Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Методические указания по проведению практических занятий
Методические указания по проведению практических занятий
по предмету «Гражданско-правовые способы обеспечения исполнения обязательств»
Введение
В настоящее время правоотношения, связанные со способами обеспечения исполнения обязательств, являются одними из наиболее распространенных гражданских правоотношений. Дисциплина «Гражданско-правовые способы обеспечения исполнения обязательств» предоставляет студенту возможность получить набор необходимых знаний в области особенностей правового регулирования гражданских правовых отношений и научиться их применять.
Методические указания по практическим занятиям по дисциплине «Гражданско-правовые способы обеспечения исполнения обязательств» включают материалы, относящиеся к общим положениям об обязательствах, принципам исполнения обязательств, гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств, способам обеспечения исполнения обязательств.
Предлагаемые методические указания по практическим заданиям по дисциплине «Гражданско-правовые способы обеспечения исполнения обязательств" состоит из двух видов занятий - теоретических семинаров и практических занятий, с учётом задач и заданий. Теоретические семинары представляют собой занятия, на которых обсуждаются взгляды и концепции по наиболее сложным проблемам обеспечения обязательств. В методических указаниях сформулированы вопросы, подлежащие обсуждению на семинарских занятиях, указываются темы презентаций. Практические занятия предназначены, в первую очередь, для того, чтобы научить студентов понимать смысл закона и применять нормы права к конкретным жизненным ситуациям. Такие ситуации излагаются в задачах. Помимо задач по каждой теме предусмотрены задания. В отличие от задач, которые, как правило, направлены на решение конкретных споров, задания представляют собой поручения студентам подготовить различные гражданско-правовые документы, провести сравнительный анализ определённых положений закона, составить схему по заданной теме. Кроме того, в методических указаниях содержатся тестовые задания, с помощью которых студенты могут закрепить пройденный материал. Методы проверки знаний студентов:
1. Контрольная работа. Заданием контрольной работы могут быть конкретные вопросы из учебного курса, на которые студент должен дать краткие, но содержательные ответы.
2. Тестирование, которое позволяет проверить наличие у студентов сформировавшегося понятийного аппарата. Поскольку при тестировании от студента требуется выбрать правильный ответ из нескольких вариантов, преимуществом этого метода является также простота оценки результатов. Решение заданий в форме тестов представляет собой определенный тренинг, который способствует активизации мышления и закрепления в памяти студентов юридических понятий и терминов и другой информации.
3. Работа группами с экспертами, при которой аудитория условно делится на определенное количество групп с заведомо обозначенной позицией по вопросу. Экспертами назначаются студенты с наиболее высоким показателем успеваемости, которые выражают аргументированную позицию группы по заданному вопросу.
4. Разбор конкретных ситуаций-кейсов, преимущественно посредством анализа текущей правоприменительной практики по различным категориям споров, возникающих из обязательственных правоотношений.
5. Коллоквиум как форма промежуточной оценки знаний учащихся посредством группового обсуждения той или иной темы.
6. Подготовка юридических документов – договоров, претензий, протоколов, исков, судебных актов и др. Данный метод направлен на выработку у студентов определенных навыков работы с документами.
7. Подготовка докладов по теоретическим и практическим проблемам законодательства с обобщением материалов судебной практики, практики органов государственной власти.
8. Решение ситуационных задач, которое показывает степень формирования у студентов практических навыков. Решение задач является традиционным и важнейшим методом проведения семинарских занятий, поэтому следует более детально остановиться на рассмотрении основных подходов к решению задач.
В зависимости от изучаемой темы преподаватель предлагает студентам для решения задачи (казусы), составляемые в основном из специально обработанных судебных дел.
Задачи (казусы) – это препарированные в учебных целях различные, жизненные ситуации, требующие конкретного решения на определенной правовой основе.
В процессе решения задач студентами осваиваются алгоритмы юридического мышления, без овладения которыми невозможно успешное решение практических проблем. Эти алгоритмы включают в себя:
– изучение конкретной ситуации (отношения), требующей правового обоснования или решения;
– правовая оценка или квалификация этой ситуации (отношения);
– поиск соответствующих нормативных актов и судебной практики;
– толкование правовых норм, подлежащих применению;
– принятие решения, разрешающего конкретную заданную ситуацию;
– обоснование принятого решения, его формулирование в письменном виде;
– проецирование решения на реальную действительность, прогнозирование процесса его исполнения, достижения тех целей, ради которых оно принималось.
Условия задач включают все фактические обстоятельства, необходимые для вынесения определенного решения по спорному вопросу, сформулированному в тексте задачи. Решение задачи необходимо записывать в тетрадь, предназначенную для внесения подобного рода записей. При решении задачи ее условие переписывать не нужно; достаточно указать номер задачи, а затем сформулировать свои ответы на поставленные в задаче вопросы.
В ответе на поставленный в задаче вопрос (вопросы) студентам необходимо дать обоснованную оценку предложенной ситуации с точки зрения действующего законодательства. Если в задаче уже приведено решение суда или иного органа, требуется оценить его обоснованность и законность. При этом выводы должны быть мотивированы со ссылкой на нормативный акт с указанием его полного наименования, раздела, статьи, пункта или параграфа. При решении задач недопустимо ограничиваться однозначным ответом «да» или «нет».
9. Дискуссия с «мозговым штурмом», позволяющая найти решение проблемы путем предложения участникам высказать максимальное число вариантов, из которых в ходе дискуссии будут отобраны наиболее удачные. Мозговой штурм – это групповое генерирование идей по какой-либо проблеме. Разумное использование мозгового штурма при соблюдении его правил - это путь к развитию творческого, нестандартного мышления. Студенты делятся на группы, ставится задача – выявить спорные вопросы по теме или проблемные вопросы, имеющиеся пробелы в законодательстве и все участники высказывают свои мысли по поводу обсуждаемой проблемы. Количество идей не является самоцелью, а лишь служат основой для выработки наиболее разумного решения.
Правила мозгового штурма следующие:
- выдвигаемые идеи не оцениваются и не критикуются;
- работа нацелена на количество, а не на качество, чем больше идей – тем лучше;
- любые идеи можно стараться расширить, развить как только возможно;
- одобряются безумные, из ряда вон выходящие идеи;
- все идеи записываются, хотя бы посредством фиксации ключевого слова или фразы;
- устанавливается и четко выдерживается время проведения штурма.
После окончания мозгового штурма производится обзор, анализ и отбор наиболее ценных предложений. Результатом мозгового штурма могут быть внесение предложений по совершенствованию гражданского законодательства по вопросам данной темы.
Успешное изучение дисциплины возможно лишь при самостоятельной систематической работе студентов над источниками изучаемого курса, учебной, научной и учебно-методической литературой, а также над анализом имеющейся процессуальной практики, связанной с разрешением правовых коллизий и конкретных споров.
Тематика практических занятий
Тема 1 Понятие и оcнования возникновения обязательств
Вопросы к рассмотрению:
- Понятие обязательства, его отличия от других имущественных правоотношений.
- Основания возникновения обязательств.
- Субъекты обязательств.
- Множественность лиц в обязательстве.
- Солидарные, долевые и субсидиарные обязательства.
- Обязательства с участием третьих лиц.
- Регрессные обязательства.
- Обязательства в пользу третьих лиц.
- Перемена лиц в обязательстве.
Цели и задачи:
- Студенты должны получить четкое представление о сущности, отличительных чертах и видах обязательств.
- Студенты должны получить знания об основаниях возникновения и прекращения обязательств.
- Студенты должны уяснить понятие «субъекты обязательств», а именно, правовое положение субъектов обязательств, множественность лиц в обязательстве, перемена лиц в обязательстве.
По окончании изучения данной темы студенты должны: ЗНАТЬ теоретические вопросы темы
ПРИОБРЕСТИ НАВЫКИ выявления сложившихся в правоприменительной практике позиций в разрешении спорных вопросов применения норм обязательственного права. УМЕТЬ разграничивать обязательственные правоотношения и иные виды правовых отношений; - правильно применять нормы обязательственного права для разрешения конкретной правоприменительной ситуации;
- учитывать нормы обязательственного права в своей профессиональной деятельности; - объяснять содержание правовых институтов, составляющих обязательственное право и соответствующих правовых норм;
-толковать нормы обязательственного права;
Задание: При изучении данной темы студенты должны уяснить понятие и отличительные черты обязательств, основания возникновения обязательств. Обратить внимание на субъектный состав обязательств. Изучение данной темы было бы неполным, если не уяснить для себя понятие «множественности лиц в обязательстве», сущность солидарных, субсидиарных и регрессных обязательств. Уяснить перемену лиц в обязательстве.
Практические задания
1.Составьте схему " Виды обязательств", в которой отразите классификацию обязательств, проведённую по различным основаниям
2.Схематически изобразите односторонние и взаимные, а также простые и сложные обязательства. Приведите примеры сложных обязательств, не являющихся взаимными. 3.Приведите примеры возникновения обязательств из односторонних сделок, юридических поступков, административных актов, юридических событий.
4.Задача. Суд отказал во взыскании суммы в пользу нового кредитора, обосновав отказ недействительностью договора уступки.
Причиной недействительности суд посчитал его совершение вопреки запрещению, которое содержалось в дополнительном соглашении к договору, установившему уступленное требование.
Что изменилось бы, если бы запрет уступки содержался в самом договоре, который устанавливал уступленное требование?
Для более углубленного изучения данной темы необходимо использовать Гражданский кодекс РК (Общую часть) от 27.12.94 года, а также следующую учебную литературу:
1.1.Гражданское право Республики Казахстан. Том II. Вещное право. Обязательственное право. Учебник для вузов (академический курс). Под редакцией М.К. Сулейменова. Изд НИИ частного права КОУ и Юрид. Фирма «Зангер».- Алматы, 2013, с.776.
2.Гражданское право. Учебник. Под редакцией С. С.Алексеева. 3-е изд., перераб. и доп.- М., 2011
3. Гражданское право: Учебник: В 2-х томах. Том второй: Обязательственное право / Отв. ред. Суханов Е.А. - М.: Статут, 2011
4. Мауленов К.С., Мауленова Б.Н. Основы гражданского законодательства Республики Казахстан. Учебное пособие. Алматы, 2009, с.60.
Тема 2 Исполнение обязательств. Общие положения
Вопросы:
1.Понятие исполнения обязательства.
2.Срок исполнения обязательства.
3.Условия досрочного исполнения обязательства. Последствия просрочки исполнения обязательства.
4.Место исполнения обязательства.
5.Способы исполнения обязательства.
Цели и задачи:
- Студенты должны получить четкое представление о понятии исполнения обязательств
- Студенты должны получить знания от принципах исполнения обязательств
- Студенты должны уяснить принцип надлежащего исполнения обязательств как основополагающий принцип исполнения обязательств
По окончании изучения данной темы студенты должны: ЗНАТЬ теоретические вопросы темы;
ПРИОБРЕСТИ НАВЫКИ выявления сложившихся в правоприменительной практике позиций в разрешении спорных вопросов применения норм обязательственного права. УМЕТЬ разграничивать обязательственные правоотношения и иные виды правовых отношений; - правильно применять нормы обязательственного права для разрешения конкретной правоприменительной ситуации;
- учитывать нормы обязательственного права в своей профессиональной деятельности; - объяснять содержание правовых институтов, составляющих обязательственное право и соответствующих правовых норм;
-толковать нормы обязательственного права.
Задание: При изучении данной темы студенты должны четко уяснить для себя понятие исполнения обязательств. Обратить внимание на субъектный состав обязательств. Научиться определять субъекты обязательств в конкретных ситуациях. Необходимо обратить внимание на такой основополагающий принцип исполнения обязательств как надлежащее исполнение обязательства. При изучении данного вопроса необходимо изучить и принцип реального исполнения обязательства, его практическое значение. Что же касается принципа надлежащего исполнения обязательства, то здесь особое внимание необходимо обратить на срок исполнения обязательства, место исполнение обязательства, способы исполнения обязательства.
Практические задания
Раскрыть содержание вопроса «Особенности исполнения денежных обязательств».
Задача 1. Магазин, осуществлявший торговлю по предварительным заказам, заключил с Исаевым договор, в соответствии с которым обязался в течение месяца передать Исаеву телевизор японского производства размером экрана по диагонали 54 см, стоимостью, равной 500 долларам США по курсу, действующему на момент заключения договора. По истечении месяца магазин сообщил Исаеву о том, что он может забрать свой телевизор. Исаев потребовал доставить телевизор к нему домой, поскольку считал местом исполнения собственное место жительства, которое он специально указал в договоре. Магазин доставил телевизор фирмы «Shivaki» Исаеву домой. Исаев потребовал заменить телевизор, поскольку он был уверен, что приобретает телевизор фирмы «Sony». При рассмотрении дела в суде выяснилось, что в магазине имелись в наличии телевизоры и той, и другой фирмы, при этом цена и иные характеристики, предусмотренные договором, у телевизоров совпадали.
Магазин предъявил Исаеву встречный иск о возмещении расходов по доставке телевизора на квартиру Исаева.
Кто прав в этом споре?
Задача 2. Цементный завод по договору поставки должен был отгрузить в 1 квартале текущего года в адрес строительного треста 100 вагонов цемента. Фактически было отгружено 80 вагонов. Строительный трест взыскал с цементного завода неустойку за недопоставку продукции и потребовал восполнения недогруза. Завод отклонил требование треста на том основании, что за допущенную им недопоставку он уже понес наказание в виде уплаты неустойки.
Основательны ли возражения завода?
Задача 3
Маханов заказал в ателье свадебный костюм. Свадьба должна была состояться 15 августа, а срок исполнения заказа был согласован 10 августа. В ходе пошива пропала деталь раскроенного костюма - рукав. Поскольку материал был предоставлен Махановым, а в ателье аналогичного материала не оказалось, заверщить работу к сроку ателье не могло. Маханов по телефону был уведомлен, что его заказ к сроку готов не будет и что ателье может изготовить для него костюм из другого материала при условии оплаты его стоимости Махановым.
Поскольку Маханов не был уверен в том, что костюм будет готов к сроку, он приобрел костюм турецкого производства в бутике и потребовал от ателье оплатить стоимость приобретенного костюма, компенсировать стоимость материала, уплатить пени за несвоевременное изготовление заказа, а также возместить причиненный ему моральный ущерб, который он оценил в размере 10-кратной стоимости приобретенного им костюма.
Суд взыскал с ателье стоимость приобретенного Махановым костюма и в ту же сумму оценил размер подлежащего возмещению морального вреда. В удовлетворении остальных требований суд отказал.
Правильно ли решение суда? Какие права имеет заказчик в случае неисполнения заказа в срок, а также утраты предоставленного им материала?
Для более углубленного изучения данной темы необходимо использовать Гражданский кодекс РК (Общую часть) от 27.12.94 года, а также следующую учебную литературу:
1.Гражданское право Республики Казахстан. Том II. Вещное право. Обязательственное право. Учебник для вузов (академический курс). Под редакцией М.К. Сулейменова. Изд-во НИИ частного права КОУ и Юрид. Фирма «Зангер».- Алматы, 2013, с.488.
2.Гражданское право. Учебник. Под редакцией С. С.Алексеева. 3-е изд., перераб. и доп.- М., 2011
3. Гражданское право: Учебник: В 2-х томах. Том второй: Обязательственное право / Отв. ред. Суханов Е.А. - М.: Статут, 2011
|
Данная страница нарушает авторские права?
|