Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж. Уэльс, Великобритания, 1 Июля 2000 г. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Уэльс, Великобритания, 1 Июля 2000 г. Сегодня, я хочу поговорить на тему Десятой Песни Шримад Бхагаватам. По отношению к ней было много разных мнений. Проповедник из Индии приехал и сказал что-то, но мы не можем с ним согласиться. То, что он сказал, нигде не написано в шастрах. Я думаю, что вы должны рассеять все ваши сомнения, и согласиться с этим - особенно те, кто является искренними и старшими, те, кто знает кое-что о бхакти, и те, кто находится на уровне мадхьяма адхикари- среднем уровне бхакти йоги. У вас должно быть ясное понимание этих вещей. Здесь не должно быть никаких сомнений. Некоторые люди могут говорить, что мы не должны читать Десятую Песнь Шримад Бхагаватам, но я даже не буду слушать это предупреждение. Я скажу, " Приведите любое свидетельство того, что мы не должны этого делать. Это было написано в Шримад Бхагаватам, или в Шри Чайтанья Чаринамрите, или это сказал или написал какой-нибудь гуру в нашей парампаре? Ваш Гурудев сказал это? " Такие люди никогда не смогут ничего ответить. Я знаю, что Шрила Свами Махарадж никогда не писал, чтобы мы не читали Десятую Песнь Шримад Бхагаватам. (Шрила Нараяна Махарадж обращается к Шрипад Аранье Махараджу:) Встань и прочитай. То, что написал Прабхупада, ясно из написанного им. Вы должны все услышать это. Не пренебрегайте этим. И следующая цитата - из письма Хаягриве прабху в 1968 г. Шрила Прабхупада пишет: " Божествам должны поклоняться все (преданные - прим. перев.). Еще один секрет успеха состоит в том, что если человека мучит вожделение, ему нужно думать об играх Кришны с гопи, и тогда он забудет о своем желании наслаждаться". Шрила Нараяна Махарадж: Что это означает? Что, ваш* (см. примечание внизу страницы) Шрила Прабхупада был в тама-гуне, когда писал это? Он - истинный Вайшнав. Он не может в чем-то заблуждаться. Продолжай.
нивртта-таршаир упагийаманад Что это такое? Пашугхна - Тот, кто не слушает о раса-лиле из Десятой Песни Шримад-Бхагаватам. Что такое пашугхна? Душегуб. Не слушая, он губят и себя, и других. Нивритта-таршаир упагийаманад. Что это значит?
ШНМ: Здесь говорится о том, что Десятую Песнь Шримад-Бхагаватам должны слушать все - вишайи (люди, полные вожделения), освобожденные души, каништха-, мадхьяма- и уттама-бхакты на уровне шуддха-саттвы или бхава-бхакти, и даже те, кто обрели прему. Если они не делают этого, они губят себя и других. Что еще разьяснять? Все и так ясно - мы должны читать. Продолжай. AM: Шрила Прабхупада пишет в " Чаитанья-чаритамрите" (Ади, 4.30): " Господь очень милостив. Он лично приходит, чтобы забрать падшие души обратно в царство Божье, где можно вечно наслаждаться истинной любовью во взаимоотношениях с Богом, отличной от искаженной эгоистической половой любви, которой предаются и поклоняются падшие души в болезненном состоянии. По сути, Господь являет раса-лилу, чтобы разбудить падшие души, и чтобы они оставили своё нездоровое поведение, мораль и религиозность, и чтобы они вернулись в Его царство и наслаждались истинной реальностью. Тот, кто понимает истину о том, что такое раса-лила, безо всяких сомнений, будет чувствовать отвращение к матреалистической половой жизни". AM: Некоторые утверждают, что Шрила Прабхупада никогда не говорил о гопи, особенно публично, в присутствии неподготовленных людей. Но это не так. Я протицирую отрывок из беседы Шрилы Прабхупады с человеком, который еще не был преданным. Его звали Боб Коен, он работал сотрудником " Корпуса Мира". Боб спрашивает: " Сохраняет ли преданный свои наклонности? Ему по прежнему что-то нравится или не нравится? " Ш.П.: Да, все это остается, но он отдает предпочтение тому, что нравится Кришне. Кришна прямо говорит - Мне нравится это. И мы должны преподносить Кришне то, что Ему нравится, и лишь потом мы принимаем Его прасад. Кришна любит Радхарани". Боб: А негодяи считают Кришну привлекательным? ШНМ (смеется): Даже я такого не говорил! Как это он пишет: " Она упала на землю, и Он поцеловал Ее...". Что это такое? Прабхупада тоже был хорошим " рас(а)клом" (негодяем) (игра слов: по-английски " негодяй" - " раскл"), его переполняла " раса". Он хорошо знает Кришну. Иначе, как бы он сказал такое? " Рас(а)кл" означает " раса, полный расы". Но " расклы", настоящие негодяи, не могут понять этого " рас(а)кла". Тот, кто находится сакхья-расе (дружеской расе), так бы не сказал. Прабхупада был в мадхурья-расе (супружеской), поэтому он так говорил. Дальше. AM: Шрила Прабхупада разговаривал с Шарадия деви даси. Ей исполнилось 16 лет, и она была совсем еще новенькой преданной. НМ: И что он говорит ей? АМ: Она задала вопрос Прабхупаде. НМ: Даже я так не говорил! Я все время рассказываю о Дхруве Махарадже, Прахладе Махарадже, Читракету Махарадже, об Аджамиле, о Джагае и Мадхае. Правда, иногда рассказываю также Дамодара-лилу. Продолжай. ШНМ: Да... Вот это " рас(а)кл"... Так что давайте не будем слушать тех, кто говорит, что мы не должны читать Десятую Песнь. И также не будем слушать тех, кто утверждает, что и Прабхупада запрещал делать это. Мы должны следовать нашей парампаре. Мы тоже в ней находимся. У меня нет разногласий со Шрилой Прабхупадой. О, да, Конечно, кое-чем я отличаюсь от него. Я не такой красивый, каким был он. Я не такой здоровый, каким был он. Я не такой могущественный ачарья, каким был он. Я его ученик. Я не могу быть таким же, как он, но я принадлежу к той же линии ученической преемственности, что и он. Ачинтья бхеда-бхеда. Мы с ним принадлежим к одной семье, к одной ученической преемственности. Мы приняли санньясу от одного гуру, в одной преемственности - в традиции Джагад-гуру Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами, в линии Сарасвата. Я объяснил ему (Шриле Бхактиведанта Свами Прабхупаде) все санньяса-мантры, сделал ему данду и так далее. А когда он ушел из этого мира, я своими руками положил его тело в Самадхи. Вы должны верить в него. И вы можете также верить и в меня; это не опасно. Я не имею никакого шанса на то, чтобы пасть - мне сейчас идет восьмидесятый год. Я не говорю от имени моего собственного эго. Я говорю все эти вещи только по милости моего Гурудева, нашей гуру-парампары, по милости Прабхупады. Он сказал, что наши отношения трансцендентны и вечны. Что означает " вечны"? У меня настолько сильная вера в его слова, что я никогда не паду. Поэтому, можете положиться на меня, ничего опасного в этом нет. " Приблизившись к Ней, Кришна не позволяет Шримати Радхарани рвать цветы. Иногда Он также касается Радхики на глазах у Ее подруг". (Чч, М.14.173) Она гневается, плачет, но в то же время улыбается. По Ее телу бегут мурашки. Она проявляет все признаки саттвика-бхавы. Это такие возвышенные чувства! Она плачет и улыбается. Она бранит Кришну. Все это описывается в " Чайтанья-чаритамрите", и вы должны читать об этом. Я говорю это не от себя - об этом говорится в " Чайтанья-чаритамрите". AM: " Шри Чайтанья-чаритамрита", Мадхья-лила, гл.14: Quot; Увидев перед собой Господа Кришну, Шримати Радхарани остановилась. В ней возникло желание противостоять Ему. За голубой вуалью сияли Ее лучистые, широко открытые глаза. В украшениях виласа, Она была еще красивее, что доставляло удовольствие Шри Кришне, Верховной Личности Бога. Перед Кришной Шримати Радхарани стоит, изогнув шею, талию и колени. Ее брови танцуют. В лице и в глазах Шримати Радхарани пробуждаются разные признаки экстаза, и тогда на Ней проявляются украшения полита. Когда нежное тело Шримати Радхарани изящно изогнуто, а брови от волнения красиво приподняты, на Ней проявляются очаровательные украшения лалита аланкара". ШНМ: " Чайтанья-чаритамрита" ярко описывает эти мистические и глубокие темы, поэтому Кришнадас Кавирадж Госвами проявлял беспокойство. Он говорил: " Такие животные, как вер- блюды, собаки и свиньи не почувствуют интереса к этим описаниям. Поэтому я не боюсь. Я должен писать об этом. Только павлины, то есть возвышенные расика-бхакты, заинтересуются этим. Нигама-калпа-тарор галитам пхалам. (" Все ведические Писания подобны трансцендентному древу желаний, и на этом древе самый сладкий плод - " Шримад-Бхагаватам".) О чем здесь говорит Шри Вьясадева? Только о раса-лиле. Если вы уберете из Шримад-Бхагаватам раса-лилу, он лишится красоты. Шримад-Бхагаватам перестанет быть раса-синдху, океаном расы. Там есть все - даже больше чем вы можете себе вообразить. Но в Чайтанья-чаритамрите еще больше. Если кто-то хочет запретить Десятую Песнь, тогда нужно запретить и Чайтанья-чаритамриту. Больше не будем читать эту книгу. Если вы не можете читать Шримад-Бхагаватам, то как вы будете читать Чайтанья-чаритамриту? От начала и до конца, эта книга описывает только одно: как Махапрабху постоянно находился в настроении Шримати Радхарани. Так что же, нам нельзя об этом читать? Шрила Криншадас Кавирадж Госвами говорит, что Чайтанья-чаритамриту нужно слушать постоянно. Он пишет: шруйатам шруйатам нитйам " О преданные, всегда с великой радостью слушайте о трансцендентной жизни и качествах Шри Чайтаньи Махапрабху, пойте о них и медитируйте на них". (Антья 12.1). Так что, это ясно. Чайтанья-чаритамрита полна бесконечной расы, там есть все. Если мы можем читать Чайтанья-чаритамриту, поче му же мы не можем читать Десятую Песнь? Я знаю, что Пуджьяпад (Шрила Бхактидайита) Мадхава Махарадж традиционно читал аштакалия-лилу во время парикрамы в месяц Картгик. А что такое аштакалия-лила? Шрипад Бхактиведанта Мадхава Махарадж: Сокровенные игры Радхи и Кришны. ШНМ: Она описана в Шри Говинда-лиламрите Шрилы Кришнадаса Кавираджа Госвами. Читать и понимать аштакалия-лилу могут только возвышенные преданные. Мы предлагаем поклоны этим лилам, но он (Шрила Бхактидайита Мадхава Махарадж) ввел традицию читать их во время своих парикрам. Кому? Всем преданным, которые принимали участие в пари-краме - инициированным, неинициированным, старым и новым. И аштакалия-лила - еще возвышенней, чем Шримад-Бхагаватам. Но некоторые индийские проповедники говорят, что человек, не достигший совершенства, не должен читать Десятую Песнь. Однако мы не согласны с этим. Есть четыре причины, или четыре типа людей, которые запрещают читать Десятую Песнь. Первый тип - те, кто в невежестве. Возвышенные преданные знают все причины прихода Чайтаньи Махапрабху в этот мир. Вы знаете почему Он пришел? Если вы не читаете и не слушаете Десятую Песнь Шримад-Бхагаватам, вы не сможете этого понять. Вы будете обмануты. Поэтому вы должны стараться слушать Шримад-Бхагаватам из уст возвышенных вайшнавов. Не думайте, что вы не можете читать Десятую Песнь Шримад-Бхагаватам, как говорят вам некоторые преданные. Настоящие преданные знают обо всем и могут сказать иначе: " Начинай с 1-й Песни, потом 2-я, 3-я, 4-я, 5-я, и постепенно ты дойдешь до Десятой". А третьи " обманывают". Как? Например, кто-то говорит: " Что у меня в руках? Можешь сказать, что у меня в руках? " Люди начинают проявлять любопытство. Если кто-то говорит: " Не читай Десятую Песнь Шримад-Бхагаватам! ", то естественно, вам станет очень любопытно: " Интересно, что там такое? Я должен узнать! " Таким образом, некоторые усиливают интерес к слушанию и чтению Шримад-Бхагаватам. А четвертые говорят прямо противоположное тому, что имеют ввиду. Когда Шрила Рупа Госвами говорит: " Не ходи на берег Ямуны, где Говинда сладостно играет на Своей флейте, потому что ты забудешь о своем окружении, любви и дружбе", на самом деле он имеет ввиду: " Непременно иди! " Поэтому они говорят таким образом. В моей деревне жил преданный, который каждый день ходил на Гангу совершать омовение. Всякий раз, когда кто-то звал его " Рам! Рам! " он гневался и, схватив палку, намеревался побить их. Почему? Почему деревенские мальчишки кричали ему " Рам! Рам! "? И всякий раз он притворялся, что собирается поколотить их. Зачем он это делал? Чтобы побудить их воспевать Святое Имя " Рам! Рам! " И в этом была определенная игра. Если кто-то говорит, что люди не должны читать Шримад Бхагаватам, у них появляется интерес: что там кроется? Должно быть, что-то очень ценное! " Не слушая и не читая Десятую Песнь Шримад-Бхагаватам, вы не сможете определить цель жизни в преданности. Но, другой стороны, если вы слушаете Десятую Песнь, у вас может появиться сильное желание достичь этой цели. Для чего ваш* Гурудев, Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, написал книгу " Кришна" (" Источник вечного наслаждения")? Он объяснил в ней, что такое раса-лила, и вы должны прочитать о ней. Вы должны слушать о ней, это очень важно. Вы должны слушать об этом внимательно. Я говорю: вам следует сначала прочитать 1-ю Песнь, потом 2-ю, 3-ю, и так далее, и после этого можете читать Десятую Песнь. Не перескакивайте. Прабхупада говорил то же самое. Я никогда не рассказываю об играх гопи с Кришной обычным людям. Любой возвышенный преданный, избавившийся от вожделения и прочих дурных качеств, может рассказывать все эти игры, и нам следует слушать такого преданного. Такое слушание будет могущественным лекарством. Что говорит об этом Прабхупада? Послушайте. Траи дас прабху: Это цитата из вступления к книге " Источник вечного наслаждения", написанной в 1969 г., в самом начале движения ИСККОН. Заметьте, что это вступление к первой книге, которую мы стали массово распространять обычным людям. С первого же дня, как она вышла, мы распространяли ее тысячами. " Эта кришна-катха очень привлекательна даже для самых материалистичных людей, потому что развлечения Кришны с гопи в точности напоминают любовные истории девушек и юношей в этом материальном мире. В действительности, чувственные желания, которые мы находим в человеческом обществе, естественны, потому что те же самые чувственные желания присутствуют в изначальной Личности Господа. Энергию наслаждения зовут Шримати Радхарани. Любовное влечение на основе этого чувственного желания есть изначальная черта Верховной Личности Господа, и мы, обусловленные души, будучи неотъемлемыми частичками Всевышнего, также испытываем такие чувства, но в извращенном, неполном виде. По этому, когда люди, поглощенные сексуальными удовольствиями этого материального мира, услышат о развлечениях Кришны с гопи, они почувствуют трансцендентное наслаждение, хотя это кажется материальным. Преимущество в том, что они постепенно поднимутся до духовного уровня. В " Бхагаватам" говорится, что если человек со смирением слушает из уст авторитетного рассказчика о развлечениях Господа Кришны с гопи, он поднимется до уровня трансцендентного любовного служения Господу, и победит материальный недуг вожделения в сердце. Другими словами, материальное половое влечение отступит". Дхриштадьюмна прабху: Даже если материально загрязненные люди не понимают возвышенных духовных истин, сокрытых в " Источнике вечного наслаждения", то, читая и слушая из авторитетных источников, они постепенно очистятся и обретут правильное понимание. И тогда они освободятся от всех материальных привязанностей. Аграя прабху: Там же, в книге " Источник вечного наслаждения", в главе 32-й, описывающей раса-лилу, Шрила Прабхупада говорит: " Некоторые спрашивают, почему Кришна, если Он самодостаточен, вообще являет Свои развлечения с гопи, которые беспокоят так называемых моралистов этого мира. Дело в том, что это особая милость к падшим обусловленным душам. Гопи - тоже экспансии Его внутренней энергии, но поскольку Кришна захотел явить Свою раса-лилу, они пришли вместе с Ним в образе обычных людей. В материальном мире удовольствия в конечном счете связаны с половым влечением между мужчиной и женщиной. Мужчина живет для того, чтобы его привлекали женщины, а женщины живут только для того, чтобы их привлекали мужчины. Таков основной принцип материальной жизни. Как только эти влечения соединяются, люди все более и более вязнут в материальном бытии. Из особого расположения Кришна явил Свой танец раса-лилу. Он сделал это, чтобы пленить обусловленные души. Раз уж они так интересуются вопросами отношений полов, они могут насладиться этими отношениями с Кришной и освободиться от материальной обусловленности. Во 2-й Песни Шримад-Бхагаватам Махарадж Парикшит также объясняет, что развлечения и деяния Господа Кришны - это лекарство для обусловленных душ. Слушая о Кришне, они излечиваются от материальной болезни. Люди предаются материальным наслаждениям и читают литературу о плотской любви, но слушая о трансцендентных развлечениях Кришны с гопи, они освободятся от осквернения материей". Мы даже в уме не должны подражать Кришне. Но мы должны с глубоким почтением слушать о Его деяниях. Это ясно объясняется в Шримад-Бхагаватам и Шри Чайтанья-чаритамрите. В Ади-лиле 3.34 говорится: ануграхайа бхактанам. Прочитай перевод. AM: " Кришна предстает в вечном, человекоподобном образе, и совершает Свои игры из милости к преданным. Услышав об этих играх, человеку следует заняться служением Ему". И в сле-. дующем стихе говорится: " Слово " бхавет" употреблено в повелительном наклонении, значит, это обязательно следует делать. В противном случае, это будет пренебрежением обязанностями". ШНМ: Существует глагольный корень " бхавет". Что означает " бхавет"? " Вы должны слушать. Если вы не слушаете, то это оскорбление. Вы обязаны повиноваться этому указанию". Вы должны слушать, но с почтением и от возвышенных преданных. Не слушая, вы сами себя губите. Таково значение слова " бхавет". Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами, рупануга-вайшнав, говорит об этом в Шри Чайтанья-чаритамрите: " Вы должны слушать, но не подражать". Нас предупреждают не читать " Говинда-лиламриту", не читать о раса-лиле в Шримад-Бхагаватам. Но мы знаем, что многие преданные в ИСККОН читают " Говинда-лиламриту" и другие подобные произведения. Несмотря на предостережения, в особенности относительно этих книг, они читают их. У многих есть " Говинда-лиламрита" и " Кришна-бхаванамрита" Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура. Они сами читают, а другим говорят: " Вы не должны читать". О чем это говорит? Мне кажется, что им лучше было бы не читать, а слушать об играх Кришны от возвышенных вайшнавов. На протяжении всего месяца Карттик мы поем: намамишварам сач-чид-ананда-рупам Что это такое? Дамодара-лила. Откуда она? Из Дасам Сканда, из Десятой Песни. Почему же мы поем это? Потому что вся наша парампара делает это. викридитам враджа-вадхубхир идам ча вишнох Quot; Серьезный человек, сначала с верой и постоянно слушающий от своего гуру о любовных играх Господа Шри Кришны с юными гопи Враджа, и впоследствии рассказывающий о них, очень скоро обретет пара-бхакти (према-бхакти), чистое преданное служение Верховному Господу, и избавится от болезни в сердце - болезни вожделения". Что это означает? Объясни самую суть слов Шрилы Вишванатха Чакраварти Тхакура. Он раскрыл смысл слова " дхира" в этом стихе. AM: Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур написал комментарий к этой шлоке, которой Шукадева Госвами завершает главы, посвященные раса-лиле. В этом стихе он говорит, что гопи Вриндавана играют с Кришной в раса-лиле. Анушринуй-ад означает: " Вы должны слушать об этом постоянно".
Примечание*: на многих лекциях Шрилы Нараяна Махараджа в западных странах присутствуют ученики Шрилы Прабхупады, поэтому Шрила Нараяна Махарадж говорит " ваш Прабхупада". Перевод: Сурати д.д. Редакция: Вамшивадан дас
|