![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста.
С первых лет советской власти дошкольное воспитание становилось всеобщим, общественным, решался вопрос и о трудовом воспитании детей. Как один из важных факторов, отличающий советский детский сад от дореволюционного, на всех четырех Всероссийских съездах по дошкольному воспитанию (1919, 1921, 1924, 1929), проведенных по инициативе Наркомпроса РСФСР в первое десятилетие советской власти, рассматривались вопросы трудового воспитания детей дошкольного возраста. Уже на I съезде по дошкольному воспитанию (1919) определились единые со школой задачи трудового воспитания, сформулированы требования к нему. Труд должен быть посильным, иметь понятную ребенку цепь и доставлять ему удовольствие, выполняться хорошо и по возможности красиво. Перед воспитателями ставились две задачи: научить детей трудиться с радостью и приучать их работать коллективно. Содержание трудовой деятельности включало в себя самообслуживание и ручной труд. Кроме того, воспитанников следовало привлекать к уборке комнаты, стирке, работе на огороде и в саду. В этом же году (1919) на конференции по теме «О трудовом начале в дошкольном учреждении» выявилось два направления: 1) дети должны выполнять в детском саду всю работу по поддержанию чистоты в помещении, стирке белья, приготовлению пищи, выращиванию овощей и др., что может привести к отказу от технического персонала; 2) труд следует вводить как воспитательный момент, а поэтому он должен быть посильным, его не должно быть много. Тема трудового воспитания дошкольников обсуждалась и на последующих съездах. Так, на II съезде (1921) был поставлен вопрос перед дошкольными работниками о воспитании коллективизма в сочетании с трудом детей, чтобы каждый из них чувствовал, что он выполняет частицу общего дела. Труду стало уделяться все большее внимание. III съезд (1924) потребовал пересмотра содержания работы детских садов в связи с программами единой трудовой школы. Было принято решения строить работу детских садов, исходя из того, что ребенок «продукт социальной среды». Три составляющие социальной среды - труд, природа, общество - были положены в основу содержания работы дошкольных учреждений. Предпочтение отдавалось общественному и производственному труду, подчеркивалась важность совместной деятельности детей и взрослых. Труд стал соотноситься не с игрой, а с задачами производства. На IV съезде (1929) впервые был поставлен вопрос о методах трудового воспитания детей. Однако осуществлялась переоценка деятельности детей в труде, сообщение сложных представлений о труде взрослых, недоступные производственные экскурсии. Трудовая деятельность как бы отодвигала игру на второй план. Хотя и признавалась важность двух видов детской деятельности, но игра и труд противопоставлялись, рассматривались механически как приспособительная деятельность ребенка к среде. Утверждалось, что игра в дошкольном возрасте идет по линии убывающей, а труд - по линии нарастающей. Акцентируется производительный характер детского труда. В организации и проведении всех съездов активное участие принимали А.С. Суровцева, выступавшая с докладом на IV Всероссийском съезде «Принципы составления программы детского сада и связь со школой», и Н.К. Крупская (зав. внешкольном отделом Наркомпроса, заместитель А.В. Луначарского). В 30 - 40-е гг. XX в. появились новые направления в решении задач трудового воспитания. Трудовую деятельность детей стали сочетать с наблюдениями за трудом взрослых, игру - соединять с трудовой деятельностью. Исследования Р.И. Жуковской и ее книга «Игры и трудовые занятия в детском саду» (1935) показали ведущую функцию игры и подчинение ей трудовых навыков: трудовая деятельность детей, по мнению автора, должна быть направлена на обогащение игры. В годы Великой Отечественной Войны труд детей стал естественной формой работы с детьми в связи с ухудшением условий жизни и необходимостью реальной помощи взрослым. Но в послевоенные годы (1946 -1960) тема труда отошла на второй план. Дошкольные работники старались знакомить детей с трудом взрослых, но собственный труд детей не был объектом внимания педагогов. Однако в 1953 г. были проведены исследования З.Н. Борисовой - о роли дежурства в детском саду и В.Г. Нечаевой - о трудовой деятельности в дошкольном возрасте. Они положили начало большой группе научных работ по трудовому воспитанию. В результате в 1962 г. было определено содержание трудового воспитания детей дошкольного возраста, начиная с трех лет. В 60 - 80-е гг. XX в. проводится углубленное изучение трудовой деятельности дошкольников: содержание труда, формы его организации, средства и методы, исследовалось влияние труда на нравственное развитие ребенка (В.Г. Нечаева, Р.И. Жуковская, Д.В. Сергеева, Г..Н. Година, Р.С. Буре и мн. др.). В силу новых социальных условий в стране в последнем десятилетии XX и начале XXI в. произошли значительные изменения в содержании дошкольного образования. Кардинально изменились в ученом мире и взгляды на трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Современный этап, по мнению С.А. Козловой, отличается «забвением этой важной проблемы», в новых программах воспитания дошкольников задача трудового воспитания не представлена. На страницах профессиональных журналов также редко встречаются статьи по проблеме трудового воспитания. Нет такой задачи и в концепции дошкольного воспитания. После Октябрьской революции в стране, когда шли жаркие дискуссии по поводу становления новой школы и дошкольного воспитания, значительную роль в разработке теории и создании программ воспитания детей в данных образовательных учреждениях сыграли основоположники советской педагогики Н.К. Крупская и А.С. Макаренко. Особенно остро ставились вопросы трудового воспитания детей (школьного и дошкольного возраста). Так, Н.К. Крупская считала, что трудовое воспитание детей необходимо начинать с ранних лет. Она неоднократно подчеркивала, что детей нужно приучать к простейшим, доступным им видам труда, и взрослые не должны сдерживать стремление ребенка трудиться. Особенно большую роль она отводила самообслуживанию. «Наши ребята не должны расти барчатами, которые не умеют пуговицы пришить к пальто», - говорила Н.К. Крупская. В статье «Необходимые навыки» она писала, что многие трудовые навыки доступны для дошколят (участие 8 приборке, мытье посуды и т д.). К хозяйственной работе нужно привлекать и мальчиков (статья «Следует ли обучать мальчиков бабьему делу»), что будет у них воспитывать уважение к женщине, желание ей помогать. Но в то же время Н.К. Крупская говорила, что труд должен быть посильным для ребенка и интересным. Непосильный труд, по ее мнению, вреден. Особую роль в условиях детского сада она отводила коллективному труду: «Совместную работу детей надо особенно ценить, - это зачатки коллективного труда». Заметный вклад в теоретическую разработку проблемы трудового воспитания детей дошкольного возраста сделал А.С. Макаренко. Он считал, что различные трудовые качества не даются человеку от природы, а они воспитываются и начинать трудовое воспитание надо с раннего детства. Первую трудовую подготовку, по его мнению, дети получают в семье. А.С Макаренко е «Книге для родителей» дает подробные консультации, как осуществлять трудовое воспитание в семье. Он говорил, что если детей освобождают от труда, то растет эгоист, от которого сами родители, в первую очередь, будут страдать. Он, как и Н.К. Крупская, придавал большое значение приучению детей к самообслуживанию, советовал давать детям поручения на длительный срок и воспитывать умение подметить работу, нужную коллективу. Если же этого умения нет, то нужно применить способ просьбы или форму поручения, возбуждая личную инициативу ребенка. Если же депо запущено, возможно применить принуждение, постепенно втягивая ребенка в работу. И Н.К. Крупская, и А.С, Макаренко считали необходимым, чтобы дети были осведомлены о работе своих родителей, а когда подрастут - и о работе других людей. Их труды позволили уже в 30-х годах создать программу трудового воспитания детей, начиная с дошкольного возраста. Л.Н. Толстой писал. «Важно донести до сознания ребенка, что все, чем он пользуется, не падает готовым с неба, а есть результат труда людей». Итак, может ли трудиться ребенок дошкольного возраста? А если может, то чем отличается его труд от труда взрослых людей? Исследования отечественных ученых показали, что детский труд отличается от труда взрослых тем, что ребенок не создает в своем труде общественно-значимых материальных ценностей. Труд дошкольников имеет общественное значение. Труд детей носит воспитывающий характер - так на него смотрят взрослые. Сам же ребенок воспринимает свою деятельность как самоутверждение, познание собственных возможностей. Отличительной особенностью труда детей является его близость к игре. Например, у детей нередко в игре возникает необходимость потрудиться: вымыть посуду, выкупать куклу или выстирать ее испачканное белье. Такая игра побуждает детей совершать реальные трудовые действия. Нередко труд перемежается с игрой. Ребенок несет розетки с красками на столы. Возвращаясь к столу воспитателя, он превращает поднос в руль, гудит, изображая машину. Для трудовой деятельности малышей характерен интерес к самому процессу действий. Например, полив растения, ребенок начинает поливать их снова. В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки, а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным. Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер, т.е. от его отсутствия страдает лишь формирующийся нравственный облик ребенка. Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь в нем взрослого(В.Г. Нечаева, С.А. Козлова и др.). Итак, трудовая деятельность дошкольников включает в себя компоненты любой деятельности (цель, мотив, план, процесс деятельности, результат труда), но их формирование и развитие в дошкольном детстве своеобразны. ^ 1. Постановка цели. Дети младшего дошкольного возраста не могут самостоятельно ставить цель в труде, т.к. они еще не владеют умением удерживать в памяти весь процесс труда и его результат. Действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер, т.е. он может подметать, стоя на одном месте, или мыть чашку, просто поставив ее под струю воды. Цель не имеет для маленького ребенка смысла, он формулирует ее только для обозначения сиюминутного действия. Для развития способности ставить цель в труде важны осознание цели, умение видеть результат, владение способами действий, навыками. У младших дошкольников все это находится лишь в начальной стадии. На данном этапе роль принадлежит взрослому. Старшие дошкольники уже могут самостоятельно сформулировать цель своей деятельности и удерживать цель на протяжении всего процесса до получения результата. Однако такие умения проявляются детьми на материале уже известного труда (по самообслуживанию, уборка помещения и др.), но если ребенок встречается с незнакомым ранее содержанием труда, ему нужна, как и малышу, помощь взрослого. Особенность данного компонента трудовой деятельности дошкольников - участие взрослого. Самостоятельность детей в постановке цели и ее осознание относительны. ^ 2. Мотивы трудовой деятельности. При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, по чему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим), которые свойственны особенно старшим дошкольникам. Дети охотнее принимают участие в труде, даже не имеющем особой привлекательности, если понимают его значение для других. Все перечисленные мотивы могут быть у детей разного возраста, но лишь в 5 - 7 лет ребенок способен их формулировать. ^ 3. Трудовые действия (процесс деятельности). Младший дошкольник выполняет трудовые действия под непосредственным руководством взрослого, при его показе. Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями (убрать постель, подмести и т.д.) и способен обучаться трудовым действиям по словесному объяснению. Детей дошкольного возраста увлекает именно процесс деятельности. Для ребенка любого дошкольного возраста участие взрослого в процессе труда вносит особый элемент привлекательности. 4. Планирование. Это важный компонент. Он включает в себя планирование последовательности действий (организацию работы, исполнение, контроль и оценку как отдельных этапов, так и результата в целом). Ребенок младшего возраста вообще не планирует свою деятельность, старший дошкольник осуществляет планирование с помощью взрослого. Простые и известные действия ребенок может планировать, рассказать, что и за чем он будет выполнять. Но при получении более сложного задания он испытывает затруднения. Роль взрослого на разных этапах различна: сначала он планирует работу детей сам, затем привлекает их к совместному планированию и, наконец, учит планировать самостоятельно. 5. Оценка. Эта операция сложна для детей дошкольного возраста. Младшим дошкольникам зачастую важен не материальный результат, а моральный, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого. Ребенка старшего возраста интересует достижение практического, материально представленного результата, хотя и оценка взрослого для него также очень важна. С помощью взрослого старшие дети учатся оценивать процесс выполнения и результат своей работы. В 5-7 лет у детей уже могут появляться гордость, удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде. 6. Результат. Результат видят все дети. Однако младшим интересен лишь сам процесс выполнения трудовых действий, старшие стремятся к получению результата Таким образом, говорить о трудовой деятельности у младших дошкольников преждевременно, речь может идти лишь о формировании отдельных трудовых умений, действий, У старших дошкольников при некоторой условности можно допустить наличие элементов трудовой деятельности, но совершаемой вместе со взрослыми и с их помощью. Тем не менее, следует отметить, большую воспитательную роль даже самых простых трудовых навыков. Особенности труда дошкольников: связь с игрой, опора на помощь взрослого, отсутствие материально и общественно значимого продукта труда, нравственная мотивация труда (С.А. Козлова). Отечественные исследователи предлагали различные формулировки задач трудового воспитания для детей дошкольного возраста. На основе классификации Ю.К. Бабанского, В.И. Логиновой, В.Г. Нечаевой можно выделить две группы задач: 1 - помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью; 2 - развитие личности ребенка в труде. Например, В. Г. Нечаева предлагает в качестве задач трудового воспитания дошкольников:
Они подчеркивают, что работа эта сложная, т.к. ребенок видит в жизни и негативное отношение к материальным ценностям. Они рекомендуют с малых лет приучать ребенка к аккуратному обращению с игрушками, ремонтировать их вместе с детьми, складывать все на место. Сначала это проходит под руководством взрослых, затем дети проводят эту работу самостоятельно. С помощью взрослых дети получают знания о труде, о том, кто и как делал игрушки, самолеты, машины и т.д. Дети не только обучаются трудовым умениям и навыкам, но и знакомятся с трудом взрослых, которое воспитывает у них уважение к труду других людей, учит бережно относиться ко всему, что создано трудом человека. Следующей важной задачей трудового воспитания дошкольников, по их мнению, является формирование устойчивого интереса детей к конечному результату любого труда. Именно это и способствует, как они считают, воспитанию трудолюбия у ребенка. В качестве доказательства они утверждают, что ребенка привлекает не конечная цель труда, не его результат, а сам процесс. При этом часто дети, освоив один прием трудовой деятельности, бросают работу и не доводят ее до конца. Так девочка начала стирку, выстирала одно платье куклы, а дальше стирку прекратила. Такое отношение детей к результату труда соответствует их ситуативным интересам Ставшая традиционной, классификация основных задач трудового воспитания детей, предложенная в 70 - 80-е гг. XX в. Р.С. Буре, в течение многих лет была руководством к действию в трудовом воспитании детей дошкольных учреждений. Каждая из предложенных ею задач не только сформулирована, но и убедительно обоснована ее значимость для трудового воспитания детей. ^ Ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему. Всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Вначале ребенка привлекает сам процесс трудовых действий, движение механизмов. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых сначала в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять отношение взрослых к труду, его общественную значимость. Воспитатель объясняет детям, что значит трудолюбивый человек, что значит хорошо трудиться. Формируя у детей уважение, к трудящемуся человеку, педагог воспитывает у них бережное отношение к результатам труда. Задача осуществляется во всех группах. ^ Обучение детей простейшим трудовым умениям и навыкам. Знания дошкольников о труде взрослых могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей, т.к. непосредственно в труде дети ощущают трудовое напряжение и познают его необходимость для получения результата. В программе раскрывается объем трудовых умений и навыков, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Содержание труда постепенно расширяется при учете возрастающего опыта детей, овладения ими навыками. По мере роста и развития детей усложняются требования к качеству их трудовой деятельности, уровню ее самоорганизации, увеличивается объем и ускоряется темп выполняемой работы. Задача так же осуществляется во всех возрастных группах. ^ Воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности. В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно то, что им посильно, приходя на помощь в случае необходимости. Не следует допускать огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом. В таких случаях может появиться неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Труд детям должен приносить радость от достигнутых результатов и от своей полезности другим. Дети начинают осознавать, что трудолюбие включает в себя волевое усилие, умение выполнять порученное дело до конца, не отступая перед трудностями. Как качество личности трудолюбие представляет итог трудового воспитания детей, когда они по собственному побуждению принимают участие в труде, проявляя активность, самостоятельность, творчество в процессе разнообразных дел. Данная задача решается во всех возрастных группах.
|