88-90 словарь 79 смысл 114, 122-133 структура 87, 88 энергичности 96-99 Арнхейм Рудольф 76, 86, 180 Архимед 11, 51, 55, 119 Б БакардиДон 227, 229 Бакст Лев 33, 35 БарретФ. Д. 148 Бенсахель Джейн 128 Бергер Дэвид 119, 120 Билл Макс 76 Биннер Уиттер 166 «Биоэвристика» 129 Блейк Уильям 150, 151 Блумер Каролин 178 Боллен Роджер 155 Бонди Германн 243 Бор Нильс 55 БорингЭ. Г. 186 Брак Жорж 50 Браунинг Роберт 10 Бретон Андре 114 Броуд Уильям 235 Брунеллески Филиппо 198 Брунер Джером 9, 35 Брэкен Пег 206 Бума Эрин 194 В «ваза/лица», иллюзия 184 Валери Поль 46 Ван Гог Винсент 88, 89, 212, 230, 231 Вашингтон Джордж 47 вдохновение, определение 137 Верификация 11, 12, 38, 49, 50, 56, 242-244 и Л-режим 56 процесс 49, 50, 243, 244 Вертхаймер Макс 12 видение в пропорции и перспективе 212 как навык, которому можно учиться и учить 138-140 концептуальные аспекты 178-194 Л-режим и П-режим 147-149 того, чего нет 146, 147 того, что есть 145 фундаментальные навыки 140 видоискатели 208 визирование 181, 187, 188, 195-216 для пропорции и перспективы 214 и восприятие соотношений 200, 201 и плоскость изображения 196-200 как грамматика рисования 216 карандашом 206-212 относительно констант 213, 214 с помощью пластиковой сетки 204-206 с помощью подзорной трубы 188, 189 визуализация 39, 50, 128, 233, 244 визуальное (зрительное) мышление 60, 61, 70 Витгенштейн Людвиг 46, 48, 103 Вон Ричард 118 Вулдридж Дин 237 Вынашивание И, 12, 38, 45, 49, 50, 52, 54-56, 147, 157, 163, 164, 177, 195, 236-238 и П-режим 52, 55 пошаговый процесс 239-241 Г Гайан Джанан 108 Гальтон Фрэнсис 49, 56, 57, 61, 63 Гаптил Артур Л. 134, 170, 198 Гардинг Розамонд 150, 235 Гарднер Говард 70, 216 Гельмгольц Герман И, 47 Генри Роберт 149 Генрих VIII, король Англии 203 Гете Иоганн Вольфганг фон 240 Гетцельс Джейкоб 11, 12, 112 Гешвинд Норман 21 гештальт 137, 240 восприятие 217, 224, 230, 233 гештальтпсихология 12 Говард Джуди Маркс 160 Гойя Франсиско 95, 151 Голдстоун Стив 27 Гольбейн Младший Ганс 203, 230, 231 Гольвицер Герхард 13, 145 Гольдштейн Натан 62, 97, 123 Гордон Дж. Дж. 145 графология 66 Грегори Ричард Л. 44, 85, 103, 138, 178, 183, 189, 191 Грей Марк 174 ГрейджДебби 28 Гундерсон Кейт 194 Д даосизм 166 Дарвин Чарлз 11, 235 Де Мосс Дж. Дж., 121 «Девять точек», эксперимент 39, 45 Дега Эдгар 152, 208, 209, 211 Дейм Дон 3, 7, 43 Делакруа Эжен 32, 72-74, 152 Деннет Дэниел 188, 194, 215 Джалали Фарида 26 Джамилоса Джо 206 Джастроу Джозеф 185 Джейнс Джулиан 149, 237, 240 Джойнер Наташа НО Джойс Джеймс 104, 106, 108, ИЗ, 221, 222 ДжонОгастас 221, 222, 230 ДжуРей 28 Дьюк Уильям 99 Дюгид Джулиан 239 Дюрер Альбрехт 187, 190, 197-199, 201- 203 Дюфи Рауль 72 Ж «жена/любовница», фигура 185, 186 «затенение», см. световая логика Зейдель Эран 19 И «Иллинойский тест психолингвистических способностей» 41, 42 инсайт 12; см. также Первый инсайт определение 47 интеллект 44 интуиция 47 рисование 106-111 Инфельд Л. 11 «И цзин» 129 К Каммингс Э. Э. 62 Кандинский Василий 68, 87, 121, 151 Кантарини Симоне 90 Кардона Давид 225 Каррузерс Питер А. 235 Кваст Сеймор 209 Кеньон Ф. Дж. 10 Кеплер Иоганн 236 КеркС. А. 41 Кестлер Артур 150, 156 Киммельман Майкл 60 Кинг Джулиус 239 Киркегор Серен 137 Клее Пауль 54 Козлов Юджин 161 Кокошка Оскар 72, 73 Колер Вольфганг 149, 161 комплексные навыки 141, 142 компонентные навыки 142, 144 Коннолли Сирил 46 константы и визирование 213, 214 контурное рисование модифицированное 170-175 чистое 168, 169 Коулридж Сэмюэл Тейлор 49 Кошен Ш. Н. 146 Крименс Памела 109 Кришнамурти Дж. 244 Кронски Бетти 155 Крофтс Кэрол 225 Курояма 143 Кэррол Чак НО Кюри Мария 49, 242 Кюри Пьер 49 Л Л-режим 18-21, 23, 25, 29, 31, 38, 63, 76, 117, 133, 136, 149, 150, 163, 179, 180, 182, 200, 206, 230, 236, 240, 243 вербальный язык 20, 50, 60, 211, 234, 238 и аналоговые рисунки 105, 114, 132, 156, 234 и визирование 188 и двусмысленные изображения 187 и двухколейность 147, 148 и изменения размеров 190 и негативные пространства 166-168 и перевернутое рисование 32-35 и рисунки-жесты 151, 152, 156 и световая логика 221 и структура творчества 51-57 и чистое контурное рисование 158-161, 171 линейное время 62, 71 наклонность культуры 70 Лангер Сюзан К. 105, 121 левое полушарие 18-20, 23, 42, 43; см. также Л-режим Лейбовиц Гершель 189 Лейтон Элизабет 65, 176, 177 Леонардо да Винчи 9, 59, 198, 218, 225, 226 линейное мышление 19 линия уровня глаз 226-229 линии как средство общения 75 почерка 68, 69 рисование и видение 71, 72 язык 69, 70 Линкольн Авраам 47 Лихтенштейн Рой 97 Ловенфельд Виктор 16 логика Л-режим 19 П-режим 52-55 Лоуэлл Эми 238 Люфт Давид 116, 237 М МакКалли Элинор 197, 198 МакКарти Дж. Дж. 41 МакКим Роберт 218 Маслоу Абрахам 59 Матисс Анри 35, 37, 72-74, 102, 152 Мейлер Норман 239 Мелвилл Герман 49 Миллер Джонатан 165, 178, 183, 188, 194 Миллер Элизабет 14, 123 Милнер Мэрион 23 Мильтон Джон 240 Модильяни Амедео 100 мозговая атака 39, 154-157 мозолистое тело 21 МоллойДжо 141 Мондриан Пит 53, 54, 60, 161, 169 Мохой-Надь Ласло 69 «муж/любовник», фигура 186 Музиль Роберт 115, 116, 186, 237 Муни Крейг 217 Мур Ивлин 110, 130 мышление; см. также видение в пропорции и перспективе 212, 213 основные навыки 16 перевернутое 127-130 посредством рисования 64, 65 правостороннее и левостороннее 18, 19; см. также Л-режим; П-режим навыки восприятия 16, 17, 48, 49, 139 в математике 49, 50 ценность 48 Н Найренберг Джерард 39 Насыщение 11, 12, 38, 49, 50, 56, 161, 164, 165, 168, 172, 177, 234-236, 238-240, 242 единство восприятия 187 и видение 194, 214 и визирование 195, 196, 214, 216 и Л-режим 52, 56, 149, 150 и рисунки-жесты 151 и чистое контурное рисование 160, 161 как сбор информации 50, 136 основные стратегии 137, 144 цель 136, 137 негативные пространства 165-177 и тени 226 Неккер Луи Альбер 185 Неккера кубы 185, 216 Неллер Джордж Ф. 12, 46, 49, 50, 136, 218, 242 Немеров Говард 61 Николаидес Кимон 160 Ницше Фридрих 61 О образное мышление, аналогии 161 образы и слова, двойственность 63, 64, 79-85 парадоксальные 184-187 объектная аналогия 162, 163 озарение И, 12, 18, 29, 31, 38, 45, 46, 49, 141, 163, 235-237, 239, 240, 241-243 и П-режим 50, 54, 55 определение 47 Оруэлл Джордж 60-64, 76, 85, 105 Осборн А. Ф. 38, 128, 156 Остин Джеймс 38 ошибки восприятия, исправление 215, 216 П П-режим 18, 20-22, 31, 50, 54, 56, 70, 133, 150, 154, 155, 159, 162, 171, 172, 194, 211, 230, 234, 236 визуальный язык 60, 62-64 и аналоговые рисунки 105, 107, 114, 116 и визирование 188, 198 и вынашивание 52, 55, 238 и двусмысленные изображения 187 и двухколейность 147, 148 и изменения размеров 190 и негативные пространства 168 и перевернутое мышление 128, 129 и перевернутое рисование 32-35, 132 и структура творчества 51-57 и чистое контурное рисование 160, 161 Пагельс Ганс 56 парадоксальные картинки 184-187 ПарриДжей 162 Паскаль Ричард Таннер 166, 167 Патентное бюро США 198 Первый инсайт 12, 38, 45, 49, 50, 62, 75, 106, 128, 133, 136, 137, 145, 214, 235 и П-режим 51, 56, 57 привлечение 112-121 перевернутое решение проблем 127-133 перевернутое рисование 29-37, 45, 133, 149, 165 тени 220-221 переключение сознания 34, 35, 50, 51, 183 структура 51, 52 управление 22, 23 перспектива 193, 195, 202, 204, 216 визирование 214, 215 мышление 212, 213 синтетическая 211 Пикассо Пабло 14, 32, 33, 35, 100, 153, 175 Платон 57 плоскость изображения 197-201 «Площадь квадрата», тест 39, 45 подписи 66-70 Пол Барбара 111, 114 Поланьи Майкл 65, 68 понятия в рисунках, см. аналоговые рисунки портретные аналогии 106-111 послания в аналоговых рисунках 114, 115 постоянство размеров 189-194 почерк 66-70 правое полушарие 18-20, 42; см. также П-режим предварительные рисунки 23, 24, 35, 240 предвидение 47 проблемные аналогии 112-121, 123-127 проницательность 47 пропорция визирование 214, 215 мышление 212, 213 пространственное мышление 20 Пуанкаре Анри 11, 238 «Путешествие к звездам», теория менеджмента 163 Р Раузино Винсент 139 Рачес 175 Редон Одилон 126 Рембрандт ван Рейн 72, 73, 97, 123 рисунки-жесты 150-157, 165 и мозговая атака 154-157 Риф Роберт С. 106, ИЗ Роден Иоганн Мартин фон 92 Розетта У. М. 10 Ротенберг Альберт 38 Росон Филип 85 Рубенс Петер Пауэл 35, 36 Рул Марк 211 С Сабри Абдель Хамид 143 Сапир Эдвард 151 Сарджент Уолтер 14, 123 Саузи Роберт 149 световая логика 217-230 «Сетка» 119, 120 силуэтные рисунки 217 синтетическая перспектива 211 слепое контурное рисование, см. чистое контурное рисование слова и образы, двойственность 63, 64, 79- 85 Смит Дэвид 198 смысл в аналоговых рисунках 114, 115, 122, 123 в языке и рисовании 85 структура как 87 сознание 21 соотношения, восприятие 187, 188, 195, 196, 199-201 Сперри Роджер 3, 6, 18, 22, 31 сравнение 195 Сталь Джуди 117, 130 Стейн Моррис 238 Странк Теодор 141 Суоянен Вайно 163 Сурио Этьен 50 Т талант, понятие 13-15 творчество 38-45 и зрительное восприятие 44-46 понятие 10-17 структура 51, 52, 55-57 Теккерей Уильям Мейкпис 149 тени 225-230 в перевернутых рисунках 220, 221 Тернер Дж. М. У. 219 Томас Льюис 51 Томпсон Мерилин 22 Тракер Тереза 26 «Туринская плащаница» 228 У Уайли Лоренс 151 Уайт Э. Б. 141 УитроуДж.Дж. 243 умозаключение 145-147, 178, 181, 186, 187, 236 Уоршо Говард 151 УрисОрен 128 «утка/кролик», парадокс 184 Узббер Нэнси 225, 230, 231 Уэтли Марк 169 Ф фантазирование, улучшение способности 39 Фарадей Майкл 56 Филд Джонна 22, 55 Фолан Пэм 117 Фома Аквинский св. 112-115, 137, 161, 243, 244 фон Зидов Рут 118 Форд Генри 128 формулировка проблемы 11 Франк Фредерик 51 Фреч Кэрол 180-182 Хаксли Олдос 161 Хан Диана 143 Ханке Курт 162 ХансонН.Р. 178 Хант Мортон 39, 56, 147, 161, 163, 236 Харви Л. О. 189 Хармен Уиллис 47 Харрис Джеффри 69 Хаусмен А. Э. 237 Хемертон Дж. Дж. 219 Хендерсон Лори 27 Хид Мартин Джонсон 93 Хилл Эдвард 44, 108, 202 Хоймир Хаакон 227 Хокни Дэвид 72 Хокусай Кацусика 100 Холидей Билли 31 Холл Эдвард Т. 179 Холтон Джеральд 55 Хомский Ноам 65, 85 Хоу Элиас 36, 37 Чамплин, Чарлз 154 Черчилль, Уинстон 64, 245 чистое контурное рисование 158-161 чтение как параллель рисования 141 -144 Ш Шан Бен 72, 73, 146 Шарден Жан-Симеон 146 Шекспир Уильям 170 Шопенгауэр Артур 49 Штейхен Эдвард 223, 226, 233 Шумахер Шейла 29 эвристика 52, 55 Эдисон Томас Альва 147 Эйнштейн Альберт И, 12, 50, 56, 237, 243, 244 Эйнштейн Ганс Альберт 244 Элдеркин Скотт 24 Элдерфилд Джон 60 Элиот Т. С. 235 Эмерсон Ралф Уолдо 18 Я Явленский Алексей 232 язык 46-48 визуальный 60-65 линии 69, 70 смысл 85 Якобсон Роман 240 ЯнгДж. 3. 237 японская культура 166, 167 ясновидение 47 Содержание Признательность Предисловие: Рисование во тьме Часть!
|