![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разделы дисциплины и темы занятий) для студентов очной формы обученияСтр 1 из 6Следующая ⇒
Д а л ь н е в о с т о ч н ы й ф и л и а л Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Кафедра Теории и истории права и государства
Юридическая психология
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения
направление подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация (степень) «Бакалавр»)
Хабаровск
88.4 Автор: Мусатова С.Г., доцент кафедры Теории и истории права и государства Дальневосточного филиала ФГБОУ ВПО «РАП»;
Рецензенты: И.С. Еремина Зав. кафедрой теории и истории государства и права, к.ю.н, доцент, Н.Ю. Галкина доцент кафедры психологии и педагогики ДВЮИ МВД РФ к.псих.наук
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 (квалификация (степень) «бакалавр»). Одобрен на заседании кафедры Теории и истории права и государства Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (Дальневосточный филиал) протокол № 2 от 26.09.2013 г. Утвержден Учебно-методическим советом Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (Дальневосточный филиал) протокол № 3 от 30 октября 2013 года.
© ДВФ «Российская академия правосудия», 2013 © Мусатова С.Г., 2013
СОДЕРЖАНИЕ Введение ……………………………………………………………………………………………….4 Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………………………………………..7 Тематический план дисциплины………………………………………………………...……………7 Программа курса……………………………………………………………………………………….8 Планы семинарских занятий …………………………………………………………………..……10 Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя……………………………………………………....16 Тематика рефератов по Юридической психологии………………..……………………………....18 Вопросы для самостоятельного контроля знаний…………………………………………………19 Литература ………………………………………………………………………………………..…..21 Вопросы для подготовки к зачету…………………………………………………………………...25
Юридическая психология является комплексной учебной дисциплиной, изучающей конкретный вид человеческой деятельности в системе Человек - Право. Психология как наука, исследует вопросы сути и закономерностей психической деятельности людей, а также соответственно способы, механизмы влияния на неё, и развития. Поскольку Юриспруденция как отрасль знаний социально-правового значения, включает человека в структуру своего регулирования, следовательно, в решении поставленных задач, юристы основываются на использовании психологических знаний, в том числе полученных при изучении Юридической психологии. Юридическая психология является научно-практической дисциплиной, изучающая психологические закономерности системы деятельности человека в разнообразных сферах регулируемых правом, и на основании анализа практических мероприятий разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности правовой системы. Юридическая психология — наука, изучающая особенности развития и проявления психических явлений, связанных с процессом деятельности по осуществлению правосудия, а также определяющая способы воздействия права и правоприменительной деятельности на психологию человека с целью профилактики и предупреждения правонарушений. Согласно смыслу образовательного стандарта и содержанию тематического плана, Юридическую психологию причисляется к комплексным дисциплинам. В разделах, посвященных ряду вопросов обшей психологии, нам предстоит усвоить общие закономерности психической деятельности людей, в разделах криминальной и судебной психологии – особенности поведения граждан в системе правоотношений и при совершении противоправных деяний. Важным аспектом изучения дисциплины остаётся направление психологии труда (как элемента прикладной отрасли) включающей в себя исследование вопросов психологическое содержание профессиональной деятельности и эффективного профессионального поведения судебных, следственных работников и т.д. Роль и значение данной учебной дисциплины в подготовке квалифицированных специалистов для судебной системы обусловлена необходимостью формирования у будущих юристов системы знаний и базирующихся на них умений и навыков глубокого научного анализа общественных отношений, складывающихся в психологической сфере регулируемой правом и обеспечения на этой основе правоприменительной деятельности. Цель курса “ Юридическая психология” состоит в привитии студентам комплекса знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для эффективного исполнения ими обязанностей в сфере правоохранной деятельности и правоприменения, а так же при отправлении правосудия. Юридическая психология как прикладная комплексная учебная дисциплина направлена на формирование навыков и умения студентов решения социально-правовых и профессионально-психологических задач в современных условиях, в том числе тех, которые имеют непосредственное значение для эффективности судебной работы. Основными задачами изучения курса являются: · освоение методологических общенаучных и частнонаучных приемов в целях изучения поставленных вопросов и гносеологии проблем; использования существующих социально-психологических методик исследования проблем противодействия преступному поведению. · исследование психологических закономерностей и механизмов развития личности, изучение возникновения, развития психических свойств, качеств личности, приводящих к противоправному поведению; · основы работы с лицами девиантного поведения. · изучение психологические особенности личностей при участии в следственных действиях, судебном процессе и т.п.; · исследование психологических мер правового, в том числе судебного воздействия направленных на перевоспитание и исправление лиц, совершивших преступления и правонарушения; исследование психологических мер, оснований и способов применения мер профилактики и противодействия противоправным деяниям;. · изучение психологического обеспечения правового регулирования и формирования личности субъектов юридической деятельности; · развитие, изменение, деформация личных качеств юристов при осуществлении профессиональной деятельности; привитие психологических навыков управления стрессом и профилактики профессионального психологического выгорания; привитие психологических навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием в профессиональной деятельности. · основы аналитической деятельности и научно-практического прогнозирования в судебной и правоохранительной деятельности (определение психологических закономерностей преступности как социального явления в зависимости от объективных показателей и изменения правосознания, тенденций развития личности отдельных категорий преступников и преступных групп, прогнозирование эффективности правового регулирования и проч); · умение применения в практической работе рекомендаций юридической психологии, основы взаимодействия с экспертами, психологами. Таким образом, изучение данной дисциплины позволит приобрести практические навыки, направленные на повышение эффективности судебной, правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности. Требования к уровню подготовки специалиста: - иметь представление: о месте юридической психологии в системе изучаемых дисциплин; понятийном институте юридической психологии, предмете и методе; основных институтах; соотношении юридической психологии с отраслями права; практической значимости и сфере применения полученных знаний (ОК-1, ОК – 3, ОК – 4, ОК-7, ОК -8, ОК -9, ОК- 10; ПК – 2, ПК-8, ПК-17, ПК-18, ПК-19); - понимать и уметь объяснить сущность юридической психологи, соотношение между юридической психологией, общей психологией и правом (ОК-1, ОК – 3, ОК – 4, ОК-5; ПК – 2, ПК-17, ПК-17, ПК-18); - знать: - структуру и содержание юридической психологии; - основные положения современных теорий изучения личности; - основные методы психологического изучения личности и деятельности; - психические процессы, психические состояния и индивидуально-психологические особенности личности; - специфику психических закономерностей в правовом регулировании; - социально-психологическую характеристику юридического труда и психологические характеристики отдельных юридических профессий; - психологию преступного поведения и преступной группы; - психологию суда присяжных; - психологические особенности судопроизводства; -психологические особенности отдельных участников судебных процессов (ОК-2, ОК – 3, ОК – 4, ОК -5, ОК -6, ОК-9, ОК -10, ОК -11, ОК- 12, ОК - 14; ПК – 2, ПК-9, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19); - уметь применять практически комплекс психологических знаний, навыков и приемов в профессиональных ситуациях (ОК-2, ОК – 4, ОК -5, ОК -6, ОК-9, ОК -10, ОК -11, ОК- 12; ПК – 2, ПК-9, ПК-15, ПК-17, ПК-18, ПК-19); - использовать в практической деятельности психологические методы изучения личности (ОК- 1, ОК-2, ОК – 4, ОК -5, ОК -6, ОК-9, ОК -10, ОК -11, ОК- 12; ПК – 2, ПК-9, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19); - определять психические состояния и индивидуально-психологические особенности человека и учитывать их в своей работе, в том числе при решении расстановки кадров (ОК – 1, ОК-2, ОК -3, ОК – 4, ОК -5, ОК -6, ОК -8, ОК-9, ОК -10; ПК – 3, ПК-9, ПК-17, ПК-18, ПК-19); - применять технику и приемы профессионального общения при решении профессиональных задач (ОК -3, ОК – 4, ОК -5, ОК -6, ОК -7, ОК -10, ОК - 11; ПК – 2; ПК – 3, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13); - грамотно использовать возможности судебно-психологической экспертизы (ОК -1, ОК – 2, ОК -3, ОК – 4, ОК -5, ОК -6, ОК -9; ПК - 3; ПК - 4; ПК – 5; ПК -6; ПК-7, ПК-14, ПК-15, ПК-16); - применять психологию допроса и других следственных действий в профессиональной деятельности (ОК -1, ОК – 2, ОК -3, ОК – 4, ОК -6, ОК -9, ОК-13; ПК – 2; ПК - 3; ПК - 4; ПК – 5; ПК-6; ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-19); - исследовать психологические предпосылки (условия) эффективности правовых норм (ОК -1, ОК – 2, ОК -3, ОК – 4, ОК -5, ОК -6, ОК -9; ПК - 1; ПК - 3; ПК - 4; ПК – 5, ПК-13, ПК-15); - изучать личность преступника, раскрывать мотивацию преступного поведения, специфику мотивации отдельных видов преступного поведения (ОК -1, ОК – 2, ОК -3, ОК – 4, ОК -6, ОК -9, ПК – 1; ПК – 2; ПК - 3; ПК - 4; ПК – 5; ПК -6, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-14, ПК-15); - понимать социально-психологические основы профилактики преступлений (ОК -1, ОК – 2, ОК -3, ОК – 4, ОК -5, ОК -6, ОК -8, ОК-9; ПК – 1; ПК - 3; ПК - 4; ПК – 5; ПК-6, ПК-19);
- изучать психологические закономерности воздействия права и правоохранительной деятельности на отдельных лиц, группы и коллективы (ОК -1, ОК – 2, ОК -3, ОК -5, ОК -6, ОК -8, ОК-9; ПК – 1; ПК – 2; ПК - 3; ПК - 4; ПК – 5; ПК-6; ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-19); - владеть психологическими закономерностями деятельности исправительных учреждений в целях разработки системы мер по исправлению и перевоспитанию осужденных(ОК -1, ОК – 2, ОК -3, ОК – 4, ОК -5, ОК -6, ОК -8, ОК-9; ПК – 2; ПК - 4; ПК – 5; ПК-6; ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-19); - развивать навыки и умения использования психологических аспектов в различных видах правоохранительной деятельности (следователя, прокурора, адвоката, судьи) (ОК -1, ОК – 2, ОК -3, ОК -5, ОК -6, ОК -7, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12; ПК – 2; ПК - 3; ПК - 4; ПК – 5; ПК-6; ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13); - владеть методами психологической защиты, самосохранения, профилактическими мерами сохранения психического здоровья, преодоления стресса и профессионального выгорания (ОК -1, ОК – 2, ОК -3, ОК -5, ОК -7, ПК-9, ПК-13, ПК-16).
Являясь комплексной дисциплиной, юридическая психология постигается посредством применения комплексного подхода, а значит применения совокупности знаний. Это определяет тесную взаимосвязь юридической психологии с некоторыми институтами психологии, педагогики, а также с отраслями права: уголовным, административным, гражданским, семейным, и всеми процессуальными отраслями, а также с судебной медициной, судебной психиатрией, криминологией. Поэтому изучение дисциплины «Юридическая психология» предполагает знание или процесс параллельного изучения студентами данных дисциплин. Итоговой формой контроля является зачет.
Объем дисциплины и виды учебной работы [1]
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ разделы дисциплины и темы занятий) для студентов очной формы обучения
* отмечены занятия в интерактивной форме.
|