Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация опыта освоения образовательной областиСтр 1 из 7Следующая ⇒
Ориентация детей в образовательной области О чем узнают дети Дети различают цвета спектра — красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый, используют в своей речи 3—4 из них. Знают фигуры и их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест), 3—4 могут назвать сами. При поддержке взрослого используют простейшие способы обследования: рассматривают, дотрагиваются до предмета, гладят его, проводят ладонью, пальцами по контуру, трясут, прокатывают, нюхают, бросают и слушают звук. С помощью взрослого сравнивают предметы по 1—2 признакам, выделяют сходство и отличие. Подбирают пары, группируют по заданному предметно образцу и по слову (по цвету, форме, размеру, материалу). Ориентируются в пространстве групповой комнаты, на участке детского сада, понимают слова, указывающие направления: впереди, вверху, сзади, внизу, сбоку, справа, слева.
Организация опыта освоения образовательной области Что осваивают дети В процессе практических действий с игрушками, предметами воспитатель формирует у детей обобщенные способы обследования предметов, направленные на выявление однородных признаков (сопоставление, сличение объектов). Овладевая сопоставлением предметов по их свойствам путем подбора предметов с одинаковыми свойствами, дети сначала накладывают предметы друг на друга, сравнивая их по форме или величине, прикладывают вплотную друг к другу при сопоставлении по цвету, устанавливая совпадение контуров предметов в пространстве или слияние цвета. Овладев внешними приемами сопоставления, переходят к сопоставлению на глаз. Подбирая предметы, ребенок учится использовать любой из них в качестве образца. В процессе освоения обследовательских действий воспитатель показывает детям само действие, называет его и то чувственное впечатление, которое было результатом обследования (нажала на предмет, он твердый). Затем предлагает детям повторить обследование предмета, точно воспроизводя показанное действие, назвать и действие, и то качество, которое выделено в результате. Используется прием сравнения данного качества с противоположным. Например, после того, как ребенок смял мягкий предмет, ощутил мягкость, определил действие и качество словами, ему предлагается смять твердый предмет и ответить на вопрос, мягкий ли он. Для ознакомления с геометрическими формами воспитатель показывает прием обведения контура фигуры, проведения ладонью по ее поверхности. В условиях группировки каждая фигура сопоставляется с рядом предметов сходной с ней формы, предметы (или их изображения) группируются вокруг соответствующих фигур («Найди такой же», «Все одинаковые — в домик»). Воспитатель побуждает детей использовать для оценки размера прием наложения или приложения, с последующим переходом к сравнению предметов по размеру «на глаз» и с постепенным увеличением количества предметов до 3—5, между которыми устанавливается соответствие по размеру (от самого длинного к самому короткому, от самого большого к самому маленькому). Для совершенствования глазомера воспитатель постепенно усложняет задачи сравнения. Например, простой глазомерной задачей, доступной для детей четвертого года жизни, является выбор на глаз большего (или меньшего) предмета из двух, затем — выбор предмета по образцу, когда из двух предметов нужно выбрать на глаз тот, который равен третьему. Разница между сравниваемыми предметами также постепенно уменьшается (от 7—9 см в начале освоения умения до 3—5 см). Организуя опыт цветовосприятия, воспитатель создает условия для группировки детьми предметов, различающихся по форме, величине, назначению, но имеющих одинаковый цвет. Формирование у детей умения обследовать предметы педагог осуществляет в определенной последовательности: — сначала организует восприятие целостного облика предмета; — затем вопросами направляет восприятие детей на выделение главных частей предмета и определение их свойств (форма, величина, цвет, материал и т.д.); — после этого обращает внимание на пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, слева); — далее выделяет мелкие детали (части), их величину, соотношение, расположение, форму, цвет; — затем организует повторное целостное восприятие предмета. Эффективен прием, когда признак в представлении малыша соотносится с реальным предметом, для которого данный признак является характерным (например, предмет круглой формы — «как шарик», треугольная призма — «как крыша», предмет красного цвета — «как ягодка или помидор», желтого — «как цыпленок»). Для развития сенсорной культуры младших дошкольников воспитатель использует дидактические игры, практическую предметную деятельность обследования и сравнения, а также разные виды детской деятельности, особенно рисование красками, карандашами, мелками, лепку, музыкальные и конструктивные игры, двигательную деятельность. В повседневной жизни педагог фиксирует внимание детей на таких сенсорных свойствах, как горячее и холодное, легкое и тяжелое, кислое, сладкое, горькое. Практическим путем, в деятельности экспериментирования малыши знакомятся со свойствами снега, воды, бумаги, песка. Обогащая опыт восприятия разнообразных свойств, воспитатель учит детей выделять такие сенсорные свойства предметов, как твердость, мягкость, хрупкость, пластичность. Предоставляет детям разнообразные игрушки и предметы с самыми различными сенсорными качествами и свойствами. Заворачивая куклу в ткань, малыш быстро усваивает, что в жесткую ткань не завернешь — она плохо прилегает к предметам, а в мягкую пеленать легко. Содержание сенсорного воспитания в младшей группе можно представить в виде ряда тем, предполагающих использование педагогом специальных образовательных ситуаций, игр, продуктивных видов деятельности, экспериментирования, чтения художественной литературы и рассматривания картин. Примерные темы «Разноцветный мир». Цели: развивать зрительное восприятие, познакомить с цветами спектра, черным и белым цветом; учить сравнению предметов по цвету, выделять сходство цвета в разных предметах. «Карлики и великаны». Цель — формировать умения определять размер предмета в сравнении с образцом и по представлению, упорядочивать предметы по размеру. «Что есть на свете круглое?» Цели: способствовать освоению геометрических фигур как эталонов формы; обогащать чувственный опыт детей. «Загадки». Цель — развивать умение самостоятельно обследовать предмет и определять его свойства с опорой на какой-либо орган чувств (обоняние, осязание, слух, вкус). «В мире звуков». Цель — учить различать звуки по виду (звуки речи, музыкальные звуки, шумы), громкости, высоте, длительности.
Итоги освоения содержания образовательной области Достижения ребенка (Что нас радует) ü Ребенок проявляет интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам, рассматривает, обследует предметы, по-разному действует с ними по предложению взрослого или по собственной инициативе в течение 3—5 минут. ü С удовольствием включается в деятельность экспериментирования, организованную взрослым, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность в процессе познания свойств и качеств предметов. ü Способен целенаправленно наблюдать за объектами в процессе организованного восприятия, внимателен к словам взрослого, действует по правилу. ü Умеет выполнять простейший сенсорный анализ, выделяя с помощью взрослого наиболее ярко выраженные в предметах качества и свойства. ü Понимает слова, обозначающие свойства предметов и способы обследования, пытается использовать их в своей речи. ü Стремится адекватно передать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности. Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей ü Отсутствие интереса у ребенка к исследованию предметов, наблюдению за окружающим. ü Недостаточно владеет обследовательскими действиями и не учитывает сенсорные признаки предметов и материалов в практической деятельности. ü Ребенок испытывает большие трудности в сравнении и группировке предметов по общим признакам, без помощи взрослого не ориентируется на эталон. ü Не владеет словами, обозначающими основные свойства предметов и обследовательские действия.
Развитие математических представлений Делаем первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем
Задачи воспитания и развития детей 1. Привлекать внимание детей к освоению свойств предметов (формы, размера), отношений идентичности (такой же, как), порядка, равенства и неравенства, простых зависимостей между предметами в повседневных видах детской деятельности и к использованию освоенных умений с целью совершенствования игр, разнообразных практических действий. 2. Развивать активность и самостоятельность познания, поощрять проявление элементов творческой инициативы. 3. Осваивать и применять познавательные и речевые умения по выявлению свойств и отношений, речевых высказываний в жизненных ситуациях, рисовании и лепке, природоведческих играх, конструировании. Освоение задач математического развития детей осуществляется в повседневных видах деятельности: в бытовых процессах (одевании на прогулку, умывании, питании), в играх с различными материалами, игровых, развивающих ситуациях, развлечениях. С этой целью педагог помещает в игротеку игры на сопоставление и противопоставление, выбор по свойствам и отношениям (форме, размеру, расположению в пространстве, окраске), направленные на развитие познавательных способностей. Это игры. ü на освоение умений соотносить предмет с изображением, контуром или силуэтом («Найди такой же», «Рамки-вкладыши»); ü выбор таких же элементов при составлении целого из частей («Сложи квадрат», «Составь картинку», игры с пазлами); ü на объемное моделирование — сооружение простых построек из элементов (серии игр «Кубики для всех», конструкторы); ü на воссоздание узоров, изображений по образцам или по замыслу («Уникуб», «Сложи узор»); ü на освоение умений группировать по форме («такие же», «столько же», «все квадратные»), по форме и размеру (круглые большие), пользуясь логическими блоками Дьенеша, другими материалами. Интеграция в группе детей 3—4 лет состоит в использовании обследования, группировки, действий по увеличению и уменьшению по количеству, отображению как в овладении математическими умениями, так и речевыми (называние свойств, отношений, простых зависимостей); умениями конструирования, изображения форм, величин (в рисовании, лепке, аппликации). Интеграция осуществляется прежде всего в играх (особенно в играх с водой и песком), практической деятельности, в ситуациях, развлечениях. Педагог организует интеграционные упражнения, ситуации («Накормим кошку Мурку», «Круг, квадрат, снова круг, квадрат, а потом...»). Ориентация детей в образовательной области О чем узнают дети Ребенок 3—4 лет осваивает умения пользоваться предэталонами («как кирпичик»), эталонами форм — шар, куб, круг, квадрат, треугольник. Это расширяет возможности познания им окружающего мира. Дети проявляют интерес к играм и материалам, с которыми можно практически действовать: накладывать, совмещать, раскладывать с целью получения какого-либо «образа», изменять полученное. Дети осваивают простые связи и отношения: что больше (меньше) по размеру, количеству, одинаковые и разные по цвету и размеру, уравнивают группы предметов (столько же), увеличивают иуменьшают, проявляют интерес к сосчитыванию небольших групп предметов. Ребенок четвертого года жизни овладевает умением воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам (все большие; все квадратные и большие), что создает предпосылки для освоения равенства и неравенства двух количественных групп. Освоение приемов наложения и приложения способствует осмыслению сущности взаимнооднозначного соответствия двух множеств.
|