Трудоемкость и аттестация по дисциплине
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА по направлению
050100 «Педагогическое образование»
«Развитие креативности ребенка в полихудожественной образовательной среде»
Квалификация (степень) выпускника – магистр
Утверждено на заседании кафедры
Художественного образования ребенка
Протокол № ____ от ______ 2011 г.
Зав. кафедрой _Барышева Т.А.
|
| Утверждено на заседании Совета
Института детства
Протокол № ___ от _______201 1 г.
Директор Института детства
Ноткина Н.А.
|
Санкт-Петербург
2011 г.
Дисциплина «Этностудия в поликультурной образовательной среде»
Место дисциплины в структуре ООП: М.2.15 Профессиональный цикл, вариативная часть, дисциплина по выбору студента
Трудоемкость и аттестация по дисциплине
Дисциплина
(учебные курсы) / семестр
| Трудоемкость
| Аудиторная нагрузка, часы:
| Форма итоговой аттестации / семестр
| Всего кредитов /
из них на экзамен
| Всего часов на теоретическое обучение
| из них:
| Лекции
| Практические занятия
| Лабораторные занятия
| Аудиторная нагрузка
| Самостоятельная работа
| Этностудия в поликультурной образовательной среде /4
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
|
| Зачет/4
| Цель и ожидаемые результаты изучения дисциплины: формирование у студентов компетенций в области культурно-просветительской деятельности:
· способность изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);
· способность формировать художественно-культурную среду (ПК-21).
Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты:
Знали:
· особенности и закономерности поликультурного образования, его роль в формировании общекультурной компетентности, свойств патриотизма и толерантности личности,
· культурологические и психолого-педагогические основы поликультурного образования
Умели:
· анализировать культурные традиции разных народов, особенности их искусства, религии,
· разрабатывать программы и циклы занятий этнокультурного содержания, проводить их с детьми, проектировать художественно-культурную среду в образовательных учреждениях, этнокультурных студиях, центрах,
· интегрировать приобретенные знания в практику профессиональной педагогической, культурно-просветительской и научно-исследовательской деятельности;
Владели:
· технологиями поликультурного образования
· практическими навыками и опытом освоения различных видов народного искусства, их презентации, опытом сравнения разных этнических традиций, взаимодействия этнокультур между собой, с профессиональной культурой, с традиционными и современными формами.
· диагностическими методиками поликультурного образования.
- Содержание дисциплины с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы:
Дисциплина «Этностудия в поликультурной образовательной среде»
№ п/п
| Название темы с кратким содержанием
| Виды занятий, часы
| Самостоятельная работа, часы
| Всего часов
| Лекции
| Практические занятия
| Лабораторные занятия
|
| Понятие поликультурной образовательной среды.Понятия этноса, этнической культуры. поликультурного образования. Поликультурная образовательная среда: специфика, структура, функции, актуальность. Полиэтническое образование как компонент системы образования. Плюрализм культур и принцип междисциплинарности в их изучении
|
|
|
|
|
|
| Этнокультурная и поликультурная компетентность как результат образования. Сущность и виды этнокультурной компетентности. Структура этнокультурной и поликультурной компетентности. Показатели и критерии оценки уровня сформированности этнокультурной и поликультурной компетентности. Их роль для успешной коммуникации. Связь формирования поликультурной компетентности с воспитанием этнической толерантности. Этнотолерантность как свойство личности, необходимое для достижения межэтнического взаимопонимания и взаимодействия.
|
|
|
|
|
|
| Этностудия как средство развития толерантных качеств личности.Освоение традиционной культуры разных народов как средство повышения поликультурной компетентности и толерантности. Диагностики толерантности.Методы работы по развитию толерантности. Тренинг.
|
|
|
|
|
|
| Этностудия как средство развития художественно-творческих способностей личности.Освоение комплекса видов художественного народного творчества (словесного, музыкального, хореографического, игрового, драматического) в этностудии. Тренинг..
|
|
|
|
|
|
| Освоение изобразительных видов народного художественного творчества в этностудии. Декоративно-прикладное искусство разных народов и методика его освоения. Тренинг.
|
|
|
|
|
|
| Традиции народов мира в учебных программах общего и дополнительного образования.Литературные и музыкальные традиции народов России и мира в образовательных программах. Ремесла народов мира и материальная народная культура в образовательных программах. Виртуальные путешествия детей по странам и регионам в комплексе видов народного творчества и социокультурных традиций.
|
|
|
|
|
|
| Этнокалендарь в поликультурной образовательной среде.Праздники традиционного календаря народов России. Светские и государственные праздники в России. Праздники народов мира. Детское творчество в освоении празднично-обрядовых традиций. Принципы сценарной драматургии праздников в школе.
|
|
|
|
|
|
| Фестиваль национальных культур как педагогическая форма. Знакомство с этнокультурными традициями как средство приобщения к социальному опыту народов. Конкурсы национальных культур: песни, танца, ремесел, национальной кухни.. Методика создания энциклопедий национальных культур.
|
|
|
|
|
|
| Методика организации и работы этностудии.Методика и проблемы отбора репертуара, этнографического контекста, комплексного представления и освоения традиционной культуры разных народов.. Знакомство с опытом освоения традиций народов мира в этноцентре “Китеж-град. Знакомство с деятельностью детских этностудий Санкт-Петербурга..
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
| -
- Интерактивные формы занятий:
№ темы
| Формы
| 1/1.
| Беседа
| 1/2.
| Микроисследование. Сотрудничество в группах
| 1/3.
| Микроисследование. Тренинг
| 1/4.
| . Тренинг
| 1/5.
| Тренинг. Дискуссия
| 1/6.
| Семинар
| 1/7.
| Тренинг. Творческий проект
| 1/8.
| Творческий проект. Тренинг
| 1/9.
| Микроисследование. Творческий проект
| Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам дисциплины «Этностудия в поликультурной образовательной среде»
№ п/п
| Темы дисциплины
| Содержание самостоятельной работы студентов
| Количество времени, часы
|
| Понятие поликультурной образовательной среды.
| Изучение литературы по теме Микроисследование «Структура образовательной среды группы в аспекте поликультурности».
|
|
| Этнокультурная и поликультурная компетентность как результат образования
| Изучение литературы по теме. Исследовательский проект: «Этнокультурная и поликультурная компетентность в конкретной образовательной среде». Презентация Составление банка диагностики этнокультурной и поликультурной компетентности
|
|
| Этностудия как средство развития толерантных качеств личности
| Составление банка методик диагностики толерантности
|
|
| Этностудия как средство развития художественно-творческих способностей личности
| Составление банка методик освоения разных видов народного творчества детьми
|
|
| Освоение изобразительных видов народного художественного творчества в этностудии
| Составление банка методик освоения традиционной изобразительной культуры детьми
|
|
| Традиции народов мира в учебных программах общего и дополнительного образования
| Исследовательский проект: «Традиционная культура в общем и дополнительном образовании». Презентация
|
|
| Этнокалендарь в поликультурной образовательной среде.
| Педагогическое проектирование форм празднично-обрядовой культуры в детской среде
|
|
| Фестиваль национальных культур как педагогическая форма
| Разработка и презентация креативного проекта для детей или (и) взрослых
|
|
| Методика организации и работы этностудии.
| Анализ работы этностудий СПб. Разработка и защита креативного проекта
|
| Итого
|
| Содержание вариативной самостоятельной работы студентов по темам дисциплины «Детское творчество в этнокультурном образовании»:
№ п/п
| Содержание работы
| Количество времени, часы
| 1-9
| Анализ социокультурного пространства Санкт-Петербурга по теме «Поликультурная образовательная среда Санкт-Петербурга» (с посещением музеев, театров, концертов, образовательных учреждений)
| индивидуально
| 1-9
| Чтение и анализ литературы. Разработка рефератов
| индивидуально
| Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) О сновная литература:
- Афанасьева А.Б.Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы. – СПб: Университетский образовательный округ СПб и ЛО, 2009
- Бережнова Л.Н., Набок И.Л., Щеглов В.И. Этнопедагогика: Учеб. пособие для студ. выс. уч. заведений. – М.: Академия, 2007.
- Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения: Поликультурное воспитание в России и за рубежом. – М.: Сфера, 2007
- Козлова А.Г. Лисовская Н.Б., Игнатенко М.С. Обучающий тренинг по формированию толерантности. Тетради 1- 8. - СПб, 2010
- Набок И.Л. Педагогика межнационального общения – М.: Академия, 2010
- Поштарева Т. В. Теория и практика формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: – Ставрополь: ЛИТЕРА, 2006. – 300 с.
- Этнотолерантность подростка: Воспитание в семье и школе: Словарь (под ред. Козловой А.Г.) – СПб: Речь, 2007
б) дополнительная литература
1. Афанасьева А.Б. Народное творчество в эстетическом развитии ребенка.// Креативный ребенок. Сост. Т.Барышева, В.Шекалов. Ростов-на-Дону, 2004..
2. Афанасьева А.Б. Полихудожественное развитие ребенка в условиях метаметодического подхода в этнокультурном образовании. – Искусство в школе. 2008.- 3– С.76-80
3. Князева О., А. Маханева М.И. Приобщение детей к истокам русской народной культуры, СПб:.: Детство-Пресс, 2002
4. Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: Творческий центр, 2009.
5. Мартынова М.Ю.Традиционные нормы общения и толерантность. // Толерантность и культурная традиция. М., 2002.
6. Мельникова Л., Зимина А. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях (на примере земледельческих праздников). М., 2000.
7. Науменко Г.Н. Этнография детства. М., 2002.
8. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля. М., 2001.
9..Поштарева Т.В. Этноориентированные технологии как условие формирования этнокультурной компетентности // Педагогика. — 2005. - N 3. - С. 89-72
10. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. М.. 2003.
в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
https://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал.
https://www.rost.ru/projects/education/education_main.shtml / Качественное образование. Приоретный национальный проект «Образование».
https://window.edu.ru/window / Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
https://eor.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы, электронно-библиотечные системы (ЭБС)
https://lib.herzen.spb.ru/ Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И.Герцена
https://www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека
https://www.lib.ru/ Электронная библиотека открытого доступа
https://psychlib.ru/index.php/ Электронная библиотека МГППУ.
https://lib.aldebaran.ru/genre/science_root/ Библиотека Альдебаран
https://www.litportal.ru / Литературный сетевой ресурс
https://vestnik.edu.ru/ Журнал " Вестник образования"
https://pedagogika-cultura.narod.ru/ - журнал «Педагогика культуры»,
https://www.zpu-journal.ru - журнал «Знание, понимание, умение»-,
https://www.edu.ru/modules.php? page_id=6& name=Web_Links& l_op=viewlinkinfo& lid=76321 журнал «Педагогика искусства»-,
https://www.eidos.ru/, https://ru.wikipedia.org/ - сайты «Эйдос», Википедия -
https://1september.ru/ - сайт «Первое сентября»
Материально-техническое обеспечение:
- специально оборудованная аудитория: мультимедийный проектор, компьютер,
- компьютерный класс с выходом в Интернет;
- библиотека;
- кафедральные ресурсы (литература, аудио- и видеозаписи, методические материалы
Краткое содержание итоговой аттестации
Итоговая аттестация:
Осуществляется в форме зачета, при этом проводится оценка сформированных компетенций:
Компетенция
| Контрольно-измерительные материалы оценки сформированности компетенции
| Способность изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);
| Презентация «Банка диагностических методик исследования поликультурной компетентности и толерантности»
Тестирование (Тест «Этнокультурные традиции народов России и мира»)
| Способность формировать художественно-культурную среду (ПК-21)
| Разработка и презентация интегративных занятий, народных праздников, фестивалей этнокультурной направленности
Креативный проект в сфере образования
Портфолио творческих достижений
| Разработчики:
|
|
|
|
|
|
| ( Институт детства, РГПУ им А.И. Герцена )
|
| канд. искусствоведения, доцент кафедры художественного образования ребенка сор
|
| (подпись)
|
| Афанасьева А.Б
| Эксперты:
|
|
|
|
|
|
| (место работы)
|
| (должность, уч. степень, звание)
|
| (подпись)
|
| (ФИО)
|
|
|
|
|
|
|
| (место работы)
|
| (должность, уч. степень, звание)
|
| (подпись)
|
| (ФИО)
|
|