Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды и направления концентрации, основные показатели.






Концентрация производства - это процесс его укрупнения, сосредоточение изготовления продукции на более крупных предприятиях. Крупное производство создает благоприятные условия для внедрения прогрессивных видов оборудования и технологических процессов; обеспечивает организацию крупных научно-исследовательских подразделений, создает условия для более экономного расходования сырья, топлива и материалов на единицу выпускаемой продукции и т. д.
Различают три основных направления концентрации производства:
1) сосредоточение разнородных производств на одном предприятии универсального типа;
2) изготовление однородной продукции на специализированном предприятии.
3) комбинирование взаимосвязанных производств на одном предприятии или в объединении.

Абсолютная концентрация характеризует размеры производства отдельных предприятий, а ее уровень определяют показатели: объем выпуска продукции; среднегодовая стоимость основных фондов; среднесписочная численность работников.

Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера: доля отдельного предприятия в выпуске какой-либо продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли и т.д.

Экономические показатели работы предприятия (себестоимость, рентабельность, производительность труда и т.д.) в значительной мере зависят от развития концентрации производства, т.е. от объема выпускаемой продукции. С развитием концентрации экономические показатели, как правило, улучшаются до его оптимальных размеров, а потом могут ухудшаться.

Концентрация на любом предприятии должна контролироваться с целью достижения минимальных затрат на выпуск продукции, независимо от того, по каким нормам развивается этот процесс, т.е. на предприятии должны стремиться к выпуску оптимального объема продукции.

В отечественной литературе известны два подхода к определению оптимального размера предприятия. Первый подход связан с минимизацией приведенных затрат (3i) на выпуск продукции, т.е.

 


где

Ci - себестоимость продукции по i-ому варианту;

Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;

Ki - капитальные вложения по i-ому варианту.

Оптимальным считается такой размер предприятия, при котором достигается минимум приведенных затрат.

В отечественной литературе известен и графический метод определения оптимального размера предприятия, суть которого показана на рис.1.

Рис. 1 Графический метод определения оптимального размера предприятия

А - внутрипроизводственные затраты на выпуск продукции,

В - внепроизводственные затраты;

П - полные затраты на производство и реализацию продукции.

Оптимальный размер предприятия достигается при минимуме полных затрат на выпуск продукции (на графике этот минимум обозначен точкой К).

Давно известно, что концентрация и монополизация, как явления в экономике, тесно взаимосвязаны между собой. Но из этого не следует, что концентрация обязательно приводит к появлению предприятия-монополиста или группы предприятий-монополистов.

Важным моментом в отечественной экономике следует признать тот факт, что оценка состояния концентрации на товарных рынках стала определятся по методологии, принятой во многих развитых странах, она исчисляется по значению индекса Герфиндаля-Гиршмана (HHI), который показывает влияние крупных компаний на состояние рынка.

HHI рассчитывается по следующей Формуле:

 


где

n - число хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (в отрасли);

Xi - доля i-ro хозяйствующего субъекта (%) в объеме реализованной продукции на рынке (в отрасли).

Величина HHI варьирует в пределах от 0 (полная деконцентрация) до 10 000 (абсолютная монополия).

Нормальная концентрация HHI < 1000 (рынок неконцентрированный).

Средняя степень концентрации: 1000 < HHI < 2000 (умеренно концентрированный рынок).

Высокая степень концентрации: HHI > 2000 (слабая конкурентная среда).

Диверсификация производства - одна из самых сложных форм развития концентрации. Она означает одновременное развитие не связанных друг с другом видов производств, расширение номенклатуры выпускаемой продукции в рамках одного предприятия (фирмы).

Диверсификация выражает процесс расширения активности предприятия, которое использует собственные накопления не только для поддержания и развития основного направления своей деятельности, но и направления их на освоение новых видов продукции и создание новых производств.

Диверсификация производства зависит от многих факторов, прежде всего от типа производства. Для условий в нашей стране диверсификация наиболее эффективна, если она осуществляется на основе комбинирования производства.

 

 

1.3Преимущества и недостатки концентрации производства. Определение оптимального размера предприятия.
 
 
Экономические преимущества концентрации производства: • концентрация производства - необходимая предпосылка развития научно-технического прогресса; • в условиях концентрации производства растет производительность труда; t/ используется высокопроизводительное оборудование; объективно возможно внедрение прогрессивной технологии, наиболее экономное использование сырья; при увеличении объемов производства происходит непропорционально меньший рост расходов (за счет условно-постоянных расходов). В результате увеличивается прибыльность высококонцентрированного производства. Концентрация производства не единственный путь развития предприятий. В каждой отрасли имеется свое, экономически целесообразное сочетание крупных, средних и мелких предприятий. Недостатки высококонцентрированных предприятий: • увеличение транспортных расходов на подвоз сырья, материалов и комплектующих изделий к предприятию и отправку готовой продукции вследствие возрастания радиуса транспортировки; • необходимость больших инвестиций на сооружение крупных предприятий и продолжительный срок их строительства; • усложнение процесса управления с возрастанием масштабов предприятия; • повышение нагрузки на природную среду со всеми вытекающими негативными последствиями; • нарушение принципа равномерного размещения промышленного производства и комплексного развития отдельных регионов страны; • возможность монополизации производства и др. Концентрация на любом предприятии должна контролироваться с целью достижения минимальных затрат на выпуск продукции независимо от того, по каким формам развивается этот процесс, т.е. на предприятии должны стремиться к выпуску оптимального объема продукции, Известны два подхода к определению оптимального размера предприятия. Первый подход связан с минимизацией приведенных затрат (3i) на выпуск продукции, т.е.   3i = Сi + ЕнKi + Зтрi— > min,   где Сi — себестоимость продукции по i-му варианту; Ен — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений; Кi - капитальные вложения по i-му варианту; 3-трi, — транспортные расходы по i-му варианту. Оптимальным считается такой размер предприятия, при котором достигается минимум приведенных затрат. Известен и графический метод определения оптимального размера предприятия, суть которого показана на рисунке 1. На рисунке 1 показана зависимость внутрипроизводственных затрат (А), внепроизводственных (В) и полных затрат (П = А + В) от объема выпускаемой продукции. Оптимальный размер предприятия достигается при минимуме полных затрат на выпуск продукции. На рисунке этот минимум обозначен точкой К.   Рисунок 1. Зависимость полных затрат на производство и реализацию продукции от объема производства   В западной литературе оптимальный размер предприятия определяется сопоставлением положительного и отрицательного эффекта масштабов производства. Вместо оптимального размера предприятия используется концепция минимального размера предприятия. Он представляет собой просто наименьший объем производства, при котором фирма может минимизировать свои долгосрочные средние издержки на единицу продукции.  

 

 


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал