Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ объемов производства и продаж продукции.






Показатели валовой, товарной и реализованной продукции. Объем производства и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) – это основные показатели, характеризующие деятельность организации, анализ этих показателей имеет большое значение для оценки его деятельности как на этапе планирования производства и продаж, так и выполнения планов.

По степени готовности продукция подразделяется следующим образом:

Валовая продукция — характеризует весь объем выполненной работы предприятием за определенный период времени (месяц, квартал, год). В состав валовой продукции входит как законченная, так и незаконченная продукция, так называемое незавершенное производство. Объем валовой продукции (В) определяется по формуле

В = Т + (Нкн — Ннп), где Нкн, Ннп — стоимость незавершенного производства на конец и начало периода соответственно.

Товарная продукция — это стоимость готовой продукции, полученной в результате производственной деятельности предприятия, законченных работ и услуг, предназначенных для реализации на сторону. На предприятиях с небольшой длительностью производственного цикла незавершенное производство поддерживается на постоянном уровне, показатели валовой и товарной продукции равны. На предприятиях с большой длительностью производственного цикла (например, судостроение) эти показатели значительно различаются. Объем товарной продукции (Т) определяется по формуле Т=Тр+Тн, где Тр — стоимость готовых изделий (услуг, работ), предназначенных для реализации на сторону; Тн — стоимость полуфабрикатов своей выработки и продукции вспомогательных и подсобных хозяйств, предназначенных для реализации на сторону.

Реализованная продукция (объем продаж) — это стоимость товаров и услуг, произведенных и реализованных предприятием за определенный период времени. Объем реализованной продукции (P) является одним из основных показателей, по которому оцениваются результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Он рассчитывается по формуле Р=Т+(Рнп-Ркп), где Т - объем товарной продукции за определенный период (месяц, квартал, год); Рнп, Ркп — стоимость остатков нереализованной продукции на начало и конец того же периода соответственно. Анализ структуры и динамики объемов производства и продаж. Ориентиры для деятельности любой организации задают ее планы: план производства и реализации продукции.Формирование разделов производственной программы осуществляется с применением балансового метода. Организации самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями товаров и поставщиками и определяют перспективы развития. Объем производства и продаж товаров являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства товаров. Задачи анализа объема производства и реализации продукции: 1) оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции; 2) определение влияния факторов на изменение величины этих показателей; 3) выявление резервов увеличения выпуска и реализации продукции; 4) разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Полезными источниками информации для анализа являются: бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, данные текущего бухгалтерского и статистического учета и отчетности, журналы ордера, карточки складского учета и др. При анализе производства товаров могут применяться натуральные, условно-натуральные и стоимостные показатели. Основной цельюанализа объема производства является получение максимальной прибыли от реализации продукции.

Темпы роста объема производства товаров влияют на величину затрат, прибыль и рентабельность. Анализ выпуска товаров включает оценку выполнения плана и динамики производства и продаж, выявление резервов увеличения производства и продаж, разработку мероприятий по выявлению резервов и их освоению. Особенно важную роль здесь играет выполнение контрактов на поставку товаров. Анализ ассортимента производимых товаров состоит в основном в установлении параметров — распространенности, однородности, степени устаревания. Расширение ассортимента является для предприятия средством привлечения заказчиков с различными потребностями. Анализ объема производства и продаж начинают с изучения его динамики, расчета индексов роста и прироста. В процессе анализа фактические данные сравнивают с плановыми, с данными предшествующих периодов, при этом проводится полный сравнительный вертикальный и горизонтальный анализ, т.е. рассчитывается процент выполнения плана, абсолютное и относительное отклонение от плановых значений или от показателей периода, принятого за базисный. Базисные темпы роста определяются относительно базисного периода. Факторы, влияющие на величину выручки. Сумма и уровень прибыли формируются под воздействием большого количества различных факторов, оказывающих на них как положительное, так и отрицательное влияние. Все факторы можно разделить на основные, оказывающие наибольшее влияние на сумму и уровень прибыли, и на второстепенные, влияние которых можно пренебречь. Кроме того, всю совокупность факторов можно разделить на внутренние и внешние. Они тесно связаны между собой. К внутренним факторам, влияющих на прибыль и рентабельность, относятся ресурсные факторы (величина и состав ресурсов, состояние ресурсов, условия их эксплуатации), а также факторы, связанные с развитием розничного товарооборота. К внешним факторам, влияющим на прибыль предприятия, относятся: социально-экономические условия, цены на производственные ресурсы, уровень развития внешнеэкономических связей, транспортные и природные условия.

 

83. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов. Экстенсивный и интенсивный характер использования трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы — это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги. Из этого определения вытекает, что трудовые ресурсы включают в себя, с одной стороны, людей, занятых экономической деятельностью (в различных отраслях), а с другой, — не занятых, но которые могут трудиться. Таким образом, трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников.

Экстенсивный тип воспроизводства характеризуется увеличением численности трудовых ресурсов без изменения их качественных характеристик. Интенсивный тип воспроизводства предусматривает изменение качественных характеристик рабочей силы. К ним относят: рост образовательного уровня работников, их квалификации, физических и умственных способностей и т.п. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов: производительность, зарплатоемкость, зарплатоотдача. Производительность труда работников характеризует количество продукции, произведенной в единицу рабочего времени, и определяется как отношение выпуска продукции (в стоимостном или натуральном измерении) на среднесписочную численность работников. Этот показатель является одним из важнейших показателей, характеризующих эффективность использования трудовых ресурсов и хозяйственную деятельность предприятия. Следует различать среднечасовую, среднедневную, среднемесячную, среднеквартальную и среднегодовую выработку продукции (производительность труда). Среднечасовая выработка продукции определяется делением количества выработанной продукции за какой-либо период (месяц, квартал, год) на число отработанных рабочими за этот период человеко-часов. Остальные показатели средней выработки определяются также делением количества выработанной продукции на среднюю численность работников за каждый из этих периодов.

Зарплатоотдача - это один из измерителей экономической эффективности труда. Он используется в случае, когда затраты труда выражаются величиной заработной платы. Иными словами, зарплатоотдача - это отношение целевого экономического показателя к затратам на оплату труда:

Зарплатоотдача = Целевой экономический показатель / Заработная плата.

Зарплатоемкостъ - это заработная плата, приходящаяся на единицу целевого экономического показателя. Зарплатоемкость является величиной, обратной зарплатоотдаче: Зарплатоемкость = 1 / Зарплатоотдача.

В случае, когда целевой экономический показатель выражается в стоимостных единицах, показатели зарплатоотдачи и зарплатоемкос-ти являются безразмерными. Зарплатоемкость выражают также в процентах. Обычно зарплатоотдача больше единицы, а зарплатоемкость меньше единицы (меньше 100%). Влияние движения кадров и использование рабочего времени на эффективность использования персонала. Наиболее ответственный этап в анализе обеспеченности предприятия рабочей силой - изучение ее движения. Движение кадров предназначено для приведения в равновесие потребности производства относительно замещения вакантных рабочих мест и потребности в труде соответствующего качества, в продвижении и т.д. Вместе с тем, внутризаводские перемещения связаны не только с наличием вакантных рабочих мест соответствующего качества, но и с возможностью занять их принятыми работниками, т.е. с уровнем общей и профессиональной подготовки принятых, с их демографическими особенностями, опытом и т.п. От рациональной организации внутренних перемещений на предприятии во многом зависят возможности квалификационного продвижения, получения работы по интересам с оптимальными для рабочего условиями и оплатой труда. К внешнему движению кадров относятся: - оборот по приему; - оборот по увольнению; - коэффициент текучести кадров. Внутреннее движение кадров характеризует: - межцеховое движение; - меж -профессиональную подвижность; - квалификационное движение и переход работников в другие категории.

Общий коэффициент оборота определяется отношением суммы принят

84. Анализ эффективности использования материальных ресурсов. Экстенсивный и интенсивный характер использования материальных ресурсов. Материальные ресурсы – это различные виды сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих и полуфаб­рикатов, которые хозяйствующий субъект закупает для ис­пользования в хозяйственной деятельности с целью выпуска продукции, оказания услуг и выполнения работ.Удовлетворение потребности предприятия в материальных ресурсах осуществляется двумя путями: экстенсивным и интенсивным.

Экстенсивный путь предполагает увеличение добычи и производства

материальных ресурсов и связан с дополнительными затратами. Интенсивный путь удовлетворения потребности предприятия в материалах, сырье, топливе, энергии и других материальных ресурсах

предусматривает более экономное расходование имеющихся запасов в процессе производства продукции. Экономия сырья и материалов в процессе потребления равнозначна увеличению их производства. Показатели эффективности использования материальных ресурсов: обобщающие (материалоемкость, материалоотдача) и частные. Для характеристики эффективности использования материальных ресурсов применяется система обобщающих и частных показателей.

К обобщающим показателям относятся прибыль на рубль материальных затрат, материалоотдача, материалоемкость, коэффициент соотношений темпов роста объема производства и материальных затрат, удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, коэффициент использования материалов. Материалоотдача определяется делением стоимости произведенной продукции на сумму материальных затрат. Этот показатель характеризует отдачу материалов, т.е. сколько произведено продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов (сырья, материалов, топлива, энергии и т.д.). Материалоемкость продукции - отношение суммы материальных затрат к стоимости произведенной продукции - показывает, сколько материальных затрат необходимо произвести или фактически приходится на производство единицы продукции. Частные показатели используются для характеристики эффективности потребления отдельных элементов материальных ресурсов (основных, вспомогательных материалов, топлива, энергии и др.), а также для установления снижения материалоемкости отдельных изделий. Показатели отражают эффективность потребления отдельных элементов материальных ресурсов на 1 руб. выпущенной продукцией. Пути повышения эффективности использования материальных ресурсов. Основные пути улучшения использования ресурсов:

1. Повышение качества сырья. Увеличение содержания полезных веществ в сырье и его технологичности, возможности извлечения продукта.

2. Максимальное снижение потерь сырья при транспортировке и хранении. Потери сырья и снижение его полезности снижают объем производства, а значит и фондоотдачу наличных основных фондов.

3. Экономное расходование сырья в процессе хранения и переработки.

4. Внедрение достижений современного научно – технического прогресса. Замена действующего устаревшего оборудования на новое, более прогрессивное и экономичное.

5.Сокращение длительности производительного цикла.

6. Совершенствование форм организации производства – оптимизация уровня конкуренции, специализации, кооперирования и интегрирования.

7. Рациональная связь с поставщиками и потребителями, что сведет к минимуму производственные запасы и остаток продукции.

8. Выравнивание социально – экономического развития страны, комплексное развитие экономики регионов и субъектов Российской Федерации.

Один из факторов, влияющих на эффективность использования ресурсов - эффективное формирование ресурсов, которое обеспечивается мобильностью ресурсов, возможностью перемещения их с одной территории в другую; оптимальной концентрацией ресурсов в рамках организации; созданием банка информации и обеспечением доступа к нему для всех организаций.

ых и уволенных к среднесписочному числу рабочих или работающих.

Текучесть рабочих играет большую роль в деятельности предприятия. Коэффициент сменяемости исчисляется как отношение меньшего из числа принятых или уволенных к среднесписочному числу работников. Текучесть кадров характеризуется количеством рабочих уволившихся по собственному желанию или уволенных за прогулы другие нарушения трудовой дисциплины. Коэффициенты, характеризующие уровень текучести в отдельных подразделениях или группах работников, называются частными коэффициентами текучести. Методика их исчисления аналогична расчету общего показателя, но только по данному подразделению.

 

85. Анализ движения, технического состояния и эффективности использования основных производственных фондов. Источники информации для анализа. Основные фонды занимают, как правило, основной удельный вес в общей сумме основного капитала предприятия. От их количества, стоимости, технического уровня, эффективности использования во многом зависят конечные результаты деятельности предприятия: выпуск продукции, ее себестоимость, прибыль, рентабельность, устойчивость финансового состояния.

Источники информации: план экономического и социального развития; план

Технического развития; ф №1 " Баланс предприятия"; ф № 5 " Приложение к

Балансу предприятия "; инвентарные карточки учета основных средств; данные проводимых на предприятии инвентаризаций основных средств, а также учета их использования; данные специальных обследований и другие

источники.информации. Расчет и оценка показателей движения основных производственных фондов. Для изучения движения и технического состояния основных производственных средств рассчитываются следующие показатели:

1.Коэффициент ввода: Квв= Фвв/Фкон пок-т долю введенных ОС

2.Коэффициент обновления: Кобн= Фнов / Фкон. пок-т долю введ нов ОС

3.Коэффициент выбытия: Квыбвыб./ Фнач. пок-т долю выбыв ОС

4.Коэффициент прироста: Кпр.= Фпр./ Фнач;

5.Коэффициент ликвидации: Кл= Фликв/Ф нач пок-т долю ликвид ОС

6.Коэффициент замены: Кз=Фз/Фнов пок-т долю выбыв ОС, замен на новые

7.Коэффициент расширения основных средств: Красш=1-Кзам. пок-т на какую долю от общ ОС происходит расширение ОС.

Показатели технического состояния основных производственных фондов. Представим показатели оценки технического состояния основных средств.

Коэффициент износа ОС Кик/ Фкон. пок-т долю полн изнош ср-в (норм считается значение около 30%)

Коэффициент годности ОС: Кг= Фкон ост./ Фкон. пок-т долю полностью годных ОС

Фкон ост. – остаточная стоимость основных средств на конец периода.

Ик – сумма износа ОС на конец периода.

Очевидно, Ки=1-Кг.

Ки – Кг = 1 Перечисленные пок-ли анал-ся в динамике.

Показатели эффективности использования основных производственных фондов. Оценка эффективности использования основных средств предполагает расчет следующих обобщающих показателей и их анализ в динамике.

Пок-ми эфф-ти использования ОС явл:

 

 

 

1.фондоотдача пок-т сколько вал продукции прих-ся на 1руб влож ОС

2.фондоемкость пок-т сколько ОС б вложено на 1 руб

 

3.рентаб-ть пок-т сколько прибыли приходится на 1 руб влож ОС

При расчетах м испол-ть среднегод стоимость всех ОС, ОПФ, их активные части. Валовая продукция м заменяться товар или реал продукцией. Перечисленные пок-ли изуч-ся в динамике. Анализ эффективности основных фондов заканчивается тем, что находят резервы увеличения выпуска продукции за счет более эффективного использования основных фондов.

Пути повышения эффективности основных производственных фондов. Пути повышения эффективности основных производственных фондов:

освободить предприятие от излишнего оборудования, машин и других основных средств или сдать их в аренду;

своевременно проводить капитальный ремонт;

повысить уровень квалификации обслуживающего персонала;

своевременно обновлять основные средства;

повысить уровень механизации и автоматизации производства;

совершенствовать организацию производства и труда с целью сокращения потерь рабочего времени и простоя в работе машин и оборудования.

Также нужно планировать дальнейшую деятельность и учитывать ошибки, допущенные в прошлом. При этом следует опираться на имеющиеся ресурсы и использовать их наиболее рационально. Обязательно нужно учитывать состояние рынка производимой продукции и искать новые пути ведения хозяйства.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал