Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение возраста во взрослом состоянии ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Методика определения возраста во взрослом состоянии разработана достаточно хорошо. Особенно важна в этом отношении работа венгерских исследователей, разработавших способы определения возраста по комплексу признаков с высокой точностью 'А
К сожалению, она базируется на возрастном изменении губчатого вещества длинных костей, которые могут быть изучены только на рентгенограммах или горизонтальных распилах, а не непосредственно. Поэтому в практической работе приходится ограничиваться гораздо менее точным, но менее трудоемким способом, основанным на возрастных изменениях внешней поверхности отдельных костей. Они были изучены на головках плечевой и бедренной костей Г. Ханзеном 15, в костях кисти Д. Г. Рохлиным и А. Е. Рубашовой 16. По их данным и будет описана картина морфологических изменений, пригодных для определения биологического возраста.
2 0 — 29 лет. Поверхность головки плечевой кости гладкая. Головка четко отделена от большого и малого бугорков, линия границы плавная. В области хирургической шейки заметна по-розность, но она встречается далеко не всегда. Срастание головки полностью заканчивается к 23 годам, и после линия срастания иногда сохраняется лишь с нижней стороны головки.
Поверхность головки бедренной кости также гладкая. На передней поверхности шейки бедра часто заметна небольшая шероховатость. Линия срастания головки бедренной кости с шейкой иногда еще бывает выражена вполне отчетливо.
В строении костей кисти не обнаруживается практически никаких старческих изменений. Однако это характерно не для всех индивидуумов. В 13, 5% случаев у индивидуумов 24— 29 лет наблюдается ульнарная подточенпость на средней фаланге, в 2, 5% —узлы Эбердена (эти цифры, как и последующие аналогичные цифры, имеют, разумеется, лишь относительное значение). Под ульнарной подточенпостью подразумевается образование острого угла между боковой ульнарной поверхностью средней фаланги и суставной поверхностью с дистальной фалангой, узлы Эбердена — острые выросты на концевой фаланге, на суставной поверхности с средней фалангой (рис. 8). От остеофитов они отличаются тем, что у остеофитов концы направлены дистально, а в узлах Эбердена концы костных разрастаний имеют проксимальное направление. И ульнарная подточенность, и углы Эбердена лучше всего фиксируются на рентгенограммах кисти, с помощью которых они и были установлены, но при известном внимании их можно заметить и на кости.
30—39 лет. Поверхность головки плечевой кости гладкая. Угловатость контуров заметпа только в области большого и малого бугров, но и то далеко не во всех случаях. Линия срастания головки чаще всего уже незаметна. Иногда она бывает заметна и после 30 лет, но только до 34-летнего возраста.
На головке бедренной кости в этом возрасте не происходит никаких изменений, если не считать некоторого углубления ямки головки. Но практически это углубление трудно визуально фиксировать, а измерительных данных о возрастной изменчивости глубины ямки нет. Линия срастания головки и шейки бедра в этом возрасте уже незаметна.
Количество случаев ульнарной подточен-ности на средних фалангах кисти и узлов Эбердена возрастает по сравнению с предшествующим периодом, а кроме того возрастает во втором пятилетии этого десятилетнего интервала (35—39 лет) по сравнению с первым (30—34 года). В 30—34-летнем возрасте ульнарная подточенность встречается в 30— 35% случаев, в 35—39 летнем возрасте — приблизительно в половине случаев. Узлы Эбердена соответственно встречаются в 1—2% и в 4—6% случаев. В последнем пятилетии в редких случаях встречается радиальная подточенность, т. е. такая же угловатость, что и при ульнарпой подточен-ности, но на радиальной стороне кости. Все эти образования — ульнарная подточенность, радиальная подточенность, узлы Эбердена чаще обнаруживаются на женских скелетах.
40 — 49 лет. На головке плечевой кости, да и на ее диафизе в этом возрасте появляются мелкие шероховатости, и компакта теряет свою гладкость. Аналогичные изменения можно отметить и в компактном веществе бедренной кости. Особенно много шероховатостей и неровностей на поверхности шейки. Края ямки также неровные и острые.
Данные Д. Г. Рохлина и А. Е. Рубашовой, как и в предыдущих случаях, позволяют дифференцировать оба пятилетия внутри этого возраста. В первом пятилетии (40—44 года) ульнарная подточенность встречается в 50—60% случаев, узлы Эбердена — в 5—10%. В атом же возрасте продолжают увеличиваться случаи радиальной подточенности (до 10%, но чаще, как и раньше, у женщин). В возрасте 45—49 лет все эти явления 'прогрессируют. Случаи ульнарной.подточенности составляют 60—70%, узлов Эбердена — 10—20%, радиальной подточенности — 5—8%. Появляются остеофиты, правда, пока в единичных случаях (рис. 9) и узлы Бушара — образования, аналогичные узлам Эбердена, но на средних фалангах. Они встречаются не чаще остеофитов, приблизительно в одном случае на 100. Рис. 8. Узлы Эбердена и Бушара в концевой и средней фалангах второго пальца
50 — 59 лет. Неровности и шероховатости на поверхности головки плечевой кости выражены еще резче, чем раньше, и распространяются по поверхности всей компакты. Поверхностный слой компакты грубый и шершавый на ощупь, но сама компакта начинает истончаться, почему кость становится легче. Иногда на компакте появляется пористость. Она чаще всего заметна по краям головки н на буграх, которые приобретают резкие четкие очертания.
Усиление неровности и шероховатости рельефа очень заметно и на бедренной кости. На головке бедра, на большом и малом вертеле появляются заметные костные выступы. Сами вертелы приобретают из-за развития костных гребней резкие четкие очертания. Увеличивается рельеф по межвертельной линии. Однако в отличие от плечевой кости редукции компактного слоя еще нет, и кость не теряет нормального веса, свойственного ей и в более раннем возрасте.
В кисти нарастает количество старческих изменений. В возрасте 50—54 лет ульнарная подточенность встречается на двух третях фаланг, радиальная достигает 15—20%. Случаи появления остеофитов составляют около 5% (особенно на женских скелетах). Узлы Эбердена характерны приблизительно для трети исследуемых скелетов, узлы Бушара встречаются уже не на одном, а двух — четырех скелетах из 100. В следующее пятилетие ульнарная подточенность сохраняется примерно на том же уровне, но случаи радиальной подточенности увеличиваются вдвое. Приблизительно вдвое увеличивается и процент остеофитов, узлов Эбердена и Бушара. На женских скелетах все эти образования встречаются заметно чаще, чем на мужских, т. е., иными словами, в этом возрасте проявляется та же тенденция более быстрого старения женского организма, что и в предшествующие возрастные периоды.
60 лет и старше. Отмеченное выше разрастание неровностей и шероховатостей на головке плечевой кости, как и на поверхности остальной кости, прогрессирует. Особенно увеличивается число пористых ячеек в компактном веществе, что визуально проявляется в прогрессирующей пористости поверхностного слоя. В связи с редукцией и компактного, и пористого веществ костп она становится заметно легче. Рис, 9. Остеофиты в основании концевой фаланги Аналогичные старческие изменения можно отметить и в бедренной кости: грубость и резкость очертаний, пористость поверхностного слоя кости, ее хрупкость и ломкость, уменьшение веса.
В фалангах кисти увеличивается процент ульнарной и радиальной подточенности. В первую очередь это относится к радиальной подточенности, которая в этом возрасте выражена в половине случаев. Узлы Эбердена — 50—60% случаев, узлы Бушара — 20—30% случаев. Резко возрастает выраженность остеофитов, достигающая 20—25%.
Мозговой отдел (8 костей): лобная кость (os frontale); теменная кость (os parietale) (2); затылочная кость (os occipitale); клиновидная кость (os sphenoidale); височная кость (os temporale) (2); решётчатая кость (os ethmoidale). Лицевой отдел (15 костей): верхняя челюсть (maxilla) (2); нёбная кость (os palatinum) (2); сошник (vomer); скуловая кость (os zygomaticum) (2); носовая кость (os nasale) (2); слёзная кость (os lacrimale) (2); нижняя носовая раковина (concha nasalis inferior) (2); нижняя челюсть (mandibula); подъязычная кость (os hyoideum).
Кости среднего уха (3× 2): молоточек (malleus) (2); наковальня (incus) (2); стремя (stapes) (2).
Кости туловища Позвоночный столб (columna vertebralis) состоит из 32—34 позвонков: шейные позвонки (7, vertebrae cervicales), в т.ч. атлант (atlas) и эпистрофей (axis); грудные позвонки (12, vertebrae thoracicae); поясничные позвонки (5, vertebrae lumbalis); крестцовые позвонки (5, vertebrae sacralis) срослись в крестец (os sacrum); копчиковые позвонки (3—5, vertebrae coccygae) срослись в копчик (os coccygis).
Грудная клетка (compages thoracis) состоит из 37 костей (из них 12 грудных позвонков относятся ещё и к позвоночнику): рёбра (costae) (12× 2); грудина (sternum). [править] Кости верхней конечности
Пояс верхней конечности (cingulum membri superioris) (2× 2): лопатка (scapula) (2); ключица (clavicula) (2).
Свободная часть верхней конечности (pars libera membri superioris) (3× 2)
Плечо (brachium): Плечевая кость (humerus) (2).
Предплечье (anterbrachium): локтевая кость (ulna) (2); лучевая кость (radius) (2).
Кисть (manus) (27× 2). Запястье (carpus) (8× 2): ладьевидная кость (os scaphoideum) (2); полулунная кость (os lunatum) (2); трёхгранная кость (os triquetrum) (2); гороховидная кость (os pisiforme) (2); кость-трапеция (os trapezium) (2); трапециевидная кость (os trapezoideum) (2); головчатая кость (os capitatum) (2); крючковидная кость (os hamatum) (2). Пястье (metacarpus): Пястные кости (ossa metacarpi) (5× 2). Кости пальцев (ossa digitorum) (14× 2) — по 5 пальцев на каждой кисти, по 3 фаланги в каждом пальце, кроме большого (I) пальца, у которого 2 фаланги: (большой палец, I (pollex); указательный палец, II (index); средний палец, III (digitus medius); безымянный палец, IV (digitus anultaris); мизинец, V (digitus minimus)). проксимальная фаланга (phalanx proximalis) (5× 2); средняя фаланга (phalanx media) (4× 2); дистальная фаланга (phalanx distalis) (5× 2).
Кости нижней конечности
Пояс нижней конечности (cingulum membri inferioris) Тазовая кость (os coxae) (2): подвздошная кость (os ilium) (2); седалищная кость (os ischii) (2); лобковая кость (os pubis) (2).
Свободная часть нижней конечности (pars libera membri inferioris) (30× 2)
Бедро (femur): бедренная кость (femur) (2); надколенник (patella) (2).
Голень (crus): большеберцовая кость (tibia) (2); малоберцовая кость (fibula) (2).
Стопа (pes, pedis) (26× 2) Предплюсна (tarsus) (7× 2): пяточная кость (calcaneus) (2); таранная кость (talus) (2); ладьевидная кость (os naviculare) (2); медиальная клиновидная кость (os cuneiforme mediale) (2); промежуточная клиновидная кость (os cuneiforme intermedium) (2); латеральная клиновидная кость (os cuneiforme laterale) (2); кубовидная кость (os cuboideum) (2). Плюсна (metatarsus): Плюсневые кости (ossa metatarsi) (5× 2). Кости пальцев (ossa digitorum) (14× 2) — по 5 пальцев на каждой стопе, по 3 фаланги в каждом пальце, кроме большого (I) пальца (hallux), у которого 2 фаланги: проксимальная фаланга (phalanx proximalis) (5× 2); средняя фаланга (phalanx media) (4× 2); дистальная фаланга (phalanx distalis) (5× 2).
|