Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Хрия(строгая)–речь-рассуждение, в которой избирается дедуктивный метод изложения.
Целеполагание – заключительная ступень мотивационного этапа подготовки высказывания, целевая установка автора, основа плана речи; цель – это осознанная потребность; цель проходит ступени конкретизации и оценивается вероятностно, на основе прошлого опыта. Целое – части – смысловая модель, которая позволяет, во-первых, рассмотреть предмет речи как часть некоего целого и рассуждать так же и об этом целом; во-вторых, рассмотреть элементы, части, составляющие предмет речи, и говорить о них по отдельности. Цитата (лат.) – дословная выдержка из какого-то произведения, из устной речи авторитетного автора, используется в доказательстве или в полемике, в рассуждении. В письменной речи при использовании цитат обязательна ссылка на авторский текст. Чрезмерное доказательство – приведение слишком большого числа аргументов, многие из которых являются лишними и малоубедительными. Эвристика (греч.) – 1. В Древней Греции система обучения путём наводящих вопросов, восходящая к Сократу; 2. Совокупность исследовательских методов, направленных на открытие, познание нового, ранее неизвестного; 3. Наука, изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическую деятельность). Эвристический алгоритм – алгоритм, не основанный на формальном доказательстве. Эзопов язык – язык иносказаний, намеков, недомолвок, каламбуров, притч; высоко ценился в ораторских школах. Эзоп – древнегреческий баснописец, сюжеты произведений которого использовались другими авторами (Ж. Лафонтен, И.А. Крылов). Экспозиция ( лат.) – начальный композиционный элемент повествовательного произведения; в ней характеризуется обстановка и излагаются события, предшествовавшие основному действию. Может быть дана в начале рассказа (прямая), в середине (задержанная) и даже в конце, как разгадка запутанного сюжета. Эллипсис ( греч.) – стилистическая (риторическая) фигура: пропуск в предложении, в тексте отдельных слов, их сочетаний, которые легко понимаются в диалоге, в известной ситуации. Элокуция (лат.) – раздел классической риторики, «выражение» и «украшение»: в нем рассматривается языковое оформление подготовленного содержания речи. Эпилог (греч.) – заключительная часть повествовательного произведения; в нем излагаются события, происшедшие после завершения основного сюжета. Эпитет – образное определение. Пример: воздушный почерк, изящная теория, безголовый директор и др. Эпифора – повтор заключительных элементов последовательных фраз. Пример: Кто должен взяться за это, если не мы? И кто сумеет сделать это, если не мы? Эристика – искусство спора, полемики; искусство добиваться победы в споре; подраздел логики. Этос (греч.) – одно из трех оснований риторики в античном мире: этическое начало; нравственные принципы, лежащие в основе речи оратора. Эффект края – психологическое явление, заключающееся в том, что из всей линии аргументации лучше, быстрее и эффективнее запоминаются аргументы, находящиеся в начале и в конце выступления. Юмор (англ.) – добродушно-насмешливое отношение к чему-либо, выделение забавного в жизни, шутка; шуточные произведения, используемые в общении: юморески, пародии, анекдоты, каламбуры, эпиграммы и пр. «Ядовитый сэндвич» –аргументативный (пропагандистский) прием, активно использует возможности психологического влияния за счет структуризации текста. Позитивное сообщение дается между негативным предисловием и негативным заключением так, что положительное сообщение как бы исчезает от внимания аудитории. Обратным кпредыдущему является т.н. «Сахарный сэндвич», где негативное сообщение маскируется положительным вступлением и положительным заключением.
|