Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды и направления концентрации, основные показатели.
Концентрация производства - это процесс его укрупнения, сосредоточение изготовления продукции на более крупных предприятиях. Крупное производство создает благоприятные условия для внедрения прогрессивных видов оборудования и технологических процессов; обеспечивает организацию крупных научно-исследовательских подразделений, создает условия для более экономного расходования сырья, топлива и материалов на единицу выпускаемой продукции и т. д. Абсолютная концентрация характеризует размеры производства отдельных предприятий, а ее уровень определяют показатели: объем выпуска продукции; среднегодовая стоимость основных фондов; среднесписочная численность работников. Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера: доля отдельного предприятия в выпуске какой-либо продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли и т.д. Экономические показатели работы предприятия (себестоимость, рентабельность, производительность труда и т.д.) в значительной мере зависят от развития концентрации производства, т.е. от объема выпускаемой продукции. С развитием концентрации экономические показатели, как правило, улучшаются до его оптимальных размеров, а потом могут ухудшаться. Концентрация на любом предприятии должна контролироваться с целью достижения минимальных затрат на выпуск продукции, независимо от того, по каким нормам развивается этот процесс, т.е. на предприятии должны стремиться к выпуску оптимального объема продукции. В отечественной литературе известны два подхода к определению оптимального размера предприятия. Первый подход связан с минимизацией приведенных затрат (3i) на выпуск продукции, т.е.
где Ci - себестоимость продукции по i-ому варианту; Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений; Ki - капитальные вложения по i-ому варианту. Оптимальным считается такой размер предприятия, при котором достигается минимум приведенных затрат. В отечественной литературе известен и графический метод определения оптимального размера предприятия, суть которого показана на рис.1. Рис. 1 Графический метод определения оптимального размера предприятия А - внутрипроизводственные затраты на выпуск продукции, В - внепроизводственные затраты; П - полные затраты на производство и реализацию продукции. Оптимальный размер предприятия достигается при минимуме полных затрат на выпуск продукции (на графике этот минимум обозначен точкой К). Давно известно, что концентрация и монополизация, как явления в экономике, тесно взаимосвязаны между собой. Но из этого не следует, что концентрация обязательно приводит к появлению предприятия-монополиста или группы предприятий-монополистов. Важным моментом в отечественной экономике следует признать тот факт, что оценка состояния концентрации на товарных рынках стала определятся по методологии, принятой во многих развитых странах, она исчисляется по значению индекса Герфиндаля-Гиршмана (HHI), который показывает влияние крупных компаний на состояние рынка. HHI рассчитывается по следующей Формуле:
где n - число хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (в отрасли); Xi - доля i-ro хозяйствующего субъекта (%) в объеме реализованной продукции на рынке (в отрасли). Величина HHI варьирует в пределах от 0 (полная деконцентрация) до 10 000 (абсолютная монополия). Нормальная концентрация HHI < 1000 (рынок неконцентрированный). Средняя степень концентрации: 1000 < HHI < 2000 (умеренно концентрированный рынок). Высокая степень концентрации: HHI > 2000 (слабая конкурентная среда). Диверсификация производства - одна из самых сложных форм развития концентрации. Она означает одновременное развитие не связанных друг с другом видов производств, расширение номенклатуры выпускаемой продукции в рамках одного предприятия (фирмы). Диверсификация выражает процесс расширения активности предприятия, которое использует собственные накопления не только для поддержания и развития основного направления своей деятельности, но и направления их на освоение новых видов продукции и создание новых производств. Диверсификация производства зависит от многих факторов, прежде всего от типа производства. Для условий в нашей стране диверсификация наиболее эффективна, если она осуществляется на основе комбинирования производства.
|