Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Здоровье и духовная жизнь школьников
Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил — важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности. Больной, хилый, предрасположенный к заболеваниям ребенок — источник многочисленных невзгод. В течение 20 лет мы изучаем, что представляют собой неуспевающие ученики, каковы причины неуспеваемости. Научное исследование физического и умственного развития неуспевающих и отстающих детей привело меня к выводу, что у 85 процентов неуспевающих и отстающих главная причина отставания, незнания, неудовлетворительной работы на уроках и дома, второгодничества — плохое состояние здоровья, какое-нибудь заболевание или недомогание, чаще всего совершенно незаметное для врача и поддающееся диагносцированию только в результате совместных усилий матери, отца, врача и учителя. Перед нами открылись незаметные с первого взгляда, замаскированные ребячьей живостью и подвижностью заболевания и недомогания сердечно-сосудистой системы, дыхательных путей, желудочно-кишечные. С каждым годом нам становилась все яснее и яснее зависимость духовной жизни ребенка — интеллектуального развития, мышления, внимания, памяти, усидчивости — от «игры» его физических сил. Наблюдения убедили нас, например, что так называемое замедленное мышление — это в подавляющем большинстве случаев следствие не каких-либо физиологических или функциональных изменений клеток коры полушарий головного мозга, а результат общего недомогания организма — недомогания, которого и сам ребенок не осознает. Дети с такими недомоганиями в начале урока усидчиво работали, но через 10— 15 минут у них угасали глаза, взгляд устремлялся в пространство, они не могли напрягать мысли, не могли внимательно слушать учителя. Скрытые недуги и недомогания становились особенно заветными, когда учитель стремился наполнить каждую минуту урока напряженным умственным трудом, добиваясь, чтобы не пропала ни одна минута урока. Ускоренный темп урока, этот галоп (например, когда на уроке арифметики ученикам предлагается решать одну за другой пять-шесть нелегких задач), приводил к тому, что некоторые ученики буквально надрывались: у них тускнели глаза, движения становились вялыми. В связи с этим надо сказать сторонникам методов так называемого эффективного, ускоренного обучения: не играйте здоровьем детей. Наш коллектив серьезно озабочен, что за введение в начальной школе форсированного, 3-летнего обучения без серьезного повышения педагогической культуры всех учителей, без обогащения всей интеллектуальной жизни ребенка, без продуманного и планомерного интеллектуального воспитания в школе вообще придется расплачиваться здоровьем детей. Когда нам стало ясно, насколько умственный труд и вся духовная жизнь ребенка зависят от его здоровья, наш коллектив решил начинать изучение ребенка именно с изучения его здоровья. О состоянии здоровья детей, поступающих в I класс, после тщательного их медосмотра педсовету рассказывает врач. За детьми, у которых обнаружены слабость сердечно-сосудистой системы, дыхательных путей, нарушения обмена веществ, мы устанавливаем постоянное педагогическое наблюдение. Мы стараемся предотвратить развитие болезни, укрепить защитные силы организма: вместе с его родителями мы устанавливаем для ребенка режим труда и отдыха, режим питания. И мы добились того, что дети, у которых замедленность мыслительных процессов является результатом общей слабости организма, а отсюда и вялости, угнетенности клеток коры полушарий головного мозга, в весеннее, летнее и осеннее время спят под открытым небом, получают пищу, особенно богатую витаминами и фитонцидами (мед, молоко, масло, яйца, мясо, фрукты). Все это оказывает поистине чудодейственное влияние на их здоровье и умственное развитие. С каждым годом мы все больше убеждаемся, что предупреждение болезней и склонностей к заболеваниям, укрепление организма — главное условие полноценного умственного труда и всей духовной жизни ребенка. И если у нас сегодня еще остаются на второй год двое-трое учеников, то это значит, что улучшить состояние здоровья этих детей мы не можем в силу глубоких патологических аномалий, главным образом наследственного характера (например, вследствие вялости клеток коры полушарий головного мозга у детей алкоголиков). Эта проблема имеет и оборотную сторону: здоровье в огромной мере зависит от духовной жизни, в частности от культуры умственного труда. Мы не допускаем увлечения теми приемами «эффективного», «ускоренного» обучения, в основе которых взгляд на голову ребенка как на электронный механизм, способный без конца усваивать и усваивать. Ребенок — живое существо, его мозг — тончайший, нежнейший орган, к которому надо относиться заботливо и осторожно. Дать начальное образование за три года можно, но при условии постоянной заботы о здоровье детей и нормальном развитии детского организма. Источник полноценного умственного труда не в темпе и напряженности умственного труда, а в правильной, продуманной его организации, в осуществлении многогранного физического, интеллектуального, эстетического воспитания. Особенно пристального внимания воспитателя заслуживают духовная жизнь и здоровье в подростковом возрасте. Источником духовных сил подростков, юношей и девушек является ощущение жизнерадостности, бодрости, неутомимости. Мы говорим — ощущение, так как в этом возрасте никогда не задумываются над состоянием своего здоровья, не дорожат им. Заботу педагога о здоровье воспитанников мы представляем себе тактичной и тонкой, не снижающей благородного пренебрежения его подопечных к чересчур оберегаемым родителями товарищам, боящимся простуды, усталости. То, что напряжение физических сил, даже риск для своего здоровья подростки, юноши и девушки считают доблестыо, — это отнюдь не бесшабашная удаль, как представляется иногда людям старшего поколения, а самая сущность глубоких нравственных процессов, связанных с самоутверждением личности, с формированием, моральной зрелости. Мы стремимся иметь много точек соприкосновения, общих интересов с воспитанником, чтобы тонко и душевно заботиться о его здоровье. Юности свойственно стремление к интимности, неприкосновенности всего, что связано с физической, физиологической сферой. Малейшее нетактичное прикосновение к их чуткой и восприимчивой душе, в котором юноши и девушки усматривают неуважение, упрек, насмешку над той или иной стороной своего физического развития, рассматривается ими как посягательство на их духовное достоинство. Особенно недопустимы упоминания о физических недостатках, которые кто-либо из юношей, девушек старается скрыть. Чувствительность к вторжению, к прикосновению к тому, что составляет сферу его глубоко личной, интимной жизни, — одно из качеств духовной красоты человека. Мы стараемся всячески развивать у подростков, юношей и девушек физическую самостоятельность, товарищеские отношения, а главное — чувство собственного достоинства. Особенно важно это для девушек. Чем с большим достоинством держится девушка, тем благороднее, целомудреннее чувство любви, испытываемое к ней со стороны юноши, тем сильнее воспитательное влияние девушки на моральный облик юноши. Надо учитывать и то, что подростки, юноши, девушки стремятся закалять свои морально-волевые силы путем закалки сил физических. Следуя своим любимым героям—Оводу, Павлу Корчагину, Юлиусу Фучику, Мусе Джалилю, Зое Космодемьянской, — они постоянно стремятся чем-то проверить, испытать свои физические и духовные силы. На этой почве между друзьями и подругами даже происходит своеобразное молчаливое соревнование. Подростки, юноши и девушки очень чутко переживают и эстетическую сторону своего физического развития. Они близко к сердцу принимают мнение других людей о своем внешнем облике. Для них забота о красоте так же важна, как и забота о здоровье. И в каждом поколении школьников мы видим все более пристальный их взгляд на самих себя. Характеризуя тяжелую жизнь в эксплуататорском обществе, К. Маркс писал: «Удрученный заботами, нуждающийся человек невосприимчив даже к самому прекрасному зрелищу» В нашем обществе материальные потребности человека удовлетворяются с каждым годом все полнее, родители ни в чем не отказывают детям, и это развивает эстетические запросы и потребности молодого человека нашего времени. Красота внешних черт становится для него такой же духовной потребностью, как и моральное благородство. В связи с этим мы большое внимание уделяем тому, чтобы эта потребность учащихся гармонически сочеталась, сливалась с трудом, с творчеством. Нельзя допустить, чтобы у человека была потребность только в красоте своей внешности, — это опустошает его душу.. Бурное физическое развитие в подростковом и юношеском возрасте требует от воспитателя большой заботы прежде всего о гармонии физического и умственного труда его питомцев. Многолетние наблюдения привели наш коллектив к выводу, что в подростковом возрасте большую опасность представляет угроза надорвать силы формирующегося человека непосильным, уродливым умственным трудом — зубрежкой. Мы не допускаем, чтобы 12—15-летний подросток сидел ежедневно по четыре-пять часов над домашними заданиями (кроме пяти-шести часов школьных занятий), — это его калечит, на всю жизнь пагубно отражается на его здоровье, губит его красоту: его фигура становится сутуловатой, узкогрудой, появляется близорукость. В этой книге рассказывается, как мы, руководя умственным трудом, заботимся о здоровье и красоте человека. Мы не допускаем, чтобы девочки переносили большие тяжести, участвовали в физическом труде, требующем чрезмерного напряжения сил. Одна из традиций нашего коллектива заключается в том, что и учительницы у нас освобождаются от таких работ. Эта традиция — хороший пример для юношей. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВНЕШНИМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ И К РЕЖИМУ ТРУДА И ОТДЫХА ШКОЛЬНИКА Режим физического и умственного труда и отдыха — очень важное условие крепкого здоровья и бодрого духа. Сознательное соблюдение режима — серьезный фактор волевого самовоспитания. Покажем, как соблюдение санитарно-гигиенических требований и норм режима труда и отдыха способствует единству физического и духовного развития школьника* На нашей школьной усадьбе на каждого ученика приходится более десяти деревьев, и эта «фабрика кислорода» из года в год расширяется. В весенние и осенние месяцы часть уроков в I—II классах проводится в зеленых классах — на открытом воздухе, на зеленых лужайках, окруженных со всех сторон виноградом. Здесь же проводятся занятия с группами продленного дня. ’ Мы не допускаем, чтобы ученики младших классов занимались умственным трудом в закрытом помещении больше трех часов в день. В нашем селе в каждой семье родители и старшие дети строят для младших зеленые беседки, в которых малыши читают, пишут, рисуют, занимаются ручным трудом. Для этой цели у нас есть специальный питомник дикого винограда, черенки и саженцы которого мы охотно раздаем всем, кто в этом нуждается. На заседаниях педсовета мы часто советуемся: что еще сделать для того, чтобы ученики дышали свежим, чистым воздухом, богатым кислородом и свободным от микробов. Коллектив решил создать зеленый барьер вокруг мастерских. Вдоль стен посадили виноград, побеги которого закрыли их от земли до крыши. Окна мастерских теперь открываются в море зеленой листвы, рассеивающей яркий солнечный свет, пропускающей в мастерские только чистый воздух. Воздух насыщается кислородом и очищается от углекислоты и в зимнее время: в школе много цитрусовых растений. Занятия у нас ведутся в одну смену, следовательно, все уроки проводятся при естественном освещении. Независимо от этого у нас установлен врачебный контроль за зрением детей. Если у ребенка замечена малейшая ненормальность в развитии глаз, применяются меры для укрепления всего организма, чтобы предотвратить заболевание глаз или слабость зрения. Ребенок получает усиленное питание, богатое растительными и животными витаминами; для детей со слабым зрением устанавливается особый режим работы с книгой, более частые перерывы, разнообразие видов умственного труда. Отдельные дети выходят среди уроков на несколько минут погулять. Помимо периодической проверки соответствия парт росту школьников, для сутуловатых детей в конструкцию парты вносятся некоторые изменения, которые носят индивидуальный характер1. Об этих изменениях не знает ни ученик, ни классный коллектив. От режима работы за партой зависит гармоническое развитие тела и осанка. Учителя и родители добиваются, чтобы ученик сидел за партой в школе и у стола — дома (выполняя задания) в общей сложности не больше двух часов в I классе, двух с половиной часов во II, трех часов в III, трех с половиной часов в IV, четырех с половиной часов в V—VI, пяти с половиной часов в VII—X. Центральный момент режима — правильное чередование труда и отдыха, бодрствования и сна. Изучение труда детей показало, что как раз в этой области много опасностей, которые могут пагубно отразиться на здоровье и состоянии духа. Неравномерность труда, чередование периодов безделия с периодами чрезмерного, недопустимого напряжения — серьезный бич не только здоровья, но и нравственности. На занятиях родительской школы и в беседах нам пришлось долго доказывать отцам и матерям недопустимость того, чтобы ребенок поздно ложился спать. Недосыпание, вялость, переходящая в хроническое недомогание, отрицательно сказываются и на самочувствии, и на умственном развитии. Восстанавливающая роль сна зависит не только от его продолжительности, но и от того, какую часть ночи человек спит, как и когда он трудится в течение дня. Лучше всего чувствуют себя те, кто рано ложится спать, спит достаточно времени, рано пробуждается и занимается интенсивным умственным трудом в первые пять — десять часов после пробуждения (в зависимости от возраста). В последующие часы бодрствования интенсивность труда должна ослабевать. Совершенно недопустим напряженный умственный труд, особенно заучивание, в последние 5—7 часов перед сном (а для ослабленных и перенесших болезнь этот труд недопустим в течение 8—9 часов перед сном). Перенесение на эти часы труда, требующего значительного умственного напряжения, ведет не только к резкому снижению результатов работы, но и к нездоровому сну, что в свою очередь делает невозможным включение ребенка в интенсивный умственный труд после пробуждения. На многих фактах мы убедились, что, если ребенок в течение нескольких часов перед сном сидит за уроками, он становится неуспевающим. Пассивность умственного труда на уроках — это чаще всего результат того, что ребенок сидит над книгой в те часы, когда ему надо быть на воздухе —в саду, играть в снежки. Если ребенок младшего возраста поднимается, например, в 6 часов утра, то после 12—13 часов напряженный умственный труд для него уже недопустим. Для среднего и старшего возраста продолжительность интенсивного умственного труда при том же времени пробуждения может быть увеличена на два-три, иногда на четыре часа5. Эти выводы сделаны на основании 30-летних наблюдений. Наблюдая, насколько эффективен умственный труд в разные периоды бодрствования, мы убедились, что интенсивный умственный труд ребенка младшего возраста после 12—13 часов (при пробуждении в 6 часов утра), а ученика среднего и старшего возраста после 14—16 часов пагубно отражается на здоровье и интеллектуальном развитии: ослабляется память и яркость восприятия, замедляются мыслительные функции, ухудшаются сон и аппетит. В нашем распоряжении — записи наблюдений над умственным трудом 32 учеников, которые, как это было доказано впоследствии, продолжительное время не успевали лишь потому, что при слабом здоровье они засиживались над учебником до позднего вечера. Устранение этой ненормальности, установление здорового режима питания, увеличение^.. времени пребывания на свежем воздухе способствовали тому, что умственный труд стал для этих детей посильным, они стали успевать (8 из них окончили семилетнюю и восьмилетнюю школу с отличными отметками, 12 — с хорошими и отличными); все они успешно окончили среднюю школу (из 19 окончивших среднюю школу 4 награждены медалью, а 5 имели отличные и хорошие отметки). Мы добиваемся того, чтобы дети младшего возраста (от 7— 8 до 11—12 лет) спали 10 часов, дети среднего и старшего возраста— 8—8, 5 часа; чтобы 40—45 процентов этого времени приходилось на конец суток (до 12 часов ночи), остальное — на начало следующих суток (после полуночи). Такое распределение отдыха в сочетании с интенсивным умственным трудом в первые 7—11 часов после пробуждения (при правильной постановке умственного труда! — на этом вопросе мы остановимся ниже) —важное условие здорового сна в следующую ночь и полного восстановления сил. Рано ложиться спать и рано вставать, сразу же после зарядки приниматься за работу, не бездельничать — одно из главных, принципиальных требований режима в нашей системе воспитательной работы. Мы придаем особенно большое значение тому, что сну, играющему огромную защитную роль для центральной нервной системы и организма в целом, на протяжении всей истории развития человека самой природой отведена ночь. Изменить это приспособление — значит принести организму ребенка большой вред. За два года до того, как ребенок начнет учиться, мы на за-1ятиях родительской школы рекомендуем его отцу и матери рациональный режим для их ребенка — рано ложиться спать и рано вставать. И дети, поступающие в школу, бывают в какой-то мере уже подготовлены к нашему режиму. С родителями продолжается работа: мы учим их добиваться того, чтобы дети сами ложились и сами вставали. Маленькие дети с интересом учатся вставать по звонку будильника. Это не трудно, если сон достаточно продолжителен и если 40—45 процентов сна приходится на конец суток. Затем раннее пробуждение входит в привычку. Мы наблюдаем за умственным трудом и здоровьем многих детей, которые поднимаются рано, в одно и то же время в течение всех 8 или 10 лет обучения в школе. Они чувствуют себя бодро, активно воспринимают материал на уроке. Младшие школьники ложатся спать, как правило, в 8 часов вечера и встают в 6 часов утра (в каникулярные месяцы время ложиться спать и вставать утром на час отодвигается); учащиеся средних и старших классов ложатся в 9 часов и встают в 5 часов 30 минут утра (в каникулярное время режим несколько изменяется в зависимости от условий жизни, труда, отдыха, но принцип раннего пробуждения сохраняется). После утреннего туалета, зарядки и завтрака (на все это уходит не больше 20 минут) ученик принимается за работу. В течение полутора — двух часов до ухода в школу (для того, кто живет близко, в течение двух с половиной часов) он выполняет домашние задания. Рабочий день начинается, таким образом, с самого трудного. В выполнении домашних заданий преобладающий вид труда не заучивание, а чтение, размышление, анализ фактов. Подавляющее большинство домашних заданий связано с творческим трудом. Утро—самое благоприятное время для этого. Интенсивность умственного труда в последующие часы рабочего дня постепенно снижается — это очень важное требование, осуществление которого способствует бодрости, жизнерадостности. При этом периоды интенсивного труда чередуются с периодами отдыха. Первый значительный отдых — это дорога от дома в школу. Она занимает у учеников нашей школы от 5 до 30 минут. Тех, кто живет очень близко от школы, мы постепенно приучаем к.10—15-минутным прогулкам перед классными занятиями. Разнообразие видов умственного труда, чередование труда и отдыха имеют особенно большое значение для здоровья и интеллектуального развития младших школьников. Продолжительность урока у первоклассников такая же, как и в других классах, — 45 минут, но в течение одного урока дети занимаются разными видами деятельности: пишут, считают, читают. В середине урока учитель занимает их таким делом, которое заставляет их Ученики 111 класса Галя Нестеренко и Коли Омельченко работали в этом году „вместе. Такой сноп впору вырастить взрослым выходить или к столу, или во двор, что-нибудь рассматривать, наблюдать. В I классе у нас нет уроков, которые были бы полностью посвящены только письму, только арифметике. Переход к «чистым» урокам арифметики, письма, чтения постепенно совершается в конце первого полугодия. Периоды приобретения знаний, связанные с напряжением памяти, чередуются с периодами активного применения знаний. Так, после решения задачи ученики что-нибудь измеряют, считают, вычисляют, определяют. После нескольких часов интенсивного умственного труда на уроках ученики в этот день больше не берут в руки учебника. Домашние задания выполняются только рано утром, перед уроками. Опыт убеждает, что при правильной постановке всей учебно-воспитательной работы (особенно процесса изучения нового материала на уроках) за полтора — два часа (иногда за два с половиной) умственного труда утром можно сделать в два раза больше, чем за такое же время после уроков. Ученики I—II классов выполняют утром все домашние задания за 20—25 минут, ученики III—V классов —за 40—45 минут. Без домашних заданий, как убеждает практика, обойтись нельзя. Работа, требующая значительного времени (сочинения, выполнение сложных чертежей), распределяется на несколько дней (о том, как это сделать, ученикам дают советы преподаватели). Умственный труд ребенка утром начинается с повторения того, что надо заучить, запомнить, навсегда сохранить в памяти. Среди режимных требований очень важно правильное чередование уроков по степени трудности и по характеру умственного труда. На последние часы ставятся, как правило, уроки рисования, пения, физического воспитания, ручного труда, труда в мастерских и на школьном участке. Занятия по трудовому обучению выносятся в конец недели. Уроки объяснительного чтения, литературы, по характеру и целям значительно отличающиеся от уроков по другим предметам, проводятся в середине рабочего дня. На первые уроки выносятся естественные предметы — математика, физика, химия, биология, а также грамматика. В 30-минутный перерыв в середине уроков ученики обедают и находятся на свежем воздухе. Вторую половину дня, после уроков, дети проводят главным образом на свежем воздухе, занимаются интересным, интеллектуально насыщенным творческим трудом, удовлетворяющим индивидуальные запросы. Рабочие места для монтажных, слесарных, электрослесарных работ часто переносятся из помещения во двор. Дома у каждого тоже есть рабочий уголок на свежем воздухе. В дни каникул (и в выходные) режим существенно не меняется. Отличается он лишь тем, что ученики весь день (а летом целые сутки) проводят на воздухе. Как в дни занятий недопустим непосильный умственный труд, так и в каникулярное время недопустимо отсутствие интеллектуальной жизни. Умственный труд наших учеников в каникулярное время связан с опытами в природе —на участке, на колхозном поле, в плодовом саду, на пасеке, на ферме, с конструированием и моделированием, управлением машинами. Чем больше времени отводится на интенсивный физический и умственный труд на свежем воздухе, тем гармоничнее функционируют и развиваются все органы, здоровее усталость, выше восстанавливающая роль сна. Ученики спят при открытой форточке, а летом — только во дворе, на сеновале, возле посевов зерновых культур, вблизи луговых массивов. Фитонциды злаковых и луговых растений убивают болезнетворные микробы — возбудителей легочных заболеваний. Если ученик целое лето дышал воздухом, насыщенным фитонцидами злаковых и луговых растений, он никогда не заболевает простудными болезнями (воспаление горла, бронхов, слизистых оболочек дыхательных путей). Летом наши ученики отдыхают, как правило, в своем селе, никуда не выезжая специально для отдыха. Они ежедневно несколько раз купаются (в пруду, в реке, под душем). У большинства учеников дома есть душ, который используется с весны до глубокой осени. Мальчики ходят летом в майках, до 12-летнего возраста в трусах. С дошкольного возраста до 13—14 лет дети ходят босиком — с весны до осени, в любую погоду. Закалка ног — это очень важное условие выработки защитных сил организма против заболеваний. В моем распоряжении медицинские карточки 980 детей, которые с 7 до 14 лет все лето ходили босиком, не боясь ни дождя, ни зноя. Никто из них никогда ни разу не болел. Некоторые дети у нас не боятся ходить босиком и по снегу, зимой они ежедневно совершают 5—10-минутные прогулки по двору. Они отличаются исключительной выносливостью. Выполнение домашних заданий перед классными занятиями, освобождение второй половины дня от интенсивного учебного умственного труда — решающие условия, благодаря которым не только укрепляется здоровье, но и создаются возможности для богатой духовной жизни, для всестороннего развития. Это и есть источник бесценного блага, без которого невозможна полноценная человеческая жизнь, — свободного времени. Однако вторая половина дня проходит без интенсивного умственного напряжения отнюдь не для освобождения от умственного труда вообще, а именно для того, чтобы у ученика была полноценная, богатая, многогранная интеллектуальная жизнь. Воспитание умных, всесторонне развитых людей возможно лишь тогда, когда дети используют ежедневно не менее пяти — семи часов свободного времени по своему желанию, по своему выбору. Без этого рассуждения о всестороннем развитии, о воспитании задатков, наклонностей, способностей, призвания останутся пустым звуком. Мы не допускаем, чтобы наш ученик сидел над учебником после нескольких часов интенсивного умственного труда в классе— это иссушает мозг, притупляет умственные способности, отбивает охоту учиться. После уроков наши ученики заняты творческим трудом в кружках (по их желанию и выбору), играми, экскурсиями, прогулками, походами, чтением художественной и научно-популярной литературы (опять-таки по их выбору), художественной самодеятельностью, причем не меньше 90 процентов всего этого времени — на свежем воздухе. В группах продленного дня ученики у нас тоже не сидят над учебником — домашние задания выполняются ими рано утром дома. Группа продленного дня помогает семье, но не заменяет ее. И вообще ничто не может заменить семью. Воспитание, лишенное постоянного, повседневного духовного общения детей с родителями, — ненормальное, уродливое воспитание, как ненормальна, уродлива жизнь родителей без постоянной заботы о. детях. Наблюдая в течение ряда лет физическое и умственное развитие многих детей, мы пришли к выводу, что здоровье человека в зрелые годы в большой мере зависит от того, как сочетается полноценное питание с другими факторами режима в годы детства, отрочества и ранней юности. Подчеркиваем: сочетание здорового полноценного питания с трудом, отдыхом (сном), воздухом, разумным и постоянным закаливанием организма. Питание должно быть не только достаточной калорийности, но и богатым легкоусваиваемыми продуктами (молоко, масло, сахар) и компонентами, играющими большую роль в формировании организма (особенно белки и витамины). По калорийности, как убеждает опыт, питание должно быть на 25—30 процентов больше, чем обычно предусматривается нормами питания в детских учреждениях. Эти нормы не учитывают, что ребенок должен быть больше занят активной деятельностью на свежем воздухе, а это способствует интенсивному обмену веществ. Особенно большое значение в питании ребенка имеют молоко и сахар, в частности фруктовый. Утром, после пробуждения, ребенок пьет стакан молока (холодного), ест хлеб с маслом — мы добиваемся этого путем постоянной разъяснительной работы с родителями. В каждой семье — наша памятка о нормальном и здоровом питании, в которой учитываются индивидуальные особенности ребенка. Для питания детей родители специально готовят продукты (в частности, в каждой семье создается запас сухих фруктов, чтобы ребенок зимой был обеспечен фруктовым сахаром). После выполнения домашних заданий — хороший завтрак (перед уходом в школу). После двух уроков, во время 30-минутного перерыва каждый ребенок получает в школьной столовой стакан молока, после занятий — хлеб с маслом и чай или молоко (для детей, требующих усиленного питания). Ребенок никогда не должен чувствовать «сосания под ложечкой». Дома (после возвращения из школы) — обед. После обеда — прогулка или труд на свежем воздухе (не требующий большого напряжения). Большое значение в укреплении здоровья имеют гимнастические упражнения и купание. Кроме зарядки после пробуждения (дома), в школе проводятся гимнастические упражнения перед уроками — специально для выработки осанки. Перед 30-минутным перерывом учителя проводят физкультурную минутку (по специальному комплексу для каждого возраста). На пруду оборудовано несколько площадок для купания. Мы добиваемся, чтобы соблюдение режима стало предметом самовоспитания (особенно в чередовании труда и отдыха умственного и физического труда, проведении индивидуальной зарядки после пробуждения). В беседах, посвященных самовоспитанию, мы даем моральную характеристику полного соблюдения требований режима. У учащихся утверждается взгляд на самодисциплину как на нравственное достоинство. Этому способствует ряд общешкольных режимных норм, соблюдения которых требует распорядок работы всего коллектива. Так, за час до сна всякая внеклассная работа прекращается. Мы добиваемся того, чтобы в вечернее время дети были в семье.
|