![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Что надо знать о внутренней жизни детского дома, чтобы правильно помогать сироте? ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
- Первое время ребенок находится в шоке. В тюрьме для вновь прибывших существует такая вещь, как карантин — камера, в которой уже взрослые люди, попавшие в СИЗО, находятся некоторое время, чтобы освоиться, получить некие системные установки, осознать свое новое жизненное пространство. Это делается для того, чтобы осужденный обвыкся, притерся, получил новые знания, не совершил членовредительство. В детской же системе детского дома этого нет, ребенок из семьи сразу попадает в новую среду обитания, где он вынужден жить по новому распорядку, по новым правилам, согласно иерархии. На основе собственных наблюдений я могу четко сказать, что дети сами устраивают себе «карантин» в рамках детского дома, приюта. Поначалу они молчат, плохо едят, не реагируют на происходящее вокруг, они подавлены. Но уже через некоторое время новички начинают вживаться в систему и находят свое место в разношерстной детской компании. Однако в любом случае ребенок находится под давлением и прессом остального детского коллектива, так как для детдомовских детей характерно групповое сознание, завязанное на совместное решение чаще всего групповых трудностей, меньше личных. Система. Неосознанно они встраивают вновь прибывшего в свою систему, обучая его новым правилам, давая понять, что ему дозволено, а что нет. Ребенок попадает в своеобразную «лесную иерархию» в роли одного из персонажей лесного общества. Каждый прибывший проходит через несколько таких «ролей».
Поведенческие типы детей-сирот: «Зайчики» «Лисята» «Волчата» Их легко узнать по поведенческой линии, по ярко выраженной «отстраненности» от происходящих событий. На раздаче «халявных» подарков они обычно подходят вторыми, после «лисят». Им это, в общем, «западло» (потому что «волчата» знают, что все необходимое получат и так), но интерес пересиливает. «Волчата» прессуют «зайчиков» и «лисят», учатся плохо. После выхода из детского дома они продолжают группироваться, действуя в прежнем составе. В жизненные переплеты и в тюрьму эти ребята попадают первыми. «Медведь» Это физически крепкий, сильный парень, который имеет доступ практически ко всем внутридетдомовским ресурсам. Он плохо учится, а к концу жизни в детском доме и вовсе перестает посещать школу. «Медведь» никогда не находится в первых рядах, но знает, что информацию обо всем происходящем он получит в полном объеме. Он выделяется одеждой, независимым поведением — у него «все есть». Продвигаемый директором и сотрудниками учреждения как «лучший воспитанник», «медведь» влияет на все социальные группы, умело «руководит» жизнью целого детского дома. Он часто берет на себя решение различных проблем персонала, фактически являясь судьей и палачом. «Медведь» способен управлять детским коллективом, поднять детей на бунт, непослушание и т.д. Он приближает к себе наиболее «выдающихся» «лисят» и «волчат», которые исполняют его приказы, руководят «зайчатами». Замечено, что детдомовский «медведь» одним из первых попадает в тюрьму, а там занимает самую низшую ступень в иерархии, потому что его история «конкретно надута» в рамках детского дома. Воспитатели детского дома хорошо знают эту систему. Такое положение вещей им даже выгодно, потому что позволяет делегировать свои полномочия детям и снизить уровень собственных вложений в воспитательный процесс. Во время проживания в детском доме я наблюдал, как некоторые «лисята» и «волчата» становятся «медведями». Это зависит от физического развития ребенка, обязательно побывавшего в статусе «лисенка» или «волчонка». Подобный «социальный рост» также может инициироваться педагогическим составом учреждения, идущим замену уходящему на волю «медвежонку». Также я заметил, что перед спонсорами чаще всего выступают именно «зайчики» и «лисята». Первые — потому, что заставили, вторые — потому, что это необходимо показать уровень работы педсостава, «лисята» никогда не отказываются поблистать, к тому же это дает шанс что-то получить от «разведенных на слезу» «спонсеров» (хотя выступление «зайчиков» производит больший эффект). Они поют песенку «про мамонтенка» или некую маму, от которой сердце любого человека дрогнет, но это уже другая история. Растроганные «спонсеры» начинают спасать всех и вся. А кто оказал на них такое влияние? «Зайчики»! Уже общаясь с «лисятами» и «волчатами», спонсоры думают, что их поведение — плод педагогических усилий персонала детского дома, однако то, что дети сами выстраиваются в ранжир выживания, им невдомек. «Люди с улицы» не понимают, что это личный успех ребенка, который выживая — выжил. Я часто посещаю детдомовские праздники и вижу, как рады этим мероприятиям «спонсеры» (спец.термин) и как равнодушны к ним дети. Это нетрудно заметить, если смотреть не на сцену, а в зрительный зал. За время проживания в детском доме сироты на всю жизнь выучивают несколько жалостливых песенок, стихотворение «для девушки Мороза» (часто роль Деда Мороза играют сотрудницы детского дома или студентки, что придает празднику некую пикантность), и на этом их развитие останавливается. Чаще всего, старшие дети поют караоке и кое-как танцуют, при этом вопрос учебы в школе не волнует никого — ни детей, ни педагогический состав. Но персонал и тому рад, ведь это и есть система «культурного развития» детей-сирот в рамках российского законодательства, и оценку эффективности работы педагогического коллектива не может дать никто. Всё делается, все — при деле... И выходят сироты из детского дома «зайчатами», «лисятами», где их ждут «медведи» из семей. - Перед Новым годом в Интернете появились призывы общественных организаций написать письмо сироте. Письмо – это не материальная помощь, не подарок. На первый взгляд кажется, что это самый эффективные способ помочь сироте, рассказать ему о жизни за пределами детского дома. Есть ли какие-то трудности, о которых должен знать волонтер, собравшийся написать сироте?
Другое дело, если человека к этому готовят, обучают, дают навыки и технологии, но и ребенка сироту тоже надо обучать, а это, чаще всего, самая большая сложность/проблема. Могу поделиться опытом из своей практики: дети-сироты чаще всего отвечают на первое письмо, добиваются получения подарка, который он, естественно, получает, так как идет односторонняя ситуация – ребенок думает: «Ты мне должен, потому что я сирота, ведь ради этого ты начал писать мне письма». Такая практика сложилась не только от того, что ребенок привык все получать, просто переписчик не понимает, что ему делать через переписку, как выстраивать систему взаимоотношений с ребенком. Через какое-то время, ребенок перестает интересоваться перепиской, и человек, столь горячо желающий помочь, оказывается бессилен, потому что общественная организация его позвала на это благое дело, но не объяснила, как это делать, не предоставила необходимого инструментария. Первое: если Вы поддались на обращение некоего благотворительного фонда начать переписку с ребенком-сиротой, но явно чувствуете, что не потянете и не способны — не начинайте. Потом будет сложно выйти из состояния человека, у которого не получилось то, что не должно было получиться. Это честно по отношению к себе и тому, с кем отношения не завязались и не перешли в стадию дружбы. Вспомним поговорку — семь раз отмерь…, это очень подходит в данной ситуации. Если Вы не уверены в своих силах — отложите решение, поищите мотив, пополните багаж знаний. То, что письменная переписка может оказать серьезную помощь ребенку, это факт. Через переписку можно подготовить его к самостоятельной жизни, мотивировать на успешную учебу и получение навыков и универсальных знаний. Здесь важна Ваша четко продуманная программа действий и с элементами будущей оценки эффективности участия. Ради этого можно начинать. Второе: если Вы все же начали писать, Вы обязаны знать, что дети-сироты чаще всего привыкли потреблять, их этому научили, вживили в их сознание, это их основное жизненное кредо. Их интерес к письмам ослабевает практически сразу. Для ребенка-сироты это большой труд написать ответ, потому что мотивация отсутствует, единственное, что его как-то подталкивает, это возможность получения ресурса — подарка. Получив его, ему трудно вернутся к прежнему общению. Третье: переписчику дистанционно сложно получить ответы на некоторые вопросы внутри детдомовской жизни, быта, он вынужден додумывать ситуации. Это плохо, так как чтобы знать систему детского дома, там надо либо вырасти, либо много читать на эту тему. Значит надо больше читать, узнавать, интересоваться. Чаще всего дети пишут о внутреннем мире сухо, о себе еще меньше, поэтому надо быть готовым к тому, что иногда наводящими вопросами придется вытягивать из них эту информацию. Ребенок-сирота не спешит делиться своей жизнью, а для чего и почему он должен говорить то, о чем он не говорит даже в рамках детского дома? Четвертое: если переписчик не знает и не умеет, каким образом вывести ребенка на дистанционное общение/обучение, от которого будет обоюдная польза, то можно смело говорить о том, что дело пустое и не стоит свеч. Для этого можно провести небольшую ролевую игру вопросы-ответы, представив себе, как бы отвечал на вопросы воспитанник детского дома, и каково продолжение... Пятое: если Вам все же удалось получить письмо, в котором Вы видите стремление ребенка к сотрудничеству, то тогда, опустив эмоции, начните двигать его к пониманию важности образования, культуре поведения, планирования жизни и т.д., чтобы Ваше участие было максимально эффективным и имело смысл. В письмах ребенок может сообщать о своих успехах, применение того, что Вы ему подсказали или послали. Очень важно, чтобы ребенок описывал, что у него получается, а что — нет, это и есть та цель, ради которой надо начинать это хорошее и доброе дело. Переписка была бы серьезным подспорьем в деле подготовки ребенка сироты к будущей жизни. Ведь это так для него важно. Но не спешите безграмотно начинать то, что гипотетически может принести пользу.
|