Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность, структура и принципы занятости ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Занятость как социально-экономическое явление можно определить как общественно-полезную деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящую трудовой доход (заработок). Занятость является важнейшей характеристикой экономики и благосостояния населения страны, одновременно представляя собой экономическую категорию и социальную проблему. Уровень занятости представляет собой важнейший макроэкономический показатель. Как экономическая категория занятость - это совокупность отношений на рынке труда по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и потребностей в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. Занятость общественно-полезной деятельностью охватывает широкий круг трудоспособного населения. По роду (сфере) деятельности всех занятых можно разбить на четыре большие группы: 1) занятые в экономике оплачиваемой деятельностью; 2) военнослужащие, занятые деятельностью, не приносящей прямого денежном дохода (по мере перехода на контрактную форму службы военнослужащие будут приближаться по статусу к занятым в экономике); 3) учащиеся с отрывом от производства; 4) занятые воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства. По способу вовлечения в трудовую деятельность занятых в экономике можно разделить на три подгруппы: 1) наемные работники, занятые на основе продажи своей рабочей силы; 2) работодатели/предприниматели, реализующие свои организаторские и предпринимательские способности; 3) самозанятые (лица, работающие за смой счет; члены производственных кооперативов, не использующих наемную рабочую силу на постоянной основе). В соответствии с Международным классификатором статуса занятости (1993 г.) выделяются шесть групп занятого населения: 1) наемные работники; 2) работодатели; 3) лица, работающие за свой счет; 4) члены производственных кооперативов; 5) помогающие члены семьи; 6) работники, не классифицируемые по статусу. В зависимости от целей анализа используется различная классификация видов занятости. Как социальная проблема занятость играет определяющую роль в формировании и развитии профессиональных возможностей каждого человека, в становлении и раскрытии его личности. Труд в процессе занятости создает основное богатство общества, обеспечивает его прогрессивное развитие, вносит вклад в социальный прогресс мирового сообщества. В противовес занятости - безработица негативно влияет на жизненный уровень человека, его семьи; является дестабилизирующим фактором, ведущим к застою, деградации отдельных регионов, социальным потрясениям в обществе. Именно потому, что безработица является серьезной социально-политической проблемой, занятость должна находиться в центре внимания общества и государства, проводимой им социально-экономической политики. В этом качестве государственная политика занятости выступает как совокупность мер, направленных на стимулирование вовлечения и эффективного использования граждан в сфере труда для достижения целей личности и общества. Основой для построения и реализации этой политики является концепция занятости как система взглядов, представлений, раскрывающих характер занятости населения на определенном этапе социально-экономического развития общества. В России концепция занятости прорабатывается в условиях формирования рыночной экономики с социальной направленностью. Ее основные положения изложены в Законе «О занятости населения в Российской Федерации». В этом законе, а также Конституции РФ отражены основные принципы занятости. Первый принцип отражает исключительное право граждан свободно распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду; принуждение к труду в любой форме не допускается (кроме особых случаев, установленных законодательно). Тем самым, добровольность труда как общечеловеческая ценность закреплена законом. Занятость в отраслях экономики (народного хозяйства) уже не является единственной сферой общественно-полезной деятельности. Сфера труда становится одной из равноправных и равнодоступных сфер деятельности наряду с учебой, ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей, общественной, религиозной и иной деятельностью. Незанятость граждан не является основанием для их привлечения к административной ответственности. Человек может свободно выбирать вид деятельности, место и форму приложения своих способностей. Этот принцип предполагает право века работать там и столько, где и сколько это необходимо ему самому. Вне зависимости от пола, возраста, национальности всем доступны постоянная, частичная, временная, эпизодическая занятость, совместительство, гибкие графики организации рабочего времени. Роль общества и государства при реализации человеком этого принципа заключается в создании для всех равных правовых условий занятости. Второй принцип отражает ответственность государства за создание условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость. Ответственность государства связана с принципом содействия занятости граждан, раскрытием их интересов и способностей при выборе вида общественно-полезной деятельности. Государственное содействие занятости и создание для нее условий состоит в корректировке косвенными мерами (экономическими, законодательными, социальными) экономического поведения граждан, в приобретении или соответствующей квалификации для занятия тем или иным видом деятельности, в подыскании подходящей работы или места учебы. Принцип содействия занятости имеет несколько аспектов - наряду с косвенным регулированием желаемого направления занятости, он заключается также в активном и заинтересованном участии субъектов социально-трудовых отношений (правительства, работодателей, профсоюзов) в выработке направлений развития занятости и ее регулирования. Их тесное взаимодействие в развитии занятости активно влияет на состояние всех ее качественных характеристик - образовательного и профессионально-квалификационного состава занятого населения, его отраслевой и демографической структуры, социально-экономической мобильности и конкурентоспособности. Третий принцип отражает комплексный подход к решению проблем занятости, он включает координацию усилий органов власти всех уровней, взаимодействие механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования, использование финансовых возможностей внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижение экономической и социальной эффективности от принимаемых программ содействия занятости населения. В условиях рыночной экономики существует не прямое централизованное управление, а система регулирования занятости. В этой системе главными регуляторами выступают законы, постановления, нормативно-правовые акты, программы поощрения и стимулирования занятости, соглашения между субъектами социально-трудовых отношений на национальном, региональном, отраслевом уровне и на уровне предприятий; важная роль отводится инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной политике. Государство в этой системе выступает координатором, создателем рамочных условий для функционирования названных звеньев(регуляторов)системы. 7. Общими функциями служб занятости всех уровней являются: · анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу; · оказание помощи в выборе работы; · организация подготовки и переподготовки кадров. Для федеральной службы частными являются функции: · разработка целевых программ занятости, в том числе межрегиональных и региональных; · поиск и разработка механизма финансирования этих программ; · определение основных направлений профессионального обучения; · создание правовой и нормативной базы функционирования; · координация работы региональных и местных служб занятости. Для местных организаций службы занятости частными являются функции, связанные с работой непосредственно с гражданами: регистрация безработных, поиск свободных мест, трудоустройство, выявление актуальных профессий, переобучение и выбор курсов, а также учебных программ. Много внимания уделяется социально незащищенным слоям населения. Предусматриваются специальные меры по профессиональной реабилитации инвалидов, адаптации военнослужащих в гражданской среде, содействию развития малого бизнеса, трудоустройству подростков, организации профессионального консультирования различных групп населения, включая школьников, участию в решении региональных проблем рынка труда, таких, как миграция работников за рубеж, работа на дому, работа неполный рабочий день, трудоустройство лиц, освобожденных из мест заключения, и др. Центр занятости осуществляет на территории муниципального района следующие функции: · регистрирует граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан; · участвует в оказании содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом; · в соответствии с административными регламентами оказывает следующие государственные услуги: · содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; · информирование о положении на рынке труда; · организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения; · психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан; · осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; · по организации проведения оплачиваемых общественных работ; · организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время; · социальная адаптация безработных граждан на рынке труда; · содействие самозанятости безработных граждан; · содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности; · организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест. · выдача предложений для получения работодателями заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников; · участвует в подготовке предложений по формированию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения; · реализует программы, предусматривающие мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы; · осуществляет функции получателя бюджетных средств, предусмотренных на содержание Центра занятости и реализацию возложенных на него функций, а также имеет право открывать счета в финансовых органах от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; · составляет и представляет на утверждение в Министерство проект сметы доходов и расходов Центра занятости населения; · обобщает практику применения законодательства о занятости, трудовой миграции, готовит предложения по их совершенствованию; · формирует предложения по финансированию мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, содержанию Центра занятости; · формирует, ведет и использует банк данных о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и свободных учебных мест для профессионального обучения; · подготавливает и представляет в установленные сроки формы статистической, финансовой и бухгалтерской отчетности в Министерство; · обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну; · организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы; · выполняет мероприятия по мобилизационной подготовке; · осуществляет профессиональную подготовку работников Центра занятости, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку; · осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и Саратовской области работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Центра занятости; · проводит в установленном порядке размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, проводит открытые конкурсы, открытые аукционы в электронной форме и внеконкурсные закупки (размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), запрос котировок, закупки на сумму до ста тысяч рублей и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Центра занятости; · осуществляет иные функции, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Саратовской области.
|