Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример. Два суждения не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными.






Два суждения не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными.

Эти суждения находятся в контрадикторных (противоречащих) отношениях, к ним относятся суждения: А–О, Е-I. При истинности одного из них, другое необходимо ложно, и наоборот. А – истинно, О – ложно; Е – ложно, I – истинно.

4. Ответ дается на все вопросы.

1. Какие закономерности окружающего мира отражает формальная логика?

2. Какой закон логики нарушается в следующих случаях:

А) Все студенты успешно сдали сессию. Студенты Иванов и Захаров получили в сессию двойки на экзамене по логике;

Б) Письменное указание дано Петрову в устном порядке.

Поясните свой ответ.

3. Дайте полную логическую характеристику следующих понятий:

А) родители;

Б) безделушка;

В) водяной.

4. Проведите операции обобщения и ограничения следующих понятий:

А) достопримечательность;

Б) хищник;

В) мышление.

5. Определите характер отношений между следующими понятиями и изобразите кругами Эйлера:

А) закон – логический закон – беззаконие – закон торжества;

Б) справедливый – несправедливый – судья – отец;

В) ребенок – старик – веселый человек – грустный человек.

6. Укажите на ошибки, допущенные в следующих определениях:

А) директор – это начальник;

Б) теория маркетинга – это не экономическая теория;

7. Проверьте правильность деления понятий:

А) Обувь бывает мужская, женская и резиновая;

Б) Формами обучения в ВУЗе являются дневная, вечерняя и заочная;

Обоснуйте свой ответ.

8. Приведите предложение к строгой логической форме суждения, установите вид, состав, качество и количество, распределенность терминов, изобразите кругами Эйлера отношения субъекта и предиката:

А) Желание большего приводит к потере того, что имеешь (Демокрит).

9. Проделайте операции превращения, обращения, противопоставления предикату со следующими суждениями:

А) знание – сила;

Б) старый конь борозды не портит;

10. Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм неправильный, укажите ошибку:

А) некоторые металлы жидкие – ртуть жидкая. Следовательно…

11. Сделайте вывод из приведенных посылок. Укажите вид, состав, фигуру, полученных умозаключений. Распределенность терминов в посылках и выводе:

А) Все грустные люди порядочны – ни один весельчак не грустит…

 

Вариант 7.

1. Классификация, ее виды (естественная и искусственная).

2. Фигуры и модусы простого категорического силлогизма. Особые правила фигур.

3. Практическое задание. Определить, какие формально-логические законы нарушены в следующих рассуждениях:

1. Осужденный Иванов всегда выполняет план, следовательно, он достоин поощрения.

2. Был безветренный вечер, по речной глади озера скользила лишь одна моторная лодка.

3. Генерал своим корпусом преградил путь врагу.

Рекомендации. Для решения этих задач необходимо проанализировать каждый из основных логических законов в отдельности, выделив их особенности и различия, научиться правильно записывать их формулы. Обрати внимание на ошибки, возникающие при нарушении этих законов (тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал